Частная методика открытого практического занятия по информатике


 

 

Частная методика открытого практического занятия

по информатике

 

 

 

Создание таблиц. Гипертекстное представление информации.

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

экономических и учетных дисциплин

Председатель _______

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель финансово-технологического колледжа Т.В. Самойлова

 

 

 

Аннотация

 

Частная методика проведения открытого занятия по дисциплине «Информатика» оформлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Методический материал представляет собой разработку проведения практического занятия с использованием информационных технологий, компьютерных и мультимедийных средств обучения.

Цель частной методики - показать особенности практического занятия по дисциплинам общеобразовательного цикла: использование информационных технологий, компьютерных и мультимедийный средств обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансово-технологический колледж, 2016г.

Содержание

 

 

 

1. Введение

 

2. Основная часть

 

- Подготовительный этап

 

- Методическая структура практического занятия

- План открытого практического занятия

- Сценарий

4. Заключение

 

5. Литература

 

 

 

Введение

 

Частная методика описывает процесс подготовки и проведения открытого занятия по дисциплине: «Информатика» на тему «Создание таблиц. Гипертекстовое представление информации».

Самой популярной программой операционной системы Windows-является текстовый редактор Microsoft Office Word. Эта программа стала стандартом в обработке текста. Область применения Word весьма широка. Это набор текста любой сложности, подготовка и создание документов, писем, отчетов, в том числе и с иллюстрациями и многое другое. Можно сказать, что Word применим практически везде, где требуется работа с текстом. Кроме того, в последней версии Word добавлены весьма развитые средства работы с гипертекстовыми документами и документами, предназначенными для публикации в Интернет.

Цель данного открытого занятия - мотивировать познавательную деятельность студентов, стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования, а также закрепить теоретические знания и практические умения студентов по разделу «Технологии создания и преобразования информационных объектов»

 

Подготовительный этап

Процесс подготовки к открытому занятию по дисциплине «Информатика» на тему «Создание таблиц. Гипертекстовое представление информации» состоит из следующих этапов:

  1. Планирование преподавателем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе были подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобран материал для практической работы.

  2. Подбор теоретического материала к занятию. Проводился поиск нужной информации в Internet.

  3. Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий. Была создана презентация для проведения практического занятия с рекомендациями.

  4. Подготовка раздаточного материала, ТСО. Инструкционные карты для практической работы распечатаны на форматной бумаге; было подобрано программное обеспечение для контроля и вывода работ студентов на экран; проверено наличие оборудования: персональных компьютеров, проектора, экрана.

  5. Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы задания для самостоятельного исследования (подбор рецептов в сети Internet). Рекомендовано повторить темы: «Текстовый редактор MS Word», «Форматирование и редактирование текста», «Создание таблиц».

 

Структура занятия

п/п

Основные элементы занятия, вопросы, отражающие содержание учебного материала, тип задания

Виды учебной деятельности студента

Примерное время, мин.

Методы и приёмы обучения

1.

Организационная часть.

Инструктаж по технике безопасности и подготовке рабочего места

Приветствие

Проверка знаний по технике безопасности

1 мин.

Информационный

2.

Сообщение темы, цели, задач занятия, соответствие требованиям ФГОС СПО и ФГОС СОО

Мотивация учебной деятельности

Активизация познавательной деятельности

2 мин.

Информационный, информационные технологии

(слайд1,2)

3.

Актуализация опыта и опорных знаний студентов.

Пояснение терминов, которые встречаются в программах MS Office

  1. Выполнение индивидуального задания. Описания элементов текстового редактора.

http://LearningApps.org/watch?v=pdvjcd9j516

 

  1. Решение кроссворда

«Гипертекст».

http://puzzlecup.com/?guess=83835277A5F01202

Повторение

Выполнение заданий на рабочем месте, воспроизведение правильных ответов с использованием ресурсов интерактивной доски

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

Практико-ориентированная технология

Наглядный (решение практических задач профессиональной направленности),

Сеть интернет

 

 

 

Наглядный с использованием интерактивной доски

Сеть интернет

(слайд 3)

4.

Выполнение практической работы

1.Краткий теоретический материал.

    1. Таблицы Word 2010

    2. Гипертекст, гиперссылка

    3. Создание гипертекстового документа средствами текстового редактора MS Word.

 

  1. Создание гиперссылки в MS Word.

 

 

 

 

 


 

 

3.Разминка для ума (решение ребуса) слайд 14

http://LearningApps.org/watch?v=p395drrdn16

 

 

Запись основных понятий, терминов

выполнение заданий на рабочем месте

 

Самостоятельная работа над индивидуальным заданием на ПК

(с использованием материала, подготовленного дома)

 

воспроизведение правильных ответов с использованием ресурсов

 

12 мин.

 

 

 

 

 

 

18 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

Информационный

Наглядный

Практико-ориентированная технология

Деятельностный

(решение практических задач профессиональной направленности) Информационные технологии

(слайд 4-8)

 

 

 

 

(слайд 9)

 

5.

Закрепление учебного материала.

Демонстрация проделанной работы.

 

Демонстрация выполненного задания на интерактивной доске

7 мин.

Проверка выполнения заданий (выборочно)

Наглядный

 

6

Подведение итогов занятия.

Анализ работы студентов на этапе получения новых знаний.

Рефлексия, Самооценка, самоконтроль

2 мин.

Информационный

7.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

  1. Учить определения, основные понятия гипертекстового представления информации с использованием опорного конспекта.

