Конспект урока информатики "Информация. Кодирование информации"; 10 класс
Е описание:ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЯРОСЛАВКА В СЕЛЕ САЛЬЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
НА ТЕМУ: Информация. Кодирование информации.
Своя игра
10 КЛАСС
|
РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ НЕКРАСОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
|
2015
Содержание
2. Технологическая карта урока 4
5. Ход мероприятия 7 - 8
6. Литература 9
7. Приложение. Вопросы к своей игре 10 - 12
-
Пояснительная записка
-
Каждый день, в котором вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и безвозвратно для себя погибшим.
К.С. Станиславский.
Цель любого мероприятия, проводимого с учащимися, триедина и складывается из трех аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Если в процессе обучения постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно разрешать проблемы, учить умению отстаивать свои взгляды, создавать творческую обстановку, то такое обучение будет не только познавательным, но и развивающим и воспитывающим.
Контроль не пользуется любовью, и это объединяет контролирующих и контролируемых. Но ослабление контроля сразу приводит к развитию негативных качеств личности, как лень, несознательность. Без отзыва, без оценки проделанной работы учащийся не знает качества своей работы, не ощущает радости успеха или горечи ошибок. «Плохой учитель заставляет точно воспроизводить материал, хороший требует понимания и умения применять свои знания на практике». Контроль, чтобы втянуть в работу всех, должен быть интересен. А для этого известный материал можно рассмотреть в новом свете, теоретические знания применить на практике. Игровая форма контроля вовлечет всех учащихся в закрепление материала и сделает контроль приятным.
Имея достаточный багаж знаний, люди часто не используют его в жизни. В игре можно смоделировать практическую ситуацию и выбрать решение, опираясь на теоретические знания. Обычно игра носит соревновательный характер. Можно выделить три варианта: индивидуальные соревнования, когда успех каждого зависит только от него самого; групповые соревнования, когда успех может быть достигнут за счет отдельных членов команды; командные соревнования, когда от каждого зависит успех всей команды. Выбор варианта зависит от цели игры. Главное – вовлечь в игру весь класс.
«Своя игра» - одна из командных игровых форм. В этой игре участники работают в команде, привлекаются к активной деятельности, самостоятельно принимают решение, учатся высказывать свое мнение и отстаивать свои взгляды.
В ходе игры рассматриваются вопросы раздела «Информация. Кодирование информации». Предложенная игровая форма может быть использована для закрепления материала и контроля по любому предмету, а также как внеклассное мероприятие по любой теме.
В папке «Для жюри» находятся две exe - программки для подсчёта очков каждой команды.
Технологическая карта урока
Учебное заведение:
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Алегазово муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан |
||||
Предмет: |
Информатики и ИКТ |
||||
Тема: |
Информация. Кодирование информации. |
||||
Класс: |
10 |
Дата проведения: |
25 декабря 2014 г. |
||
Тип занятия: |
Повторение. Подготовка к контрольной работе. |
||||
Время: |
45 мин |
|
|
||
Форма работы:
|
Командная игра
|
||||
Цели занятия: |
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Наглядные пособия: |
плакаты, презентация, музыкальное оформление |
||||
|
|||||
Учитель: |
Некрасова Н.В. |
3. Структура мероприятия
Тема: Практическое применение математических методов
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Достижения цели |
Время(мин) |
|
Организа-ционный момент |
приветствие учащихся. |
подготовка к занятию |
воспитание организованности, психологическая подготовка к мероприятию |
1 |
|
Начальная мотивация |
|
|
вызвать интерес к теме мероприятия |
4 |
|
Своя игра |
|
|
закрепить знания по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе; уметь работать в команде |
20 |
|
Заключительная часть |
|
|
способствовать выработке самосознания и самооценке |
5 |
4. Обеспечение мероприятия
Методическое:
Методическая разработка.
Конспекты уроков по разделам «Информация. Измерение информации. Графы и деревья. Язык и алгоритм. Кодирование информации. Системы счисления»
Вопросы к «Своей игре»
Презентация
Средства:
Проектор, компьютер, колонки.
5. Ход урока (ведет учитель)
1. Часто учащиеся предмет информатики и ИКТ отождествляют с прикладными компьютерными программами, различными пакетами. Никакие компьютерные программы не освобождают нас от понимания сути математических методов предмета, а правильное использование пакетов требует необходимые математические знания.
Раздел «Информация. Измерение информации. Графы и деревья. Язык и алгоритм. Кодирование информации. Системы счисления» предполагает изучение базовых основ предмета информатики. Сегодня нам предстоит закрепить изученные нами темы, с целью подготовки к контрольной работе. И команды покажут свои знания.
2. Капитаны, представьте свои команды.
Представление команд (название, девиз, талисман)
3. Хочу познакомить вас еще с одной командой – командой знатоков. В процессе игры, каждая команда имеет право один раз обратиться за помощью к знатокам. Также знатоки помогут нам разобраться в спорных вопросах.
Счетная комиссия будет вести учет очков, набранных командами.
Игра будет проходить в форме «Своей игры». Предлагается 5 тем. В каждой теме 5 вопросом. Каждый вопрос имеет свою цену.
Первый вопрос выбирают знатоки. Ведущий озвучивает вопрос. Право ответа получает команда, первая поднявшая свой талисман. В случае верного ответа сумма очков команды увеличивается на цену вопроса, а в противном случае – уменьшается на половину этой цены. При неправильном ответе другая команды также имеет возможность ответить на этот вопрос и соответственно увеличить или уменьшить свою сумму очков. Но цена вопроса при этом уменьшается вдвое. Если верного ответа не последовало, то ответ озвучивает ведущий. Следующий выбор вопроса делает команда, первая ответившая на вопрос.
Ряд вопросов помечены словами АУКЦИОН и КОТ В МЕШКЕ.
Если выпал АУКЦИОН, то команда может изменить цену вопроса и даже пойти ВА-БАНК, т.е. поставить все свои очки на кон. Другая команда имеет право перекупить вопрос, назначив большую цену. Ведущий озвучивает вопрос, и на него отвечает только одна команда (давшая большую цену).
Пометка КОТ В МЕШКЕ скрывает вопрос. Команда, выбравшая вопрос, может переадресовать его другой команде. Потом ведущий озвучивает вопрос. Только назначенная команда имеет право ответа.
4. «Своя игра». Музыкальные заставка.
5. За 5 мин до окончания игры ведущий озвучивает последний вопрос. Обе команды назначают цену вопроса, записывают ее на бумаге и передают счетной комиссии. Нельзя делать ставки выше имеющегося капитала. Ведущий озвучивает вопрос оставшейся темы. Игроки записывают ответ и отдают ведущему. Правильный ответ приводит к увеличению очков, а неправильный – к уменьшению на указанную цену. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
6. Игра закончена. Победила команда ________.
Думаю, что каждый из вас пополнил свое образование хотя бы маленьким, но новым куском знания…
Что нового вы узнали сегодня? Понравилась ли вам наша игра? Чем?
Высказывания учащихся.
Литература
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углублённый уровень.: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 344 с. : ил. ISBN 978-5-9963-1416-4 (Ч. 1) ISBN 978-5-9953-1152-1
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углублённый уровень.: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч. 2 / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 304 с. : ил. ISBN 978-5-9963-1417-1 (Ч. 2) ISBN 978-5-9963-1152-1
-
Информационные ресурсы
Приложение. Вопросы к «Своей игре»
Измерение информации
2. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации: 1) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр. 2) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр. 3) обыденную, производственную, техническую, управленческую; 4) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую. - 4.Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: Один пуд – около 16,4 килограмм. 1) 32 кбайта 2) 512 бит - 3) 64 бит 4) 32 бит. 6.Сколько мегабайт информации содержит сообщение объемом 223 бит? 1) 1; - 2) 8; 3) 3; 4) 32. |
|
|
|
8.Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений. 1) 80 бит; 2) 70 байт; - 3) 80 байт; 4) 560 байт. |
|
10.Для регистрации на сайте некоторой страны пользователю требуется придумать пароль. Длина пароля – ровно 8 символов. В качестве символов могут быть использованы десятичные цифры и 11 различных букв местного алфавита, причём все буквы используются в двух начертаниях: как строчные, так и прописные (регистр буквы имеет значение). Под хранение каждого такого пароля на компьютере отводится одинаковое Определите объём памяти, который используется для хранения 100 паролей. 1) 500 байт; - 2) 600 байт; 3) 700 байт; 4) 800 байт. |
|
Графы и деревья
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.Дана нефтепроводная сеть с одним месторождением S и одним заводом T по переработке нефти. В каждой вершине сети расположена насосная станция, которая за некоторое время обеспечивает перекачку 100 баррелей нефти по каждому нефтепроводу.
Сколько нефти получает завод Т за это время?
Ответ: 200 баррелей
6.Имеется 5 пунктов. На прокладку дороги между любыми двумя пунктами требуется 1 неделя. За какое минимальное время можно соединить дорогами все пункты?
4 недели
8.Вычислите выражение, записанное в постфиксной форме
12 6 + 7 3 - 1 - * 12 + (ответ: 66)
10.Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на пересечениях строк и столбцов таблиц, означают стоимость проезда между соответствующими соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними. Укажите таблицу, для которой выполняется условие: “Минимальная стоимость проезда из А в B не больше 6”. Стоимость проезда по маршруту складывается из стоимостей проезда между соответствующими соседними станциями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Язык и алфавит
2.Алфавит – это
1) набор букв любого естественного языка;
2) система знаков, используемая для передачи информации;
3) набор знаков, используемых в языке; -
4. Укажите ЛИШНИЙ объект с точки зрения вида письменности: 1) русский язык; 2) английский язык; 3) китайский язык; - 4) французский язык.
8.Какое наименьшее число символов должно быть в алфавите, чтобы при помощи всевозможных трехбуквенных слов, состоящих из символов данного алфавита, можно было передать не менее 9 различных сообщений? 1) 5; 2) 2; 3) 3; - 4) 4; |
||
10. Объём сообщения, состоящего из 11264 символов, равен 11 Кбайт. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение? 1) 64; 2) 128; 3) 256; - 4) 512.
|
Кодирование информации
2.Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («включено» или «выключено»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 100 различных сигналов? 1) 6; 2) 7; - 3) 50; 4) 100. |
|
4.В алфавите языка «тамба-амба» две буквы: Й и Ы. Сколько различных четырёхбуквенных слов можно образовать в этом языке? 1) 32; 2) 4; 3) 8; 4) 16; -
6.В соревновании участвуют 215 атлетов. Какое минимальное количество бит необходимо, чтобы кодировать номер каждого атлета? 1) 8; - 2) 14; 3) 26; 4) 27. |
8.Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из символов А, Б, В и Г, используется неравномерный (по длине) код: А-100, Б-111, В-110, Г-0. Через канал связи передаётся сообщение: ВАБГАВ. Закодируйте сообщение данным кодом. Полученную двоичную последовательность переведите в шестнадцатиричный вид.
1)D3A6; - 2) 69D3; 3) 6A3D; 4) CABDAC.
10.Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т.д.) можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не более шести сигналов (точек и тире)? 1) 80; 2) 120; 3) 112; 4) 96. - |
|
Системы счисления
2.Как представлено число 7510 в двоичной системе счисления? 1) 10010112 ; - 2) 1001012; 3) 11010012; 4) 1111012. |
|
4.Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 19 трехзначна. (Ответ: 6)
|
|
6.Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно 1) 5; 2) 6; - 3) 7; 4) 4. |
|
|
8.В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде 101. Укажите это основание. (Ответ: )4 |
10.Музыкальная пауза.
Счёт игры
1 команда |
|
2 команда |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайды презентации (образцы)
Формы для регистрации очков команд
Содержание папки урока
На странице приведен фрагмент.
Автор: Некрасова Наталья Владимировна
→ Публикатор 25.11.2019 0 1969 45 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.