Разработка и реализация простого приложения в Delphi 10 класс
Разработка урока по информатике.
Тема урока: «Разработка и реализация простого приложения
в среде объектно-ориентированного программирования BORLAND DELPHI».
|
|
Урок разработал:
учитель информатики высшей
квалификационной категории
МОУ СОШ
№ 43 Веденеева Александра Олеговна
г. Борзя, 2012
Тема урока: «Разработка и реализация простого приложения
в среде объектно-ориентированного программирования BORLAND DELHPI».
Цель урока: создать условия для разработки и реализации простого приложения на основе знаний учащихся о свойствах и методах компонентов страницы Standard MainMenu и Memo объектно-ориентированной среды Delphi.
Задачи образования:
Отработать понятийный аппарат темы «Объект MainMenu» при актуализации знаний.
Закрепить, обобщить и систематизировать знания по программированию в среде Delphi через разработку и реализацию простого приложения «Мини-редактор текста».
Задачи развития:
Развитие умения применять знания смежных дисциплин: иностранный язык.
Развитие у учащихся теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления (операционного), направленного на выбор оптимальных решений, внимания, памяти в процессе разработки и реализации приложения «Мини-редактор текста».
Задачи воспитания:
Формирование у учащихся умения работать во времени, работать самостоятельно (при выполнении практического задания).
Воспитание аккуратности, дисциплинированности (через соблюдение правил техники безопасности в кабинете информатики).
Развитие познавательного интереса к предмету.
Формирование системно-информационного подхода к познанию окружающего мира через выявление межпредметных связей.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок – тренинг.
Метод: алгоритмических предписаний, словесный, исследовательский.
Педтехнология: информационная.
Информационное поле:
Учебник «Информатика и информационные технологии. 10-11». Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Объектно-ориентированная среда программирования BORDAND DELPHI.
Здравствуйте, ребята!
Наш урок я хотела бы начать со слов автора первого учебника по информатике А.П. Ершова: «Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с талантом сооружать все, что угодно, из нуля и единиц. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью экономиста».
Цель сегодняшнего урока – создать проект мини-редактора текста, через главное меню которого можно выполнить следующие операции: изменить цвет шрифта, размер шрифта, начертание, а также вырезать, скопировать и вставить блок выделенного текста.
Для того чтобы проект был реализован, нужно использовать компоненты страницы Standard, методы и свойства, на которые реагируют эти компоненты. На странице Standard есть два компонента, которые предназначены для ввода и редактирования текста. Назовите их.
Ответ учеников: компонент Edit – предназначен для ввода и редактирования одной текстовой строки, Memo – для ввода и отображения длинного текста.
Учитель: какой из этих компонентов будем использовать для создания редактора?
Ответ учеников: Memo.
Учитель: перечислите свойства, которые характерны для Memo.
Ответ учеников: Lines – содержит строки введенного текста, Align – расположение на форме, alClient – расположение по всей клиентской области.
Учитель: кроме свойств понадобятся методы, для того чтобы в мини-редакторе можно было выполнить команды вырезать, вставить, копировать, выделить все. Назовите эти методы.
Ученики: SelectAll – выделить весь текст; CopyToClipboard – копировать; CutToClipboard – вырезать; PasteFromClipboard – вставить.
Учитель: практически все приложения Windows имеют свое меню – один из распространенных элементов пользовательского интерфейса. Какой компонент в Delphi реализует главное меню?
Ученики: MainMenu.
Учитель: создавая пункты меню, будем записывать их названия. Какое свойство позволяет сделать надпись?
Ученики: свойство Caption.
Учитель: перейдем к разработке главного меню. Какие пункты в нем будут?
Ученики предлагают:
Формат |
|
|
Правка ► |
Вырезать |
|
Выход |
Шрифт ► |
Times New Roman |
|
|
Копировать |
|
|
|
Comic Sans MS |
|
|
Вставить |
|
|
Начертание ► |
Полужирный |
|
|
Выделить все |
|
|
|
Курсив |
|
|
|
|
|
|
Подчеркнутый |
|
|
|
|
|
Цвет ► |
Красный |
|
|
|
|
|
|
Синий |
|
|
|
|
|
|
Зеленый |
|
|
|
|
|
Размер ► |
14 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
Учитель: ребята, добавим диалоговое окно ShowMessage (До свидания!), которое будет появляться при нажатии на пункт меню Выход.
Для каждого пункта меню нужна своя процедура. Что Вы напишите в процедуре на Шрифт ► Times New Roman?
Ученики: memo1.Font.name:='Times new roman';
Учитель показывает пункты меню, а ученики говорят процедуру.
Учитель: когда Вы создадите мини-редактор текста, то его нужно будет испытать. Испытание проведете, печатая стихотворение с применением правила копирования. Расскажите правило копирования. Ученики рассказывают правило.
Вспомним правила техники безопасности в компьютерном кабинете. Учащиеся рассказывают правила.
Переходим к практической работе за компьютерами. Займите свои рабочие места.
Учитель обходит рабочие места учащихся.
Выполним физминутку для глаз и снятия позо-статического напряжения:
Крепко зажмурьте глаза на 3-5 с, затем откройте на 3-5 с. – 3 раза.
Быстро поморгайте 1 мин.
«Воздушный поцелуй», вытянуть губы, посылая воздушный поцелуй, расслабить губы, 5 раз.
«Соединить лопатки», руки опущены вдоль туловища, отвести плечи назад, пытаясь соединить лопатки, зафиксировать 5 с., расслабить плечевой пояс – 2 раза.
Итог урока. Учитель говорит об ошибках, которые встретились в работе, объявляет оценки.
Процесс создания приложения состоит из двух шагов: 1) конструирования формы; 2) написания процедуры обработки событий. Конструирование формы осуществляется с помощью размещения компонентов. Чтобы компонент мог откликнуться на событие, программист должен создать обработчик события и указать его имя на странице события. Тело процедуры ограничено словами BEGIN … END и состоит из отдельных операторов языка OBJECT PASCAL.
Всем спасибо, до свидания.
Предполагаемый результат выполнения работы учащимися по созданию
мини-редактора текста.
|
|
Процедуры на пункты меню:
procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject); begin memo1.CutToClipboard; end; procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject); begin memo1.CopyToClipboard; end; procedure TForm1.N4Click(Sender: TObject); begin memo1.PasteFromClipboard; end; procedure TForm1.N5Click(Sender: TObject); begin memo1.Selectall; end; procedure TForm1.N17Click(Sender: TObject); begin form1.Close; end; procedure TForm1.TimesNewRoman1Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.name:='Times new roman'; end; procedure TForm1.ComicSansMs1Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.name:='Comic sans ms'; end; procedure TForm1.N9Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.style:=[fsbold]; end;
|
procedure TForm1.N10Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.style:=[fsitalic]; end; procedure TForm1.N11Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.style:=[fsunderline]; end; procedure TForm1.N12Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.style:=[]; end; procedure TForm1.N141Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.size:=14; end; procedure TForm1.N181Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.size:=18; end; procedure TForm1.N201Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.size:=20; end; procedure TForm1.N15Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.color:=clblue; end; procedure TForm1.N16Click(Sender: TObject); begin memo1.Font.color:=clred; end; procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction); begin showmessage('До свидания!'); end; end. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Веденеева Александра Олеговна
→ 101067 06.02.2013 0 1979 417 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.