Разработка урока "Системы счисления в заданиях ГИА"; 9 класс






Системы счисления в заданиях ГИА








Автор: Мочалова Марина Владимировна

Место работы: г. Санкт-Петербург, лицей №144

Занимаемая должность: учитель информатики

Дата создания работы: декабрь 2010 г.

Системы счисления в заданиях ГИА

Цели урока:

  • обучающая

    • повторить и систематизировать знания по основным понятиям темы «Позиционные системы счисления»;

    • отработать навыки переводов чисел из любой позиционной СС в десятичную и обратно;

    • развить умение решения задач по данной теме различной степени сложности

  • развивающая

    • стимулировать стремления к овладению данной темой;

    • развить умения применять полученные знания при решении задач различной направленности

  • воспитательная

    • повышение информационной культуры;

    • воспитание инициативы, уверенности в своих силах.

Тип урока: урок обобщения знаний и совершенствования ЗУН.

План урока:

  • опрос (повторение пройденного материала);

  • отработка навыков перевода чисел из позиционной системы счисления с основанием р в десятичную и обратно;

  • решение задач, содержащих числа в различных СС;

  • проверка ЗУН по данной теме на заданиях ГИА (части А, В).

Позиционные системы счисления (опрос):

    • что понимают под позиционными СС?
      СС, в которых «вес» (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в изображении числа

    • что понимают под p - основанием позиционной СС?

p – количество знаков, используемых для представления (записи) чисел, а также «вес» разряда

    • развернутая форма представления чисел в позиционных СС?

Ap=anpn + an-1pn-1 + . . . + a2p2 + a1p1 + a0p0

Ap – само число в СС с основанием p

ai – значащие цифры числа

n – число разрядов числа


    • свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС?

A=anan-1 . . . a2a1a0

где an, an-1, . . . a2, a1, a0 - значащие цифры числа


      • какой формой записи чисел пользуемся в повседневной жизни?

свернутой формой представления чисел

Задания на запись чисел в различных формах представления

  • Представить число А = 317 в развернутой форме записи


А = 3 · 102 + 1 · 101 + 7 ·100


  • Представить число А9 = 7 · 95 + 3 · 94 + 6 · 92 + 91 + 2 в свернутой форме записи


А9 = 7306129

Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р

Правило перевода методом последовательного деления:

  • необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя

  • составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке




Задания на переводы чисел из десятичной СС в систему с основанием р.

  • Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами

а) методом подбора (разложить число на степени основания 2)

23 = 22 + 1 = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 24 + 22 + 21 + 20 = 101112

б) с помощью алгоритма делением

  • Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? (2)

  • Сравните числа: а) 510 и 58 б) 1112 и 1118 (510 = 58 1112 < 1118 )


Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления

Правило перевода:

  • представить число в развернутой форме

  • вычислить сумму ряда

Полученный результат является значением числа в 10-ой СС.


Пример: число 32015 перевести в 10-ую СС


32015 = 3 · 53 + 2 · 52 + 0 · 51 + 1 · 50 = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426

32015 = 426


Задания на переводы чисел в десятичную СС

  • Перевести число 1010112 из двоичной CC в десятичную (1010112 = 43)

  • Вычислить сумму чисел 10213 + 2105, ответ представить в десятичной СС (89)

  • Найти наименьшее из чисел (ответ: В)


А = 10213

В = 1115

С = 101012

D = 1219

34

16

21

100




Задачи на различные переводы чисел


  • Было 53р груши. После того, как каждую разрезали пополам, стало 136 половинок.
    В СС с каким основанием вели счет?

Определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68

а) метод подбора: 68 = 53р, значит р > 10.

Проверяем числа 11, 12 13. Находим: р = 13

б) с помощью вычислений:

Переводим 53р в десятичную СС и находим р:

53р = 5·р + 3 5р + 3 = 68 5р = 65 р = 13

  • Встретили космонавты инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость?

13р + 23р = 102р р + 3 + 2р + 3 = р2 + 2 р2 - 3р - 4 = 0 Находим корни:

р1 = 4; р2 = -1 – не имеет смысла (Ответ: гость пользовался 4-ной СС)

  • В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7?

37 = 30 + 7

30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30

Т.к. остаток равен 7 , значит 3, 5, 6-ричные СС – не подходят.
10 – исходная СС. Остается: 15-ричная, 30-ричная СС



Проверка навыков и умений переводов чисел в различных системах счисления – решение заданий в формате ГИА (части А, В).

Разбор заданий, подведение итогов.



Фамилия, Имя ______________________________


А1. Вычислите значение суммы в десятичной СС:

102 + 104 + 106 + 108 = ?

1. 22 2. 20 3. 18 4. 24


А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является:

1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101


А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25?

1. 1 2. 2 3. 3 4. 4


А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как
101. Укажите это основание.

1. 2 2. 3 3. 4 4. 8


В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых.
В какой системе счисления такое возможно?


В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания.

А = 2034 В = 101012 С = 1356



А1

А2

А3

А4

1





2





3





4







В1


В2





Список литературы:

1. Соколова О.А. Поурочные разработки по информатике. 10 класс. Москва, ВАКО, 2008.

2. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Санкт-Петербург, БХВ, 2009.

3. Информатика. ЕГЭ-2010. Москва, Астрель, 2010.

4. ГИА-2010. Экзамен в новой форме – информатика. Москва, Астрель, 2010.

http://kpolyakov.narod.ru

http://www.ege.edu.ru



Слайд 1
Системы счисления в заданиях ГИА Автор: Мочалова Марина Владимировна, учитель информатики лицея №144 г.Санкт-Петербурга
Слайд 2
Системы счисления в заданиях ГИА Позиционные системы счисления – что понимают под позиционными СС? СС, в которых «вес» (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в изображении числа – что понимают под p - основанием позиционной СС? p – количество знаков, используемых для представления чисел, а также «вес» разряда – развернутая форма представления чисел в позиционных СС? Ap=anpn + an-1pn-1 + . . . + a2p2 + a1p1 + a0p0 Ap – само число в СС с основанием p ai – значащие цифры числа n – число разрядов числа
Слайд 3
Системы счисления в заданиях ГИА Позиционные системы счисления – свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС? A=anan-1 . . . a2a1a0 где an, an-1, . . . a2, a1, a0 - значащие цифры числа – какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни? свернутой формой представления чисел (1945)
Слайд 4
Системы счисления в заданиях ГИА Задания на запись чисел в различных формах представления • Представить число А = 317 в развернутой форме записи 210 А = 317 А = 3 · 102 + 1 · 101 + 7 · 100 • Представить число А9 = 7 · 95 + 3 · 94 + 6 · 92 + 91 + 2 в свернутой форме записи А9 = 736129
Слайд 5
Системы счисления в заданиях ГИА Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р Правило перевода методом последовательного деления: • необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя; • составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке. 10 10   22 19 18 1 2 9 8 1 2 4 4 0 2 2 2 0 19 = 100112 2 1 система счисления
Слайд 6
Системы счисления в заданиях ГИА Задания на переводы чисел из десятичной СС • Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами а) методом подбора (разложить число на степени основания 2) 23 = 22 + 1 = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 24 + 22 + 21 + 20 23 = 101112 б) с помощью алгоритма делением • Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? • Сравните числа: 510 = 58 1112 < 1118 2
Слайд 7
Системы счисления в заданиях ГИА Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления Правило перевода: • представить число в развернутой форме; • вычислить сумму ряда. Полученный результат является значением числа в 10-ой СС. Пример: число 32015 перевести в 10-ую СС 3 210 3 2 1 0 32015 = 3 · 5 + 2 · 5 + 0 · 5 + 1 · 5 = = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426 32015 = 426
Слайд 8
Системы счисления в заданиях ГИА Задания на переводы чисел в десятичную СС • Число 1010112 перевести в 10-ую СС 1010112 = 43 • Вычислить сумму чисел 10213 + 2105, ответ представить в десятичной СС Ответ: 89 • Найти наименьшее из чисел Ответ: В А = 10213 34 В = 1115 16 С = 101012 21 D = 1219 100
Слайд 9
Системы счисления в заданиях ГИА Задачи на различные переводы чисел • Было 53р груши. После того, как каждую разрезали пополам, стало 136 половинок. В СС с каким основанием вели счет? Т.к. ответ дан в десятичной СС, определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68 а) метод подбора: т.к. количество груш в СС с основанием р меньше, чем их число в 68 = 53р десятичной СС, значит р > 10. Проверяем числа ≥11. Находим: р = 13 б) с помощью вычислений: Переводим 53р в десятичную СС и находим р: 53р = 5·р + 3 5р + 3 = 68 р = 13
Слайд 10
Системы счисления в заданиях ГИА Задачи на различные переводы чисел • Космонавты встретили инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость? 13р + 23р = 102р 3р + 6 = р2 + 2 (р – 4)(р + 1) = 0 р + 3 + 2·р + 3 = р2 + 2 р2 – 3р – 4 = 0 р1 = -1 – не имеет смысла р2 = 4 • В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7? 37 = 30 + 7 30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30 Т.к. остаток 7 , значит основания 3, 5, 6 – не подходят. 10 – исходная СС. Остается: 15-ричная, 30-ричная СС
Слайд 11
Задания для проверки усвоения материала урока Фамилия, Имя ______________________________ А1. Вычислите значение суммы в десятичной СС: 102 + 104 + 106 + 108 = ? 1. 22 2. 20 3. 18 4. 24 А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является: 1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101 А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25? 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как 101. Укажите это основание. 1. 2 2. 3 3. 4 4. 8 В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых. В какой системе счисления такое возможно? В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания. А = 2034 В = 101012 С = 1356 А1 1 2 3 4 В1 В2 А2 А3 А4
Слайд 12
Системы счисления в заданиях ГИА Автор: Мочалова Марина Владимировна, учитель информатики лицея №144 г.Санкт-Петербурга

Полный текст материала Разработка урока "Системы счисления в заданиях ГИА"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мочалова Марина Владимировна  cher5
14.11.2011 0 4836 958

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК