Конспект урока информатики "Информация и информационные процессы"; 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №22»
Конспект урока
Информация и информационные процессы
Исполнитель:
Битарова Т.Г.
преподаватель
информатики и ИКТ.
г. Вдаикавказ 2020 г
Дисциплина: Информатика и ИКТ.
Класс: 7.
Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. Босова
Тема урока: Информация и информационные процессы
Тип урока: урок «открытия» нового знания ( 1 урок )
Программно-технические средства на уроке:
-
Средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся с выходом в Интернет, проектор;
-
презентация «Совершенствование орудий труда» - Приложение 1;
Тема урока: Информация и информационные процессы.
Цель: сформировать систему знаний по теме «Информация и информационные процессы» посредством изучения сущности понятий «информация» и «информационный процесс», а так же рассмотрения действий, выполняемых над информацией.
Задачи:
предметная: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы их свойствах, формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
метапредменая: умения выделять главное, умение структурировать информацию, умение работать с различными источниками информации (схема, презентация, учебник);
личностная: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности.
Оборудование для педагога: конспект урока, доска.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь.
УМК: Информатика: учебник для сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. -352.
Организационный момент + мотивационный |
|||||
Время |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Методы, формы, средства |
||
3 мин |
Здравствуйте! Меня зовут Иван Александрович, и сегодня я буду вести у вас урок. Давайте для начала отметим отсутствующих на занятии. Откройте тетради запишите дату и тему нашего занятия: «Информация и информационные процессы».Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что – то новое – получаем информацию. |
Приветствуют педагога. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают дату и тему урока. Слушают педагога |
М: организации по источнику восприятия, мотивация личности на дальнейшую деятельность. Ф: фронтальная. С: слово учителя. |
||
Актуализация + изучение нового материала |
|||||
17 мин |
Итак, что по вашему мнению обозначает понятие «информация»? А сейчас назовите при помощи каких именно органов чувств человек получает информацию: • визуально (динамическая, статическая, текстовая); • аудио (произвольные звуки, речь, музыка); • тактильная; • обоняние; • вкусовая; В разных научных дисциплинах и разных областях техники существуют разные понятия информации. - в математике: информация – это сведения, которые человек создает с помощью умозаключений; - в биологии: информация – это генетический код человека; - в обычной жизни: информация – это сведения сообщения, осведомленность о положении дел; - в толковом словаре Ожегова информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Но есть общие черты, которые объединяют разные подходы к понятию информации. Информацию нужно:
Из выше сказанного можно сделать вывод: Понятие информации во всех сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными. В общем случае понятие информации можно выразить так: (слайд 2) Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (под запись) Любая информация имеет определенные свойства. Рассмотрим ситуацию: есть реальный объект – дерево. И в диалоге двух студентов один из них говорит: «встретимся у того пенька». Информация является не адекватной, т.к. является не однозначной. В противоположном случае получилось бы, например – «встретимся у самого большого дерева в парке возле педколледжа». Любая информация имеет определенные свойства. К ним относятся: (слайд 3)
1 -а, 2- б, 3 -в, 4 - г, 5 - д, 6 -е, 7- ж А теперь я предлагаю вам соотнести свойства информации с их понятиями и записать ответы к себе в тетрадь Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией? После этого сообщить учащимся основные информационные процессы: (слайд 4) В информатике к информационным процессам относят:
(слайд 5) Итак, информационные процессы - это последовательность действий, операций, производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для достижения цели (результата). Поговорим об этом подробнее. Выделите главное понятие? Для получения информации ее нужно для начала найти и систематизировать. Процесс поиска информации предполагает. Поиск – процесс поиска информации, удовлетворяющей информационные потребности.(слайд 6) Как вы понимаете поиск информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия поиск информации Далее. Полученную информацию можно представить в разной форме. А именно:
Давайте теперь зададимся вопросом: каким образом человек хранит информацию? (слайд 7,8)Хранение информации - Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы - всё это служит целям хранения информации.(слайд 8) Как вы понимаете хранение информации? Какие носители информации существуют. Запись определения в тетрадь. Различная информация требует различного времени хранения: • автобусный билет требуется хранить только в течение поездки; • программу телевидения - неделю; • школьный дневник - учебный год; • аттестат зрелости - до конца жизни; • исторические документы - несколько столетий. Основное хранилище информации для человека - его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» - традиции, обычаи того или другого народа. Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.). В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств. Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа. Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации. Практически любая деятельность людей связана с общением (человек - существо общественное), а общение невозможно без передачи информации. (слайд 9) В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и получатель информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. Что в вашем понимании Передача информации? Запись определения в тетрадь. Запись схемы передачи информации. Объясните как вы понимаете данную схему? Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику. (слайд 10) Кодирование - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму удобную для передачи, хранения или переработки. Декодирование - процесс обратный кодированию. Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи. Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное. Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрический, световой, в виде звуковых сигналов и т.д) В зависимости от вида сигнала, определяемого свойствами передающего устройства. различают непрерывную (аналоговую) и дискретную (цифровую) информацию. Источником аналоговой информации обычно являются различные природные объекты (н-р, температура, давление и влажность воздуха), объекты технологических производственных процессов (н-р, нейтронный поток в активной зоне, давление и температура ядерного реактора) и др. Информационные сообщения, используемые человеком, имеют характер дискретных сообщений, н-р, сигналы тревоги, которые передаются посредством световых сообщений, телеграфные сигналы, языковые сообщения и др. Человек воспринимает сообщение при помощи органов чувств, и, как правило, в основном это непрерывная информация, а вот логическое мышление человека имеет, скорее, дискретный характер. (слайд 11)Обработка - это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Что в вашем понимании обработка информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия обработка информации. (слайд 12) Защита – применение различных средств и методов, для обеспечения надёжности хранимой, передаваемой информации. Записывают определение в тетрадь. Как вы понимаете что такое защита информации? Запись определения в тетрадь формулирование своего понятия защита информации. А теперь давайте разберём с вами операции, которые можно производить с информацией. (студенты записывают понятия к себе в тетрадь, и объясняют как они понимают эти процессы по своему). (слайд 13) Операции с информацией
Составление схемы в тетради «Операции с информацией» |
Информация – это сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью своих органов чувств.
Отвечают: на флеш-носителях, диски и т.д.
Источник инф-ии Канал связи Получатель инф
Декодирующее уст
Кодирующее устр
|
М: объяснительно-иллюстративный Ф: фронтальная. С:доска, слово учителя. |
||
Первичная проверка |
|||||
20 мин |
А теперь после того как мы с вами изучили новый материал я предлагаю вам для полного закрепления материала выполнить практическую работу которая представлена на следующем слайде (14 – 15 слайд ). Если возникают вопросы то поднимаем руку. |
|
М: организации по источнику восприятия. Ф: фронтальная. С: голос учителя, презентация. |
||
Домашнее задание |
|||||
2 мин |
Запишем д/з. Вам нужно написать сочинение-рассуждение, т.е. эссе, на тему «Зачем мне нужно ИКТ?» |
Записывают в тетрадь д/з |
М: организации по источнику восприятия. Ф: фронтальная.
|
||
Итог урока |
|||||
3 мин |
Рефлексия Закончите фразу (по выбору)
Спасибо за занятие, до свидания. |
Отвечают на вопросы. |
Ф: фронтальная. М: беседа. С: голос учителя. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Битарова Тинатин Георгиевна
→ Публикатор 10.01.2020 0 28018 414 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.