Урок информатики по теме "Абсолютные ссылки в ЭТ" для 9 класса
ТЕМА УРОКА: «Абсолютные ссылки в электронных таблицах»
Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
Развивающая: развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитание творческого подхода к работе;
развитие любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль.
База знаний и место урока
К этому уроку учащиеся знают:
- что такое «электронные таблицы», их назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
- минимальный объект электронной таблицы, форматы данных;
- правила записи формул;
- арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности - использования встроенных функций;
- правила копирования формул;
- относительные ссылки.
Основные умения:
- Умеют составлять и заполнять таблицы
- умеют использовать мастер функций;
- умеют изменять формат ячейки, размер, заливку;
- умеют копировать формулы;
- умеют использовать относительные ссылки.
Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:
- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация презентации, карточки иллюстрирующие задачи);
- репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму);
- методы стимулирования и мотивации учащихся – эмоциональные (поощрения);
- методы контроля –фронтальный опрос (может быть тест на карточках);
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (диалог)
Тип урока: Урок – изучения нового материала, с применением современных компьютерных технологий.
Класс: 9.
Общее время урока: 45 минут
Место проведения урока: кабинет информатики, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением, карточки с заданиями.
Оборудование урока: программа Microsoft Excel, компьютеры с установленной на них программой Microsoft Excel, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, доска, маркер.
1. 1. Организационный момент. Приветствие учащихся, беседа с дежурным. Отмечаю отсутствующих на уроке учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы)
Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.
Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок (Слайды 2 - 3).
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
1. Минимальный элемент электронной таблицы – это
ячейка
2. Адрес ячейки состоит из:
Имени столбца и номера строки
3. Что можно вносить в ячейку?
Числа, текст, формулы
4. С чего начинается формула?
Со знака =
5. Что может содержать формула?
Знаки арифметических операций, константы, ссылки на ячейки, функции
6. Сколько ячеек содержит диапазон А1: С3 в электронной таблице:
9 ячеек
7. Как называется выделенный диапазон?
B3:F7
Изучение новой темы.
Итак, формула может состоять из:
Ученики. констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки. А ссылки бывают разные.
Учитель предлагает решить задачу: Школьный завхоз покупает мебель в школу. Известны наименования товаров, количество и цена за ед. товара в евро, курс евро к рублю. Рассчитать цены по каждой позиции в евро и в рублях.
A B C D E
1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях
2 Шкаф 5 100
3 Стол комп. 10 45
4 Кресло комп. 10 35
5 Стул 10 20
6 Полка для книг 5 15
7 Стол канц. 5 43
8 Итого
9 Курс евро 40
Введем формулы для расчета стоимости товаров в евро в ячейку D2 и скопируем формулу в ячейки D3, D4, D5, D6, D7, D8. Теперь – формулу для расчета стоимости в рублях в ячейку E2 и скопируем формулу в ячейки E3, E4, E5, E6, E7, E8 (слайд 6)
Учитель: обратите внимание на формулы в столбце Е. Что происходит со ссылками при копировании.
Ученики: они меняются.
Учитель: Правильно, B9, B10 и т. д. а в ячейках B10, B11… ничего нет и поэтому в ячейках E3, E4, E5, E6, E7, E8 будут значения 0. (слайд 7). Ошибка! Посмотрите где и в чем ошибка.
Учитель: давайте посмотрим какие формулы должны быть записаны в столбце Е. Что мы видим?
Ученики: Во всех ячейках столбца Е должна быть ссылка на одну ячейку В9.
Ячейка В9 не должна меняться, т.е. она должна быть постоянной.
Учитель: Чтобы решить данную задачу необходима специальная ссылка. Как можно назвать такую ссылку?
Ученики: постоянной, неизменной, константой…
Учитель: абсолютной. Абсолютная ссылка - это ссылка которая не изменяется при копировании и переносе формулы, т.е. остается постоянной. В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Абсолютная ссылка получается из относительной. Для этого перед именем столбца и перед номером строки необходимо поставить знаки $. Примеры абсолютных ссылок: $F$5, $F$5. (слайды 9, 10)
Теперь если мы введем в формулу абсолютную ссылку, то при копировании формулы ссылка на ячейку В9 меняться не будет. (слайды 11, 12)
Первичное закрепление
1. На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее из ячейки С1 формулы, которая содержит абсолютную и относительные ссылки?
A B C
1 5 10 =$A$1*B1
2 15 =
Ответ: =$A$1*B2 =75
2. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно?
A B
1 3 4
2 5 6
3 =А1+А2
4 =$А$2+А2
Ответ: В3=В1+В2 =10
В4=$A$2+B2 =11
Вторичное закрепление.
Практическая работа на компьютере (Приложение 1)
Задачи дифференцированы по уровню сложности. Ученикам предлагается самим выбрать задачу для решения. Решить необходимо только одну задачу (две другие по -возможности).
Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel.
Приложение 1
Задача №1 Умение пользоваться абсолютными и относительными ссылками при составлении формул.
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 140.
У с л о в и е. Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение — 4 конфеты, за прочитанную книгу — 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги. З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
- сколько всего задач было решено;
- сколько всего книг прочитано и стихотворений выучено;
- сколько всего конфет получил каждый ученик школы;
- сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников;
2. Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
Задача №2
Расчетная ведомость (март)
Фамилия Начислено, $ Удержано Выдать в рублях
Оклад Премия Всего Подоходный П. Ф.
Иванов И.Д. 1200
Петров П.Л. 800
Сидоров А.С. 3000
Григорьев Г.Р. 2500
Никитин Н. Р. 1800
Алешин А.К. 1000
Макаров М.Т. 1200
Итого
1. Данную расчетную ведомость воспроизвести в программе Excel и произвести расчеты премии (10% от оклада), подоходного налога и налога в пенсионный фонд.
Подоходный налог = всего*0,13
П.Ф = всего *0,01
курс доллара внести в ячейку вне таблицы и использовать абсолютную ссылку
Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача № 3.
Вычислите стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара: (на рабочем столе заготовка путевки.xls)
Стоимость путевок: В Египет-236 $, в Индию- 178$, в Турцию- 259$, на Кипр- 185$. Курс доллара 32 рубля. Оформить электронную таблицу:
внести заголовок;
применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача №4 Самостоятельная разработка таблицы и умение производить расчеты
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 141.
У с л о в и е. Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе — 2 монеты за км, на самолете — 4 монеты за км.
З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
- какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу;
- какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило;
- сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта.
2. Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
Цели урока: сформировать у учащихся знания об абсолютных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
Развивающая: развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
воспитание творческого подхода к работе;
развитие любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль.
База знаний и место урока
К этому уроку учащиеся знают:
- что такое «электронные таблицы», их назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
- минимальный объект электронной таблицы, форматы данных;
- правила записи формул;
- арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности - использования встроенных функций;
- правила копирования формул;
- относительные ссылки.
Основные умения:
- Умеют составлять и заполнять таблицы
- умеют использовать мастер функций;
- умеют изменять формат ячейки, размер, заливку;
- умеют копировать формулы;
- умеют использовать относительные ссылки.
Методы и приемы обучения, применяемые на уроке:
- наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация презентации, карточки иллюстрирующие задачи);
- репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму);
- методы стимулирования и мотивации учащихся – эмоциональные (поощрения);
- методы контроля –фронтальный опрос (может быть тест на карточках);
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (диалог)
Тип урока: Урок – изучения нового материала, с применением современных компьютерных технологий.
Класс: 9.
Общее время урока: 45 минут
Место проведения урока: кабинет информатики, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением, карточки с заданиями.
Оборудование урока: программа Microsoft Excel, компьютеры с установленной на них программой Microsoft Excel, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал, доска, маркер.
1. 1. Организационный момент. Приветствие учащихся, беседа с дежурным. Отмечаю отсутствующих на уроке учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы)
Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.
Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок (Слайды 2 - 3).
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
1. Минимальный элемент электронной таблицы – это
ячейка
2. Адрес ячейки состоит из:
Имени столбца и номера строки
3. Что можно вносить в ячейку?
Числа, текст, формулы
4. С чего начинается формула?
Со знака =
5. Что может содержать формула?
Знаки арифметических операций, константы, ссылки на ячейки, функции
6. Сколько ячеек содержит диапазон А1: С3 в электронной таблице:
9 ячеек
7. Как называется выделенный диапазон?
B3:F7
Изучение новой темы.
Итак, формула может состоять из:
Ученики. констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки. А ссылки бывают разные.
Учитель предлагает решить задачу: Школьный завхоз покупает мебель в школу. Известны наименования товаров, количество и цена за ед. товара в евро, курс евро к рублю. Рассчитать цены по каждой позиции в евро и в рублях.
