Частная методика открытого практического занятия по информатике
Частная методика открытого практического занятия
по информатике
Создание таблиц. Гипертекстное представление информации.
Рассмотрена на заседании
цикловой комиссии
экономических и учетных дисциплин
Председатель _______
Автор: преподаватель финансово-технологического колледжа Т.В. Самойлова
Аннотация
Частная методика проведения открытого занятия по дисциплине «Информатика» оформлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Методический материал представляет собой разработку проведения практического занятия с использованием информационных технологий, компьютерных и мультимедийных средств обучения.
Цель частной методики - показать особенности практического занятия по дисциплинам общеобразовательного цикла: использование информационных технологий, компьютерных и мультимедийный средств обучения.
Финансово-технологический колледж, 2016г.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
- Подготовительный этап
- Методическая структура практического занятия
- План открытого практического занятия
- Сценарий
4. Заключение
5. Литература
Введение
Частная методика описывает процесс подготовки и проведения открытого занятия по дисциплине: «Информатика» на тему «Создание таблиц. Гипертекстовое представление информации».
Самой популярной программой операционной системы Windows-является текстовый редактор Microsoft Office Word. Эта программа стала стандартом в обработке текста. Область применения Word весьма широка. Это набор текста любой сложности, подготовка и создание документов, писем, отчетов, в том числе и с иллюстрациями и многое другое. Можно сказать, что Word применим практически везде, где требуется работа с текстом. Кроме того, в последней версии Word добавлены весьма развитые средства работы с гипертекстовыми документами и документами, предназначенными для публикации в Интернет.
Цель данного открытого занятия - мотивировать познавательную деятельность студентов, стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования, а также закрепить теоретические знания и практические умения студентов по разделу «Технологии создания и преобразования информационных объектов»
Подготовительный этап
Процесс подготовки к открытому занятию по дисциплине «Информатика» на тему «Создание таблиц. Гипертекстовое представление информации» состоит из следующих этапов:
-
Планирование преподавателем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе были подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобран материал для практической работы.
-
Подбор теоретического материала к занятию. Проводился поиск нужной информации в Internet.
-
Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий. Была создана презентация для проведения практического занятия с рекомендациями.
-
Подготовка раздаточного материала, ТСО. Инструкционные карты для практической работы распечатаны на форматной бумаге; было подобрано программное обеспечение для контроля и вывода работ студентов на экран; проверено наличие оборудования: персональных компьютеров, проектора, экрана.
-
Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы задания для самостоятельного исследования (подбор рецептов в сети Internet). Рекомендовано повторить темы: «Текстовый редактор MS Word», «Форматирование и редактирование текста», «Создание таблиц».
Структура занятия
№ п/п |
Основные элементы занятия, вопросы, отражающие содержание учебного материала, тип задания |
Виды учебной деятельности студента |
Примерное время, мин. |
Методы и приёмы обучения |
1. |
Организационная часть. Инструктаж по технике безопасности и подготовке рабочего места |
Приветствие Проверка знаний по технике безопасности |
1 мин. |
Информационный |
2. |
Сообщение темы, цели, задач занятия, соответствие требованиям ФГОС СПО и ФГОС СОО Мотивация учебной деятельности |
Активизация познавательной деятельности |
2 мин. |
Информационный, информационные технологии (слайд1,2) |
3. |
Актуализация опыта и опорных знаний студентов. Пояснение терминов, которые встречаются в программах MS Office
http://LearningApps.org/watch?v=pdvjcd9j516
«Гипертекст». |
Повторение Выполнение заданий на рабочем месте, воспроизведение правильных ответов с использованием ресурсов интерактивной доски
|
10 мин.
|
Практико-ориентированная технология Наглядный (решение практических задач профессиональной направленности), Сеть интернет
Наглядный с использованием интерактивной доски Сеть интернет (слайд 3) |
4. |
Выполнение практической работы 1.Краткий теоретический материал.
3.Разминка для ума (решение ребуса) слайд 14 http://LearningApps.org/watch?v=p395drrdn16
|
Запись основных понятий, терминов выполнение заданий на рабочем месте
Самостоятельная работа над индивидуальным заданием на ПК (с использованием материала, подготовленного дома)
воспроизведение правильных ответов с использованием ресурсов |
12 мин.
18 мин
7 мин
|
Информационный Наглядный Практико-ориентированная технология Деятельностный (решение практических задач профессиональной направленности) Информационные технологии (слайд 4-8)
(слайд 9)
|
5. |
Закрепление учебного материала. Демонстрация проделанной работы.
|
Демонстрация выполненного задания на интерактивной доске |
7 мин. |
Проверка выполнения заданий (выборочно) Наглядный
|
6 |
Подведение итогов занятия. Анализ работы студентов на этапе получения новых знаний. |
Рефлексия, Самооценка, самоконтроль |
2 мин. |
Информационный |
7. |
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.
|
Активизация познавательной деятельности |
1 мин. |
Информационный Слайд 10 |
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина: ОУД.07 Информатика
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Группа: ТОП 20101
Курс:1
Дата проведения: 29.09.2016 г.
Учебное время: 2 часа
Место проведения: кабинет № 12 Информатика и ИКТ
Преподаватель: Самойлова Т.В.
Тип занятия: практическое
Вид занятия: закрепления и совершенствования знаний и умений
Тема: Создание таблиц. Гипертекстовое представление информации
Цели занятия
Образовательные:
- усвоить определения, термины и понятия, приемы создания гипертекстовой структуры документа средствами табличного процессора;
- овладеть умением применять текстовый редактор для создания документов произвольной сложности;
- овладеть способами создания таблицы в текстовом процессоре Microsoft Word, операциями по форматированию таблицы.
Развивающие:
- формировать информационную компетентность обучающихся с использованием научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета, критически оценивать достоверность информации, поступающей из различных источников;
- формировать умения использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;
- совершенствовать культуру оформления документа, развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, активизировать познавательную деятельность студентов.
Воспитательные:
- воспитывать у студентов познавательный интерес к дисциплине «Информатика» посредством практического применения темы; активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Термины и понятия: таблицы, гипертекст, гиперссылка, закладка, Web-страница.
Образовательные результаты в соответствии с ФГОС СПО и ФГОС СОО, формируемые на занятии
личностные:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
метапредметные:
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
предметные:
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере.
Форма проведения занятия: практическое занятие
Образовательные технологии, активные методы и приёмы обучения:
практико-ориентированная технология, технология развивающего обучения, информационные технологии;
деятельностный метод с выделением профильного и профессионально значимого содержания, наглядный; решение кроссворда.
Информационное обеспечение
Библиотечный фонд информационно-библиотечного центра Колледжа:
1. Информатика/А. П. Курносов, С. А. Кулев, А. В. Улезько ; ред. А. П. Курносов. - 2011
2.Михеева Е. В. Практикум по информатике/Е. В. Михеева. - 2011
3.Баранова Е. К. Основы информатики и защиты информации/Е. К. Баранова. -
4.Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. базовый курс [Текст] : учебник для 9 кл. / И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 359 с
Дополнительная литература для преподавателя и студентов:
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014
Интернет – ресурсы:
http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Материально-техническое обеспечение
средства для представления информации: мультимедийная презентация, библиотека мультимедиа ресурсов для интерактивной доски, выставка учебно-методического и информационного обеспечения занятия учебной дисциплины «Информатика» из фондов ИБЦ;
- учебно-наглядные пособия: кроссворд «Гипертекст», ребусы, видеоролики, инструкционная карта выполнения задания;
- компьютерная техника: демонстрационный комплекс на базе интерактивной доски, ПК
Самостоятельная работа обучающихся
- аудиторная: решение кроссворда, ребуса, создание таблиц и гиперссылок.
- внеаудиторная: подготовить сообщение, презентацию на тему: «Основы работы в издательской системе Page Maker».
Вопросы для самоподготовки
-
С какими новыми понятиями вы познакомились на занятие?
-
Что такое гиперссылка?
-
Важна ли сегодняшняя тема для вас и где вы сможете применить полученные навыки?
Порядок выполнения практического задания
I Инструктаж по технике безопасности
II На локальном диске С в папке «общее» расположена папка «образцы к заданию», в которой есть файлы с рецептами, каждый файл содержит 1 рецепт.
-
Откройте текстовый процессор MS Word 2010, создайте новый документ.
-
Оформите титульный лист своей электронной книги (творческий момент: фон, шрифт, картинки и т.д.)
-
На 2 странице наберите содержание, состоящее из 5-6 отдельных рецептов (в виде текста или картинок)
-
Каждый рецепт расположите на отдельной странице, рецепт можно оформить в виде таблицы, списка, схемы, картинки.
-
На каждой странице у каждого рецепта должен быть заголовок
-
Выделите заголовок «Содержание», зайдите меню «Вставка»→ «Закладка» и скопируйте в строку закладки и нажать «Добавить»
-
Все заголовки рецептов сделайте закладками (имя закладки не должно содержать пробелов)
-
Переходим к созданию гиперссылок
-
Выделяем название первого рецепта в содержании, далее меню «Вставка»→ «Гиперссылка» → «Связать с местом в документе» и выбрать соответствующую закладку
-
Сделайте названия рецептов в содержании гиперссылками на соответствующие страницы
-
Создание обратной ссылки на содержание
-
На каждой странице создайте обратную гиперссылку на содержание, которая позволит переходить с любой страницы эл.книги на содержание. Гиперссылка может быть в виде объекта: картинка, фигура, текст.
-
Оформите электронную книгу из творческих соображений.
-
Сохраните электронную книгу под своим именем на локальном диске С в папке пользователь → общее → Гипертекст.
Сценарий
-
Организационная часть.
Сообщение темы:
II. Актуализация знаний, умений и навыков:
Прежде чем начать урок, давайте повторим правила техники безопасности
1. Без разрешения преподавателя в кабинет не входить.
2. На перемене всем выходить из кабинета.
3. С булочками, фруктами в кабинет не входить.
4. Садиться строго на отведенное место.
5. Запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК.
6. Приступать к работе на компьютере только с разрешения преподавателя.
7. Не пытаться ремонтировать ПК самостоятельно.
8. Немедленно прекратить работу при поломке ПК.
9. Сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см.
10. Не производить установку любого программного обеспечения, а также изменять настройки ОС, внешнего вида рабочего стола и пр.
-
Актуализация опыта и опорных знаний студентов. Повторим предыдущий материал, задания представлены на доске
Выполнение индивидуального задания. Описания элементов текстового редактора.
http://LearningApps.org/watch?v=pdvjcd9j516
Вам нужно разгадать кроссворд, ВСПОМНИВ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ Вы изучили ранее на занятиях информатики, и определить ключевое слово, темы сегодняшнего урока
Решение кроссворда «Гипертекст».
http://puzzlecup.com/?guess=83835277A5F01202
Студенты отвечают на вопросы, демонстрируя действия на интерактивной доске
п. Выполнение практической работы
После устного опроса следующим этапом урока является инструктаж по выполнению практической работы
-
-
Таблицы Word 2010
-
Гипертекст, гиперссылка
-
Создание гипертекстового документа средствами текстового редактора MS Word.
-
Таблица, используются при создании текстовых документов, содержащих большое количество однотипных названий (например, расписание занятий), числовых данных (например, таблица Менделеева) или изображений с текстовой подписью. Описания на доске
Гипертекст
Для отображения в “плоском” тексте смысловых связей между основными разделами или понятиями можно использовать гипертекст, который позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок (гиперссылок). При активизации гиперссылки происходит переход на фрагмент текста, заданный в ссылке.
Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами. Такие связи называют гиперсвязями.
Гипертекстовую информацию можно читать не только в обычном порядке, “листая страницы” на экране, но и перемещаясь по смысловым связям в произвольном порядке.
(Показать пример гипертекстового документа.)
Гиперссылка состоит из двух частей: указателя ссылки и адресной части ссылки. Указатель ссылки – это объект, который визуально выделяется в документе. Адресная часть гиперссылки представляет собой название закладки в документе на который указывает ссылка. Закладка – это элемент документа, которому присвоено уникальное имя.
А ведь на самом деле Вы все уже сталкивались с гиперссылками, когда посещали сеть Интернет. Что делает Интернет Интернетом? Что отличает обычный бумажный документ от страницы Сети?
Ответ прост - гиперссылки. Без них само существование интернета было бы невозможно и в будущем, когда Вы будете создавать свои WEB страницы и сайты, при изучении темы Интернет и без гиперссылок вам не обойтись. И так как это занятие практическая работа, то каждый из вас сегодня научиться создавать гипертекстовый документ.
Инструктаж проводит преподаватель. Инструктаж представляет собой порядок создания гиперссылок в текстовом редакторе с помощью компьютера согласно инструкционной карт. (Приложение 3)
Следующий этап занятия – выполнение практической работы студентов. На этом этапе применяются приемы работы с текстом, элементами форматирования, графическими объектами и гиперссылками. Происходит структурное осмысление текста студентами с дальнейшим созданием электронной книги, которая представляет собой сборник рецептов. Преподаватели обходят группу, давая некоторые пояснения, но избегая прямых консультаций.
Разминка для ума (решение ребуса) http://LearningApps.org/watch?v=p395drrdn16
Данный этап занятия завершается общей демонстрацией выполненных работ на экране
В конце занятия преподаватель подводит итоги: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, задает домашнее задание.
Дом.заданиие подготовить сообщение- 4 ,презентацию-5 на тему: «Основы работы в издательской системе Page Maker».
Заключение
Проведение открытого занятия побуждает студентов к активной мыслительной деятельности при работе с программной Word.
Разнообразие методов и приемов обучения создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Практический метод обучения позволяет расширить технологический кругозор студентов, подготовить их к профессионально ориентированной трудовой деятельности.
Список литературы
-
Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11классов / Н.Д. Угринович. – М.: Бином, 2009. – 511с.
-
Семакин, И.Г, Хенер Е.К. Информатика. Учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хенер. – М.: Бином, 2011. – 378 с.
-
Информатика и ИКТ, под. ред. Макаровой Н.В. Базовый уровень. – Питер, 2009. – 456 с.
-
Фоменко, А.М., Фоменко, Л.В. Основы информатики и вычислительной техники для профессиональных лицеев и училищ / А.М. Фоменко, Л.В. Фоменко. – М., 2009. – 387 с.
-
Хахуташвили, М.Ш. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие / М.Ш. Хахуташвили. – М., 2009. – 423 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самойлова Татьяна Валерьевна
→ Публикатор 10.06.2021 0 2415 234 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.