Статья "Возможности средств облачных (сетевых) сервисов для организации мониторинга достижений обучающихся"


 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности средств облачных (сетевых) сервисов для организации мониторинга достижений обучащихся

 

 

 

Автор:

Ерёменко Анна Вячеславовна учитель информатики МБОУСОШ № 4 им. Нисанова Х. Д. г. Пролетарска


 

 

Инновация отличает

лидера от догоняющего.

Стив Джобс

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками уникального периода в истории человечества: периода формирования информационного общества. И это новое общество предъявляет системе образованияновые требования, основным из которых является созданиегибкой учебной среды с использованием инновационных технологий обучения. ИКТ, в свою очередь,«позволят конструировать новые подходы к образованию и обеспечат альтернативные возможности распространения знаний, не зависящие от расстояния, времени» [1].

Современная школа должна соответствовать требованиям времени и способствовать становлению личности выпускника, которому предстоит жить и работать в мире новых скоростей и возможностей. Поэтому интеграция дистанционной и традиционной форм обучения сегодня представляется наиболее актуальным направлением развития системы образования, что подтверждает опыт как российских, так и зарубежных исследователей. Образование постепенно становится информационно открытым и выходит за стены учебных заведений. Формируется особая образовательная среда, в которой будет возможна реализация идеи обучения человека на протяжении всей жизни.

В сложившейся ситуации оптимальным решением является внедрение учителями в свою педагогическую практику разнообразных моделей смешанного обучения. Смешанное обучение (в любом своём проявлении) предполагает самостоятельное, но при обязательном контроле и содействии учителя, овладение обучающимися учебным материалом – просмотр видео, изучение лекций, выполнение практических заданий. В результате этого большое значение приобретает регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в процессе обучения, своевременная корректировка учебного процесса - то есть проведение мониторинга.

«Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет определить пробелы в знаниях (что очень важно для дальнейшего обучения)» [4], построить индивидуальную работу с учащимися по предупреждению неуспеваемости.

Систематический мониторинг стимулирует ребят к регулярной подготовке домашних заданий, постоянному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. «В результате того, что в конце XX - начале XXI века произошли социальные изменения, затронувшие весь мир: получил развитие новый тип социальной структуры – «сетевое сообщество», в образовании на смену системному подходу в обучении приходит сетевой подход»[1]. Что позволяет осуществлять мониторинг средствами «облачных» или «сетевых», «социальных» сервисов.

«Основная концепция "облачных" технологий заключается в том, что информация хранится и обрабатывается средствами веб-сервера, а результат предоставляется посредством веб-браузера. Можно вводить и редактировать данные, а также сохранять конечный результат на свой компьютер»[2].

«Интернет не разрабатывался специально для системы образования, но его дидактические свойства (интерактивность, наличие большого объема информации) позволяют успешно применять различные сервисы в учебном процессе» [4].

Социальные сервисы Веб 2.0 - естественная образовательная среда, обладающая вышеперечисленными дидактическими свойствами. Поэтому целесообразность использования их в учебных целях не вызывает сомнения.

«С помощью Веб 2.0 можно организовать самую разнообразную коллективную деятельность: совместный поиск, совместное хранение информации; создание и совместное использование медиаресурсов, совместное создание и редактирование гипертекстов, совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов и многое другое»[5]. Но в контексте данной статьи мы рассмотрим только возможности данных сервисов для проведения On-line опросов, анкетирования, тестирования.

Существует огромное количество сайтов, позволяющих быстро и качественно создать онлайн-опросники. Отличие одного сервиса от другого заключается в качестве руководства, доступных форматах представления данных (вопросов), способах управления, оформлении. Предлагаю вашему вниманию ссылки на сетевые сервисы (бесплатные), которые позволят организовать этот процесс:

  1. Диск Google - облачный сервис от Google. Преподаватель, используя своё пространство, имеет возможность не только организовать совместную работу над документом, презентацией, но осуществить мониторинг знаний, провести опрос через cервис «Форма».

Многообразен перечень вариантов ответов:

  • текст (для коротких ответов);

  • текст абзац (для развёрнутых ответов);

  • один из списка;

  • несколько из списка;

  • выпадающий список.

Сервис обеспечивает сбор ответов, формирует статистический анализ ответов, а также создает электронную таблицу, с помощью которой можно провести обработку исходных данных самостоятельно. Учитель, организуя опрос, даёт ссылку для входа, а затем анализирует полученные результаты.

  1. http://webanketa.com - русскоязычный сервис по анкетированию. Сайт предназначен для создания различных опросов, тестов, голосований, проведения анкетирования.

Зарегистрировавшись, преподаватель имеет возможность создавать опросы, анализировать результаты, визуализировать данные в виде диаграмм, скачать статистику.

  1. http://pollservice.ru- онлайн-сервис для проведения опросов и голосований в интернете. Опрос состоит из одного (!) вопроса.

Многообразием вариантов ответов сервис не располагает (один ответ, множественный выбор, свободный ответ), но с его помощью можно легко и быстро создать опрос. Ссылки на созданные опросы можно размещать в блоге, на сайте, отправить по почте. Организатор опроса имеет возможность в личном кабинете просмотреть статистику (по дате или в процентном отношении)

  1. Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/Эта программа даёт возможность составлять кроссворды, которые можно использовать для работы с терминами, понятиями. Программа имеет русский интерфейс и очень проста в изучении. Даётся простая пошаговая инструкция создания кроссвордов.

Кроссворды сохраняются на сервере. Ссылку на составленный кроссворд можно выложить в блоге, на сайте, переслать по электронной почте.

Принцип работы очень прост: при наведении мыши на слово, появляется вопрос. По завершении выводится статистика (сколько вопросов было отгадано).

Регистрация не требуется, но лучше её сделать. Зарегистрированный пользователь получает дополнительные возможности:

- все кроссворды сохраняются на сервере, и всегда можно получить его с любого компьютера, войдя в систему;

- можно опубликовывать свои кроссворды, чтобы все посетители сайта получали их для разгадывания.

  1. Hot Potatoes http://softarchive.ru/item/26657.html#downloads

HotPotatoes - инструментальная программа-оболочка, которая предоставляет преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования. С её помощью можно создать упражнения разных типов, на различных языках, по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Результаты сохраняются в виде веб-страницы. Программа поддерживает русский язык. Очень важно, что готовые упражнения можно разместить на сайте www.hotpotatoes.net. Это даёт возможность обучающимся работать с заданиями не только в классе, но и дома (то есть дистанционно). Имеется хорошая инструкция по освоению этойпрограммы: https://qps.ru/dUmpZ или https://qps.ru/r1duq

Приведённый список сетевых сервисов конечно же неполный. Но использование даже указанных, позволяет организовать качественный мониторинг в зависимости от цели и аудитории.

Особое внимание хотелось бы уделить Всероссийской бесплатной школьной образовательной сети Дневник.ру http://dnevnik.ru.Это уникальный школьный проект, который позволяет организовать сетевое общение между учениками и педагогами. Используя площадку Дневника, учитель имеет возможность реализовать элементы дистанционного, смешанного обучения: сделать рассылку текстовых, аудио, видеофайлов, организовать мониторинг. Для этого имеется раздел создания тестов. Он включает в себя школьные и глобальные тесты различной тематики: оценка знаний, самостоятельная проверка, тесты к урокам, образовательные и развлекательные тесты. Имеется много возможностей, которые позволяют сделать тест максимально эффективным:

  • выбрать предмет и класс;

  • подобрать тип теста (самопроверка, оценка знаний учителем, тест для урока)

  • подобрать тип работы (домашняя, самостоятельная контрольная)

  • определить период проведения теста, лимит времени, количество попыток, возврат к предыдущему вопросу и др.

  • имеется возможность копирования теста или его частей.

Самое главное, что учителю предоставляется возможность анализа полученных результатов (как всего класса, так и отдельных учеников).

Наконец, результаты можно экспортировать в формате MsExcel, и хранить на своём компьютере.

Для знакомства с технологией создания тестов на Дневник.ру предлагаю посмотреть обучающие видео автора статьи на YouTube:

часть (1) https://www.youtube.com/watch?v=W4Fj1pFmilM

часть (2) https://www.youtube.com/watch?v=5OvIjhyYiEk

Итак,«мониторинг – это инструмент управления учебно-воспитательным процессом, при проведении которого необходимо помнить, что главная цель – это научить и помочь ребенку, а не только оценить уровень достижений» [3].«А существующие сетевые инструменты, можно использовать для образования, создания и проведения образовательных проектов, формирования навыков поведения в интернет-среде»[2]. И освоение новых средств обученияспособствует изменению мировоззрения учителя, расширению его возможностей и формированию новых компетенций.

 

Список литературы и интернет-ресурсов:

 

  1. Е. В. Василевская «Сетевой подход в повышении профессиональной компетентности педагогов: исследования, срезы, факты и комментарии», Педагогическая диагностика. – 2013. - №5https://qps.ru/LRhqX

  2. Е. Якушина "Инструменты Google - с пользой для учения» Школьное планирование, № 4, 2013, C. 66-77https://qps.ru/wJtTf

  3. Андреев А.А. «Сервисы Интернета Веб2.0 в учебном процессе высшей школы» http://letopisi.org/index.php/Веб2.0_в_учебном_процессе

  4. С. В. Войтехович «Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения» http://festival.1september.ru/articles/564900/

4

 


Полный текст материала Статья "Возможности средств облачных (сетевых) сервисов для организации мониторинга достижений обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерёменко Анна Вячеславовна  Анюта
09.02.2020 0 1446 275

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК