Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы"; 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №22»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 

Информация и информационные процессы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Битарова Т.Г.

преподаватель

информатики и ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вдаикавказ 2020 г

Дисциплина: Информатика и ИКТ.

Класс: 7.

Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. Босова

Тема урока: Информация и информационные процессы

Тип урока: урок «открытия» нового знания ( 1 урок )

Программно-технические средства на уроке:

  • Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, проектор;

  • презентация «Совершенствование орудий труда»  - Приложение 1;

Тема урока: Информация и информационные процессы.

Цель: сформировать систему знаний по теме «Информация и информационные процессы» посредством изучения сущности понятий «информация» и «информационный процесс», а так же рассмотрения действий, выполняемых над информацией.

Задачи:

предметная: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы их свойствах, формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

метапредменая: умения выделять главное, умение структурировать информацию, умение работать с различными источниками информации (схема, презентация, учебник);

личностная: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности.

Оборудование для педагога: конспект урока, доска.

Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь.

УМК: Информатика: учебник для сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -352.

Организационный момент + мотивационный

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы, формы, средства

3 мин

Здравствуйте! Меня зовут Иван Александрович, и сегодня я буду вести у вас урок. Давайте для начала отметим отсутствующих на занятии. Откройте тетради запишите дату и тему нашего занятия: «Информация и информационные процессы».

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что – то новое – получаем информацию.

Приветствуют педагога. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают дату и тему урока. Слушают педагога

М: организации по источнику восприятия, мотивация личности на дальнейшую деятельность.

Ф: фронтальная.

С: слово учителя.

Актуализация + изучение нового материала

17

мин

Итак, что по вашему мнению обозначает понятие «информация»?

А сейчас назовите при помощи каких именно органов чувств человек получает информацию:

визуально (динамическая, статическая, текстовая);

аудио (произвольные звуки, речь, музыка);

тактильная;

обоняние;

вкусовая;

В разных научных дисциплинах и разных областях техники существуют разные понятия информации.

- в математике: информация – это сведения, которые человек создает с помощью умозаключений;

- в биологии: информация – это генетический код человека;

- в обычной жизни: информация – это сведения сообщения, осведомленность о положении дел;

- в толковом словаре Ожегова информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Но есть общие черты, которые объединяют разные подходы к понятию информации. Информацию нужно:

  • создать, найти, собрать;

  • передать,

  • использовать,

  • копировать;

  • преобразовать;

  • исправить ошибки если информация искажена при приеме;

  • сохранить.

Из выше сказанного можно сделать вывод: Понятие информации во всех сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными. В общем случае понятие информации можно выразить так:

(слайд 2) Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (под запись)

Любая информация имеет определенные свойства. Рассмотрим ситуацию: есть реальный объект – дерево. И в диалоге двух студентов один из них говорит: «встретимся у того пенька».

Информация является не адекватной, т.к. является не однозначной. В противоположном случае получилось бы, например – «встретимся у самого большого дерева в парке возле педколледжа».

Любая информация имеет определенные свойства. К ним относятся: (слайд 3)

  • Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению.

  • Полнота – свойство информации исчерпывающе характеризовать отображаемый объект или процесс.

  • Достоверность - свойство информации не иметь скрытых ошибок.

  • Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным пользователем.

  • Релевантность – способность информации соответствовать запросам пользователя.

  • Качество информации – обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности.

  • Актуальность информации – степень соответствия информации текущему моменту времени.

1 -а, 2- б, 3 -в, 4 - г, 5 - д, 6 -е, 7- ж

А теперь я предлагаю вам соотнести свойства информации с их понятиями и записать ответы к себе в тетрадь

Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией?

После этого сообщить учащимся основные информационные процессы:

(слайд 4) В информатике к информационным процессам относят:

  • Поиск информации;

  • Хранение информации;

  • Передача информации;

  • Кодирование информации;

  • Обработка информации;

  • Защита информации.

(слайд 5) Итак, информационные процессы - это последовательность действий, операций, производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для достижения цели (результата). Поговорим об этом подробнее.

Выделите главное понятие?

Для получения информации ее нужно для начала найти и систематизировать. Процесс поиска информации предполагает.

Поиск – процесс поиска информации, удовлетворяющей информационные потребности.(слайд 6)

Как вы понимаете поиск информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия поиск информации

Далее. Полученную информацию можно представить в разной форме. А именно:

  • текст на естественном языке в устной или письменной форме;

  • графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;

  • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

 

Давайте теперь зададимся вопросом: каким образом человек хранит информацию?

(слайд 7,8)Хранение информации - Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.(слайд 8)

Как вы понимаете хранение информации? Какие носители информации существуют. Запись определения в тетрадь.

Различная информация требует различного времени хранения:

автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;

программу телевидения - неделю;

школьный дневник - учебный год;

аттестат зрелости - до конца жизни;

исторические документы - несколько столетий.

Основное хранилище информации для человека - его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» - традиции, обычаи того или другого народа.

Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).

В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.

Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.

Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.

Практически любая деятельность людей связана с общением (человек - существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.

(слайд 9) В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и получатель информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Что в вашем понимании Передача информации? Запись определения в тетрадь. Запись схемы передачи информации.

Объясните как вы понимаете данную схему?

Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.

(слайд 10) Кодирование - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму удобную для передачи, хранения или переработки.

Декодирование - процесс обратный кодированию.

Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрический, световой, в виде звуковых сигналов и т.д) В зависимости от вида сигнала, определяемого свойствами передающего устройства. различают непрерывную (аналоговую) и дискретную (цифровую) информацию.

Источником аналоговой информации обычно являются различные природные объекты (н-р, температура, давление и влажность воздуха), объекты технологических производственных процессов (н-р, нейтронный поток в активной зоне, давление и температура ядерного реактора) и др.

Информационные сообщения, используемые человеком, имеют характер дискретных сообщений, н-р, сигналы тревоги, которые передаются посредством световых сообщений, телеграфные сигналы, языковые сообщения и др.

Человек воспринимает сообщение при помощи органов чувств, и, как правило, в основном это непрерывная информация, а вот логическое мышление человека имеет, скорее, дискретный характер.

(слайд 11)Обработка - это процесс изменения формы представления информации или её содержания.

Что в вашем понимании обработка информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия обработка информации.

(слайд 12) Защита применение различных средств и методов, для обеспечения надёжности хранимой, передаваемой информации. Записывают определение в тетрадь.

Как вы понимаете что такое защита информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия защита информации.

А теперь давайте разберём с вами операции, которые можно производить с информацией. (студенты записывают понятия к себе в тетрадь, и объясняют как они понимают эти процессы по своему).

(слайд 13) Операции с информацией

  • Сбор – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решения;

  • Формализация – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме;

  • Сортировка – упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства их использования;

  • Фильтрация - отсеивание лишних данных; в которых нет необходимости принятия решений;

  • Архивация – организация хранения данных в компактной сжатой форме;

  • Защита – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты воспроизведения и защиты данных;

  • Преобразование – перевод данных из одной формы в другую;

  • Приём и передача – процессы осуществляемые между участниками информационного процесса;

Составление схемы в тетради «Операции с информацией»

Информация – это сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью своих органов чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: на флеш-носителях, диски и т.д.

 

 

Источник инф-ии

Канал связи

Получатель инф

 

 

 

 

 

Декодирующее уст

 

 

 

Кодирующее устр

 

 

 

 

 

 

 

М: объяснительно-иллюстративный

Ф: фронтальная.

С:доска, слово учителя.

Первичная проверка

20 мин

А теперь после того как мы с вами изучили новый материал я предлагаю вам для полного закрепления материала выполнить практическую работу которая представлена на следующем слайде (14 – 15 слайд ). Если возникают вопросы то поднимаем руку.

 

М: организации по источнику восприятия.

Ф: фронтальная.

С: голос учителя, презентация.

Домашнее задание

2 мин

Запишем д/з. Вам нужно написать сочинение-рассуждение, т.е. эссе, на тему «Зачем мне нужно ИКТ?»

Записывают в тетрадь д/з

М: организации по источнику восприятия.

Ф: фронтальная.

 

Итог урока

3 мин

Рефлексия

Закончите фразу (по выбору)

  • Сегодня я узнал….

  • Было интересно…

  • Было трудно….

  • Я понял что….

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Мне хотелось…

Спасибо за занятие, до свидания.

Отвечают на вопросы.

Ф: фронтальная.

М: беседа.

С: голос учителя.


 


 


Полный текст материала Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Битарова Тинатин Георгиевна  Публикатор
10.01.2020 0 28018 414

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК