Слайд 1
Системы счисления в заданиях ГИА
Автор: Мочалова Марина Владимировна,
учитель информатики лицея №144
г.Санкт-Петербурга
Системы счисления в заданиях ГИА
Автор: Мочалова Марина Владимировна
Место работы: г. Санкт-Петербург, лицей №144
Занимаемая должность: учитель информатики
Дата создания работы: декабрь 2010 г.
Системы счисления в заданиях ГИА
Цели урока:
обучающая
повторить и систематизировать знания по основным понятиям темы «Позиционные системы счисления»;
отработать навыки переводов чисел из любой позиционной СС в десятичную и обратно;
развить умение решения задач по данной теме различной степени сложности
развивающая
стимулировать стремления к овладению данной темой;
развить умения применять полученные знания при решении задач различной направленности
воспитательная
повышение информационной культуры;
воспитание инициативы, уверенности в своих силах.
Тип урока: урок обобщения знаний и совершенствования ЗУН.
План урока:
опрос (повторение пройденного материала);
отработка навыков перевода чисел из позиционной системы счисления с основанием р в десятичную и обратно;
решение задач, содержащих числа в различных СС;
проверка ЗУН по данной теме на заданиях ГИА (части А, В).
Позиционные системы счисления (опрос):
что понимают под позиционными СС?
СС,
в которых «вес» (значение) цифры зависит
от ее места (позиции) в изображении
числа
что понимают под p - основанием позиционной СС?
p – количество знаков, используемых для представления (записи) чисел, а также «вес» разряда
развернутая форма представления чисел в позиционных СС?
Ap=anpn + an-1pn-1 + . . . + a2p2 + a1p1 + a0p0
Ap – само число в СС с основанием p
ai – значащие цифры числа
n – число разрядов числа
свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС?
A=anan-1 . . . a2a1a0
где an, an-1, . . . a2, a1, a0 - значащие цифры числа
какой формой записи чисел пользуемся в повседневной жизни?
свернутой формой представления чисел
Задания на запись чисел в различных формах представления
Представить число А = 317 в развернутой форме записи
А = 3 · 102 + 1 · 101 + 7 ·100
Представить число А9 = 7 · 95 + 3 · 94 + 6 · 92 + 91 + 2 в свернутой форме записи
А9 = 7306129
Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р
Правило перевода методом последовательного деления:
необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя
составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке
Задания на переводы чисел из десятичной СС в систему с основанием р.
Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами
а) методом подбора (разложить число на степени основания 2)
23 = 22 + 1 = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 24 + 22 + 21 + 20 = 101112
б) с помощью алгоритма делением
Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? (2)
Сравните числа: а) 510 и 58 б) 1112 и 1118 (510 = 58 1112 < 1118 )
Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления
Правило перевода:
представить число в развернутой форме
вычислить сумму ряда
Полученный результат является значением числа в 10-ой СС.
Пример: число 32015 перевести в 10-ую СС
32015 = 3 · 53 + 2 · 52 + 0 · 51 + 1 · 50 = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426
32015 = 426
Задания на переводы чисел в десятичную СС
Перевести число 1010112 из двоичной CC в десятичную (1010112 = 43)
Вычислить сумму чисел 10213 + 2105, ответ представить в десятичной СС (89)
Найти наименьшее из чисел (ответ: В)
А = 10213 |
В = 1115 |
С = 101012 |
D = 1219 |
34 |
16 |
21 |
100 |
Задачи на различные переводы чисел
Было 53р груши. После того, как каждую
разрезали пополам, стало 136 половинок.
В СС с каким основанием вели счет?
Определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68
а) метод подбора: 68 = 53р, значит р > 10.
Проверяем числа 11, 12 13. Находим: р = 13
б) с помощью вычислений:
Переводим 53р в десятичную СС и находим р:
53р = 5·р + 3 5р + 3 = 68 5р = 65 р = 13
Встретили космонавты инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость?
13р + 23р = 102р р + 3 + 2р + 3 = р2 + 2 р2 - 3р - 4 = 0 Находим корни:
р1 = 4; р2 = -1 – не имеет смысла (Ответ: гость пользовался 4-ной СС)
В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7?
37 = 30 + 7
30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30
Т.к. остаток равен 7 , значит 3, 5, 6-ричные
СС – не подходят.
10 – исходная СС.
Остается: 15-ричная, 30-ричная СС
Проверка навыков и умений переводов чисел в различных системах счисления – решение заданий в формате ГИА (части А, В).
Разбор заданий, подведение итогов.
Фамилия, Имя ______________________________
А1. Вычислите значение суммы в десятичной СС: 102 + 104 + 106 + 108 = ? 1. 22 2. 20 3. 18 4. 24
А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является: 1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101
А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25? 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4
А4. В
системе с некоторым основанием число
17 записывается как 1. 2 2. 3 3. 4 4. 8
В1. В
коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17
желтых.
В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания. А = 2034 В = 101012 С = 1356
|
Список литературы:
1. Соколова О.А. Поурочные разработки по информатике. 10 класс. Москва, ВАКО, 2008.
2. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Санкт-Петербург, БХВ, 2009.
3. Информатика. ЕГЭ-2010. Москва, Астрель, 2010.
4. ГИА-2010. Экзамен в новой форме – информатика. Москва, Астрель, 2010.
Автор: Мочалова Марина Владимировна
→ cher5 14.11.2011 0 4836 958 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.