конспект урока по информатике 9 класс по теме: "Операторы ветвления"+презентация
Тема урока: Оператор ветвления
Класс: 9 «Б»
Цель урока:
Формирование навыка решения задач с помощью оператора ветвления
Задачи:
Образовательная: рассмотреть понятие алгоритма ветвления, виды его конструкций и соответствующие им команды на языке программирования TP7.
Развивающая: развить алгоритмическое мышление
Воспитательная: воспитывать стремление работать самостоятельно
Оборудование: доска, маркеры, проектор, компьютеры
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
Методы: тестирование, компьютерный практикум, беседа, наглядно-иллюстративный
План урока:
Организационный момент - 2 мин.
Повторение и актуализация - 6 мин.
Освоение нового материала – 10 мин.
Закрепление нового материала - 15 мин.
Итог урока - 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в течение урока вы будете получать баллы, и по итогам набранных баллов будет выставлена оценка за урок.
Критерии оценивания:
5-6 баллов – «3»
7-8 баллов – «4»
9-10 баллов – «5»
Отметить отсутствующих
Повторение и актуализация знаний
Для того чтобы начать работу по новой теме нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке.
Ученики выполняют тестовые задания – проверка домашнего задания
Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением. ( максимум 4 балла)
1 вариант |
2 вариант |
1. Что можно назвать алгоритмом? а) схему движения автобусов б) правила пользования микроволновой печи в) расписание уроков 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе вывод результата а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); end. а) 2 б) 8 в) 9 |
1. Что можно назвать алгоритмом? а) инструкцию по использованию акварельной краски б) схему электрической цепи в) чертеж дома 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе ввод данных а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=4; y:=5; a:= x-y; a:= a-1 writeln (a); end. а) 0 б) -2 в) 2 |
3. Объяснение нового материала
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Запишите тему сегодняшнего урока |
Операторы ветвления |
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. |
Слушают |
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Ветвление графически можно представить схемой. Начертите ее в тетради |
|
(Объяснение выполнения алгоритмической конструкции ветвление на примере нахождения максимального из двух чисел). По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий №1, иначе выполняется серия действий №2. Это так называемое полное ветвление. |
Слушают |
Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в полном варианте. Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. |
Записывают: IF(условие) THEN(операторы) ELSE(операторы) |
Существует и неполное ветвление - это, когда по одной из ветвей серия действий отсутствует. Начертите схему неполного ветвления в тетрадь. |
|
Для реализации этой конструкции используется в языке Турбо Паскаль оператор ветвления в неполном варианте. |
Записывают: IF (условие) THEN (операторы) |
Составить блок-схему и программу задачи:
ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.
Задание по теории:
Составить блок-схему алгоритма решения данной задачи.
Если тучи облепили
горизонт,
Непременно захватите плащ
и зонт.
Ну, а ежели на улице жара,
Мы
на пляж помчимся с криками “ура!”.
ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!”
Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.
Дополнительные задания:
Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
a:=3;
b:=2;
If
a>b then d:=a
else d:=b;
a:=2;
b:=3;
d:=4;
If a>b then
d:=a
else
begin
d:=b;
d:=d+a;
end;
d:=d*2;
d:=0;
a:=1;
b:=1;
If a>0 then
If b>0 then
d:=1
else d:=2;
(1-3; 2-6;3-1)
Практика:
Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.
Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”.
Итог урока:
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Для решения каких задач используется условный оператор?
Домашнее задание:
(Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 1: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. (Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 2: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 3: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное - умножить на 5.
Ветвление - это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения условия совершается либо одно, либо другое действие. |
|
Полное |
Неполное |
Словесное описание ветвления |
|
Если <условие> то <действие 1> иначе <действие 2>; |
Если <условие> то <действие 1>; |
Блок – схема |
|
|
|
Описание в языке Паскаль |
|
if <условие> then <действие 1> else <действие 2>; |
if <условие> then <действие 1>; |
Таблица для оценивания (поурочный балл)
Фамилия, Имя |
Тест |
Блок-схема |
Программа |
Итог |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 вариант |
2 вариант |
1. Что можно назвать алгоритмом? а) схему движения автобусов б) правила пользования микроволновой печи в) расписание уроков 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе вывод результата а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); end. а) 2 б) 8 в) 9 |
1. Что можно назвать алгоритмом? а) инструкцию по использованию акварельной краски б) схему электрической цепи в) чертеж дома 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе ввод данных а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=4; y:=5; a:= x-y; a:= a-1 writeln (a); end. а) 0 б) -2 в) 2 |
Карточка №1. |
Если тучи облепили горизонт, ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!” Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.
|
Карточка №2. |
Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”.
|
Дополнительное задание |
Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов: a:=3; a:=2; d:=0;
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Костюченко Наталья Владимировна
→ nata04 19.06.2009 0 29700 4276 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.