A B C D E
1 Наименование покупки Количество Цена за ед. в евро Общая цена в евро Общая цена в рублях
2 Шкаф 5 100
3 Стол комп. 10 45
4 Кресло комп. 10 35
5 Стул 10 20
6 Полка для книг 5 15
7 Стол канц. 5 43
8 Итого
9 Курс евро 40
Введем формулы для расчета стоимости товаров в евро в ячейку D2 и скопируем формулу в ячейки D3, D4, D5, D6, D7, D8. Теперь – формулу для расчета стоимости в рублях в ячейку E2 и скопируем формулу в ячейки E3, E4, E5, E6, E7, E8 (слайд 6)
Учитель: обратите внимание на формулы в столбце Е. Что происходит со ссылками при копировании.
Ученики: они меняются.
Учитель: Правильно, B9, B10 и т. д. а в ячейках B10, B11… ничего нет и поэтому в ячейках E3, E4, E5, E6, E7, E8 будут значения 0. (слайд 7). Ошибка! Посмотрите где и в чем ошибка.
Учитель: давайте посмотрим какие формулы должны быть записаны в столбце Е. Что мы видим?
Ученики: Во всех ячейках столбца Е должна быть ссылка на одну ячейку В9.
Ячейка В9 не должна меняться, т.е. она должна быть постоянной.
Учитель: Чтобы решить данную задачу необходима специальная ссылка. Как можно назвать такую ссылку?
Ученики: постоянной, неизменной, константой…
Учитель: абсолютной. Абсолютная ссылка - это ссылка которая не изменяется при копировании и переносе формулы, т.е. остается постоянной. В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Абсолютная ссылка получается из относительной. Для этого перед именем столбца и перед номером строки необходимо поставить знаки $. Примеры абсолютных ссылок: $F$5, $F$5. (слайды 9, 10)
Теперь если мы введем в формулу абсолютную ссылку, то при копировании формулы ссылка на ячейку В9 меняться не будет. (слайды 11, 12)
Первичное закрепление
1. На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее из ячейки С1 формулы, которая содержит абсолютную и относительные ссылки?
A B C
1 5 10 =$A$1*B1
2 15 =
Ответ: =$A$1*B2 =75
2. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно?
A B
1 3 4
2 5 6
3 =А1+А2
4 =$А$2+А2
Ответ: В3=В1+В2 =10
В4=$A$2+B2 =11
Вторичное закрепление.
Практическая работа на компьютере (Приложение 1)
Задачи дифференцированы по уровню сложности. Ученикам предлагается самим выбрать задачу для решения. Решить необходимо только одну задачу (две другие по -возможности).
Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel.
Приложение 1
Задача №1 Умение пользоваться абсолютными и относительными ссылками при составлении формул.
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 140.
У с л о в и е. Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение — 4 конфеты, за прочитанную книгу — 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги. З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
- сколько всего задач было решено;
- сколько всего книг прочитано и стихотворений выучено;
- сколько всего конфет получил каждый ученик школы;
- сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников;
2. Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
Задача №2
Расчетная ведомость (март)
Фамилия Начислено, $ Удержано Выдать в рублях
Оклад Премия Всего Подоходный П. Ф.
Иванов И.Д. 1200
Петров П.Л. 800
Сидоров А.С. 3000
Григорьев Г.Р. 2500
Никитин Н. Р. 1800
Алешин А.К. 1000
Макаров М.Т. 1200
Итого
1. Данную расчетную ведомость воспроизвести в программе Excel и произвести расчеты премии (10% от оклада), подоходного налога и налога в пенсионный фонд.
Подоходный налог = всего*0,13
П.Ф = всего *0,01
курс доллара внести в ячейку вне таблицы и использовать абсолютную ссылку
Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача № 3.
Вычислите стоимости туристических путевок в рублях по цене, указанной в долларах, и по курсу доллара: (на рабочем столе заготовка путевки.xls)
Стоимость путевок: В Египет-236 $, в Индию- 178$, в Турцию- 259$, на Кипр- 185$. Курс доллара 32 рубля. Оформить электронную таблицу:
внести заголовок;
применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
Задача №4 Самостоятельная разработка таблицы и умение производить расчеты
Источник: Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. С. 141.
У с л о в и е. Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе — 2 монеты за км, на самолете — 4 монеты за км.
З а д а н и е. 1. Построить электронную таблицу, которая вычисляет с использованием абсолютной и относительной адресации ячеек:
- какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу;
- какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило;
- сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта.
2. Оформить электронную таблицу:
- внести заголовок;
- применить шрифты, рамки и цвета по своему усмотрению.
3. Сохранить электронную таблицу, указав в имени файла свою фамилию и номер варианта.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исаева Ирина Александровна
→ Alba18 07.02.2013 1 10695 1119 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК