Конспект урока информатики "Кодирование информации"; 7 класс


Урок по информатике "Кодирование информации". 7 класс

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с азбукой Морзе, научить кодировать и декодировать текстовую информацию;

развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;

воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики.

Тип урока: комбинированный урок изучения и закрепления новых знаний.

Метод проведения: лекция, практические задания.

ТСО и наглядность:

  • мультимедийный проектор

  • презентация

  • раздаточный материал

  • часы

 

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Что вы видите на следующем слайде? (слайд 4). Закодировано изображение звонка. Итак, сегодня мы будем изучение кодирования.

Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией. Познакомимся с кодированием информации и научимся выполнять кодирование.

Запишем тему урока: Кодирование информации (см. Презентация)

2. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает) /.

Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации. /

Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества. /

Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск) / (см. Презентация, слайд 2-3)

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

 

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

 

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

 

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

 

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

 

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Такчисловая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. , с помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение, правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, сл7)

код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишете что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы – буквы, свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

 

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

 

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

 

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

 

Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

 

4. Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления.
1. Вся группа (18-20 слайды)

2. Работа в парах

Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды. (см. Презентация, слайд 21)

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

 

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

 

 

 

 

Задание №2 . Декодирование слов по номерам букв

 

 

 

 

Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бб 2, Вв 3, :, Яя 33"

 

 

(см. Презентация, слайд 20-21)

ФИЗМИНУТКА

 

Задание №4 "Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"

 

3. Работа по группам (2 задания)

5. Работа за компьютером

Подведение итогов - команда победитель.

 

6. Итог урока

 

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

  • повторили материал пройденный на прошлом уроке;

  • изучили новый материал - кодирование информации;

  • закрепили новый материал на практике.

 

За активную работу на уроке получают оценки: ___________

 

7. Домашнее задание

 

Придумать свой код и закодировать свое полное имя

(см. Презентация, слайд 26)

8. Рефлексия

Сегодня у нас был не обычный урок. В конце занятия мы хотим предложить вам закодировать свое настроение

Рассмотрите внимательно картинку. Что видите? Выберите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в конце урока и сдайте.

 

 


Полный текст материала Конспект урока информатики "Кодирование информации"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Битарова Тинатин Георгиевна  Публикатор
10.01.2020 0 6551 410

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК