Урок информатики по теме "Чувственное познание окружающего мира" (6 класс)
БЕГАЛИЕВ РУСТАМ НУРМАНБЕТОВИЧ
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
МКОУ ТАЕЖНИНСКАЯ СОШ №7
Использованные материалы:
Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. [Электронный ресурс.] - http://humanitar.ru/page/cs_2_10.
Цифровые образовательные ресурсы с сайта school-collection.edu.ru:
План-конспект урока информатики в 6 классе
по теме «Чувственное познание окружающего мира»
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Необходимое оборудование и материалы: интерактивная доска, ЦОР с сайта school-collection.edu.ru; компьютеры.
Использованные материалы:
Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. [Электронный ресурс.] - http://humanitar.ru/page/cs_2_10.
Цифровые образовательные ресурсы с сайта school-collection.edu.ru:
Цели урока:
актуализировать и обобщить представления учащихся о чувственном познании окружающего мира;
развивать навыки структурирования информации с помощью таблиц;
воспитывать интерес к предмету.
Основные понятия:
познание (чувственное и рациональное);
ощущение;
восприятие,
представление.
Организационный момент. Приветствие. Выяснение имен отсутствующих учеников и причин их отсутствия. Сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания проводится на основе вопросов и заданий после §2.1.
Изложение нового материала.
1. Рассказ учителя.
На прошлом уроке мы говорили с вами о знаниях и фактах. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предсказать события. В знаниях заключён тысячелетний опыт материальной и духовной культуры всего человечества.
Но не было бы этих веками накопленных знаний и фактов, если бы человек не научился познавать (то есть узнавать) мир, который его окружает. От самого момента рождения мы познаём, воспринимаем окружающий мир. Постепенно ребенок узнаёт, что такое тепло, холод, звук, свет, ласка и т. д. Те объекты, которые нас окружают, воздействуют на наши органы чувств. Их пять: ухо (восприятие звуков; слух), нос (восприятие запахов; обоняние), глаза (восприятие световых сигналов; зрение), язык (восприятие вкусовых ощущений; вкус) и руки (восприятие тактильных, касательных, ощущений; осязание). Органы чувств в биологии называют анализаторами, потому что с их помощью люди получают и анализируют информацию об окружающем мире.
2. Просмотр ЦОР «Органы чувств (анализаторы)».
3. Беседа с учащимися:
- Как вы думаете, с помощью какого органа чувств человек получает самое большее количество информации о предмете или объекте? (С помощью глаз – зрения.)
- Может ли быть такое, когда какое-либо чувствО или чувствА отсутствуют совершенно? (Да, есть люди, не способные слышать (глухие), видеть (слепые) или говорить (немые).)
- А бывают ли случаи потери чувствительности таких органов чувств, как язык, кожа и нос? (Да. Это происходит обычно в результате какой-либо болезни.)
4. Выполнение интерактивных заданий из коллекции ЦОР (1. «Анализируя примеры из русских пословиц и примет, определите, на каких органах чувств базируются данные, лежащие в основе следующих выражений…» (четыре задания). 2. «Выберите характеристики объектов, которые человек воспринимает при помощи органов слуха».).
5. Рассказ учителя.
- Знаете ли вы, как воспринимают информацию животные? (Почти так же, как и человек.)
6 Просмотр ЦОР «Органы чувств (восприятие информации животными)».
7. Рассказ учителя.
Так получается, что органы чувств и животного, и человека помогают им изучать, воспринимать, познавать всё вокруг.
В процессе познания участвуют, как правило, две стороны: одна сторона – познающий (как говорят – субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Познание бывает чувственное и рациональное. К чувственному познанию относится нормальная, обычная работа органов чувств. Чувственное познание – это такое познание, при котором мы познаём предметы и явления окружающего мира с помощью своих органов чувств.
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Ощущения – это прямое воздействие на наши органы чувств. Например, мы ощущаем вкус лимона, запах пищи, тепло и холод. Однако каждый объект имеет не одно, а много свойств, поэтому объект мы узнаём не по одному ощущению (только сладкий или только гладкий), а по их совокупности, то есть сразу все вместе.
Например:
«Жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный» - лимон.
«Зелёная, колючая, пахнет смолой» - ёлка.
8. Задание:
Похожим образом попытайтесь отгадать, какой предмет имеется ввиду:
«Гладкая, грушевидная, излучает свет». (Лампочка.)
«Зелёное, желтое или красное, кислое или сладкое, круглое, ароматное». (Яблоко.)
«Холодное, сладкое, тающее в тепле». (Мороженое.)
9. Рассказ учителя.
Знания об окружающем мире человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. Ощущения и восприятие неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета – о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодию музыкального инструмента или голос человека и и т. д. Восприятие даёт нам целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познаёт не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.
Восприятие – это воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
Допустим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспримете его форму и цвет; с помощью языка определите его вкус; с помощью носа ощутите его аромат. В результате всего этого у вас сложится целостное отражение этого объекта. Вот что такое восприятие.
Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть разным. Художник, например, взглянув на зелёные и цветущие луга, будет восхищаться его красотой и красками, учёный-биолог увидит на них различные виды растений, а крестьянин, скорее всего, прикинет, сколько с этих лугов можно было бы получить сена для коров.
Получается, что восприятие каждого человека сильно зависит от его прежнего опыта и имеющихся знаний и умений.
10. Задание:
Попробуйте определить, какое восприятие об объектах сложилось бы у людей разных профессий и родов деятельности:
о тыкве – у повара, селекционера1;
о книге – у коллекционера, читателя;
о медицинской прививке – у врача, ребёнка.
11. Рассказ учителя.
Разговаривая, люди понимают друг друга. Рассказывая о чём-нибудь или слушая кого-нибудь, мы представляем себе то, о чём говорим или о чём рассказывают нам. Проговорив или услышав слово «берёза», каждый из нас может мысленно её представить, описать её свойства. Представление – ещё один способ чувственного познания образа объекта.
Представление – это чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в нашем сознании и в данный момент не воспринимаемого нами, но воспринятого нами ранее. Например, попробовав однажды какой-нибудь экзотический, редкий фрукт, мы ещё долго будем помнить его вкус, запах, форму, цвет и т. д., даже если больше никогда его не будем есть.
12. Задание:
Имеете ли вы представление о следующих объектах и явлениях? В случае утвердительного ответа попробуйте описать основные свойства названных объектов (явлений).
О грозе. (Шумная, гулкая, летняя, весенняя, осенняя, долгая, короткая, дождливая и др.)
О воде. (Прозрачная, безвкусная, жидкая и др.)
О банане. (Желтый, изогнутый, ароматный, спелый или незрелый и др.)
13. Рассказ учителя.
Из этих трёх понятий – ощущения, восприятия и представления – складывается чувственное познание окружающего мира.
Но я сказал о том, что познание бывает не только чувственным, но и рациональным. Что такое рациональное познание?
Рациональное познание (от лат. ratio – «разум») – разумное познание, познание с помощью мыслей, с помощью размышлений об объектах или явлениях окружающего мира.
Но это уже тема наших следующих уроков.
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Домашнее задание. §2.2; устно подготовить ответы на вопросы и задания после параграфа.
Практическая работа №6 - «Создаем таблицы» (задания 2, 42).
1 Селекционер – специалист, занимающийся выведением новых сортов растений.
2 Задание 3 не является обязательным для выполнения; его можно оставить для учеников, успевших выполнить предыдущие задания.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бегалиев Рустам Нурманбетович
→ Рустам_Б 24.01.2013 0 7656 960 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.