Статья "Использование возможностей ИКТ по развитию и активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов"
Ирина Александровна Сливка
МОУ Речниковская СОШ
учитель начальных классов
Использование возможностей ИКТ по развитию и активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Основной источник повышения интереса к учебной деятельности — создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путём выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач). Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путём собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Татьяна Ивановна Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности [4].
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:
- возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;
- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.
Задачи учителя – помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учёбы, следить за ходом учёбы, консультировать обучающихся, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета.
В мире, который становится всё более
зависимым от информационных технологий,
школьники и учителя должны быть знакомы
с ними. И учитель, если он заботится о
своих учениках, их будущем, должен помочь
им освоить новые жизненно необходимые
навыки.
Использование
компьютерных технологий – это не влияние
моды, а необходимость, диктуемая
сегодняшним уровнем развития образования.
Достоинства использования ИКТ можно
свести к двум группам: техническим и
дидактическим. Техническими достоинствами
являются быстрота, маневренность,
оперативность, возможность просмотра
и прослушивания фрагментов и другие
мультимедийные функции. Дидактические
достоинства интерактивных уроков –
создание эффекта присутствия ("Я это
видел!"), у учащихся появляется ощущение
подлинности, реальности событий, интерес,
желание узнать и увидеть больше.
Внедрение ИКТ (информационных и
коммуникационных технологий) в практику
работы учителя начальных классов
осуществляется по следующим направлениям:
1.
Создание презентаций к урокам.
2.
Работа с ресурсами Интернет.
3.
Использование готовых обучающих
программ.
4. Разработка и использование
собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
· создание и
подготовка дидактических материалов
(варианты заданий, таблицы, памятки,
схемы, чертежи, демонстрационные
таблицы);
· создание мониторингов по
отслеживанию результатов обучения и
воспитания;
· создание текстовых
работ;
· обобщение методического
опыта в электронном виде.
Применение ИКТ в процессе обучения и
воспитания младших школьников повышает
общий уровень учебного процесса,
усиливает познавательную активность
учащихся.
Основная цель применения ИКТ состоит
в повышении качества обучения. Качество
обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий
можно решить следующие задачи:
·
усиление интенсивности урока;
·
повышение мотивации учащихся;
·
мониторинг их достижений.
Трудно
представить себе современный урок без
использования ИКТ. ИКТ технологии могут
быть использованы на любом этапе
урока:
1. Для обозначения темы урока.
2.
В начале урока с помощью вопросов по
изучаемой теме, создавая проблемную
ситуацию.
3. Как сопровождение
объяснения учителя (презентации, формулы,
схемы, рисунки, видеофрагменты)
4. Для
контроля учащихся.
Подготовка
подобных уроков требует ещё более
тщательной подготовки, чем в обычном
режиме. Составляя урок с использованием
ИКТ, необходимо продумать последовательность
технологических операций, формы и
способы подачи информации на большой
экран. Степень и время мультимедийной
поддержки урока могут быть различными:
от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог
К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс,
от которого трудно добиться слова,
начните показывать картинки, и класс
заговорит, а главное, заговорит свободно…»
[3].
Со времён
Ушинского картинки явно изменились, но
смысл этого выражения не стареет. Да и
мы с вами можем сказать, что урок,
включающий слайды презентации, данные
электронной энциклопедии вызывают у
детей эмоциональный отклик, в том числе
и самых инфантильных или расторможенных.
Экран притягивает внимание, которого
мы порой не можем добиться при фронтальной
работе с классом. Одной из наиболее
удачных форм подготовки и представления
учебного материала к урокам в начальной
школе можно назвать создание мультимедийных
презентаций. "Презентация" -
переводится с английского как
"представление". Английская
пословица гласит: «Я услышал – и забыл,
я увидел – и запомнил». По данным учёных
человек запоминает 20% услышанного и 30%
увиденного, и более 50% того, что он видит
и слышит одновременно. Таким образом,
облегчение процесса восприятия и
запоминания информации с помощью ярких
образов - это основа любой современной
презентации. Учитель начальных классов
может использовать в своей работе личные
презентации. Очень эффективными могут
быть тесты, кроссворды, разработанные
в программе Microsoft Office Word.
Спектр
использования возможности ИКТ в
образовательном процессе достаточно
широк. Однако, работая с детьми младшего
школьного возраста, мы должны помнить
заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Никто не будет
спорить, что применение любой визуальной
информации на уроке имеет положительный
эффект, но есть уроки, на которых
достаточно показа таблиц или репродукции
картины.
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами даёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.
Электронное учебное пособие дополняет обычное, и особенно эффективно в тех случаях, когда оно:
-обеспечивает почти мгновенную обратную связь;
-помогает быстро найти необходимую информацию;
-существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
-позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящим для конкретного ученика проверить знания по определённой теме.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
-в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
-при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;
-на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.
На этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причём на экране показывается не только задание, но и ответ.
Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.
Выделим основные:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы);
- создание презентации на определённую тему по учебному материалу;
- поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
-создание текстовых работ;
-обобщение методического опыта в электронном виде.
Применение компьютера на уроках развивает учащегося: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед ребёнком познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с разными источниками информации.
Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме.
На уроках русского языка аудио и видео средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами. Я попробовала различные методы активизации познавательной деятельности учащихся. Использовала такой приём активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я смогла показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых явлений, послушать музыку и речь. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволили мне показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью я смогла показать солнечную систему, строение тела человека на уроках окружающего мира. Совершить виртуальные путешествия по разным городам и странам. Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными.
Преимущества использования ИКТ -
Делают обучение более эффективным.
Способствуют индивидуализации обучения.
Повышается мотивация обучения.
Активизируется познавательная деятельность учащихся.
Обеспечивается оперативность и объективность контроля.
Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь.
8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов
9. Повышается интерес к изучаемому предмету.
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Психолого-педагогические
исследования показывают, что использование
возможностей ИКТ в начальной школе
способствует:
- повышению мотивации
к учению,
- повышению эффективности
образовательного процесса за счёт
высокой степени наглядности,
-
активизации познавательной деятельности,
повышению качественной успеваемости
школьников,
- развитие наглядно-образного,
информационного мышления,
- развитию
навыков самообразования и самоконтроля
у младших школьников,
- повышению
активности и инициативности младших
школьников на уроке,
- повышению
уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о
повышении качества работы учителя.
Как
показывает практика, без новых
информационных технологий уже невозможно
представить себе современную школу.
Уроки с использованием ИКТ становятся
привычными для учащихся начальной
школы, а для учителей становятся нормой
работы – это, на мой взгляд, является
одним из важных результатов инновационной
работы в практике работы учителя
начальных классов.
Информационные технологии — это и
— реализация межпредметных связей с другими учебными предметами;
— проведение предметных тестирований и диагностик;
— выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;
— поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
— использование электронных таблиц для решения задач;
— проведение научных конференций, презентаций;
— использование мультимедиа технологий при изучении учебного материала;
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Применяя ИКТ, я активизировала учебно-познавательную деятельность учащихся.
Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми. Результатом использования новых информационных технологий как способа управления познавательной деятельностью учащихся, является более лёгкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъём, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жёсткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Библиографический список
Горбунова А. И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Сов. педагогика. 1966. № 3.
Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Юнити, 2001
Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников: пособие. – М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сливка Ирина Александровна
→ Солнышко2316 24.01.2011 1 7566 639 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.