  2. Подготовить сообщение, презентацию на тему: «Основы работы в издательской системе Page Maker».

Активизация познавательной деятельности

1 мин.

Информационный

Слайд 10

 


 

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Дисциплина: ОУД.07 Информатика

Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Группа: ТОП 20101

Курс:1

Дата проведения: 29.09.2016 г.

Учебное время: 2 часа

Место проведения: кабинет № 12 Информатика и ИКТ

Преподаватель: Самойлова Т.В.

Тип занятия: практическое

Вид занятия: закрепления и совершенствования знаний и умений

Тема: Создание таблиц. Гипертекстовое представление информации

Цели занятия

Образовательные:

- усвоить определения, термины и понятия, приемы создания гипертекстовой структуры документа средствами табличного процессора;

- овладеть умением применять текстовый редактор для создания документов произвольной сложности;

- овладеть способами создания таблицы в текстовом процессоре Microsoft Word, операциями по форматированию таблицы.

Развивающие:

- формировать информационную компетентность обучающихся с использованием научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета, критически оценивать достоверность информации, поступающей из различных источников;

- формировать умения использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;

- совершенствовать культуру оформления документа, развивать творческие способности, эстетическое восприятие окружающего мира, активизировать познавательную деятельность студентов.

Воспитательные:

- воспитывать у студентов познавательный интерес к дисциплине «Информатика» посредством практического применения темы; активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Термины и понятия: таблицы, гипертекст, гиперссылка, закладка, Web-страница.

Образовательные результаты в соответствии с ФГОС СПО и ФГОС СОО, формируемые на занятии

личностные:

чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

- умение использовать достижения современной информатики для повышения

собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

метапредметные:

- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

использование различных информационных объектов, с которыми возникает

необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

предметные:

- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере.

Форма проведения занятия: практическое занятие

Образовательные технологии, активные методы и приёмы обучения:

практико-ориентированная технология, технология развивающего обучения, информационные технологии;

деятельностный метод с выделением профильного и профессионально значимого содержания, наглядный; решение кроссворда.

Информационное обеспечение

Библиотечный фонд информационно-библиотечного центра Колледжа:

1. Информатика/А. П. Курносов, С. А. Кулев, А. В. Улезько ; ред. А. П. Курносов. - 2011

2.Михеева Е. В. Практикум по информатике/Е. В. Михеева. - 2011

3.Баранова Е. К. Основы информатики и защиты информации/Е. К. Баранова. -

4.Семакин, И. Г. Информатика и ИКТ. базовый курс [Текст] : учебник для 9 кл. / И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 359 с

Дополнительная литература для преподавателя и студентов:

Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений

сред. проф. образования. — М., 2014

Интернет – ресурсы:

http://learningapps.org/

http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Материально-техническое обеспечение

средства для представления информации: мультимедийная презентация, библиотека мультимедиа ресурсов для интерактивной доски, выставка учебно-методического и информационного обеспечения занятия учебной дисциплины «Информатика» из фондов ИБЦ;

- учебно-наглядные пособия: кроссворд «Гипертекст», ребусы, видеоролики, инструкционная карта выполнения задания;

- компьютерная техника: демонстрационный комплекс на базе интерактивной доски, ПК

Самостоятельная работа обучающихся

- аудиторная: решение кроссворда, ребуса, создание таблиц и гиперссылок.

- внеаудиторная: подготовить сообщение, презентацию на тему: «Основы работы в издательской системе Page Maker».


 

Вопросы для самоподготовки

  1. С какими новыми понятиями вы познакомились на занятие?

  2. Что такое гиперссылка?

  3. Важна ли сегодняшняя тема для вас и где вы сможете применить полученные навыки?


 


 

Порядок выполнения практического задания

I Инструктаж по технике безопасности

II На локальном диске С в папке «общее» расположена папка «образцы к заданию», в которой есть файлы с рецептами, каждый файл содержит 1 рецепт.

  1. Откройте текстовый процессор MS Word 2010, создайте новый документ.

  2. Оформите титульный лист своей электронной книги (творческий момент: фон, шрифт, картинки и т.д.)

  3. На 2 странице наберите содержание, состоящее из 5-6 отдельных рецептов (в виде текста или картинок)

  4. Каждый рецепт расположите на отдельной странице, рецепт можно оформить в виде таблицы, списка, схемы, картинки.

  5. На каждой странице у каждого рецепта должен быть заголовок

  6. Создание закладок

  7. Выделите заголовок «Содержание», зайдите меню «Вставка»→ «Закладка» и скопируйте в строку закладки и нажать «Добавить»

 

  1. Все заголовки рецептов сделайте закладками (имя закладки не должно содержать пробелов)

 

  1. Переходим к созданию гиперссылок

  2. Выделяем название первого рецепта в содержании, далее меню «Вставка»→ «Гиперссылка» → «Связать с местом в документе» и выбрать соответствующую закладку

  3. Сделайте названия рецептов в содержании гиперссылками на соответствующие страницы

  4. Создание обратной ссылки на содержание

  5. На каждой странице создайте обратную гиперссылку на содержание, которая позволит переходить с любой страницы эл.книги на содержание. Гиперссылка может быть в виде объекта: картинка, фигура, текст.

  6. Оформите электронную книгу из творческих соображений.

  7. Сохраните электронную книгу под своим именем на локальном диске С в папке пользователь → общее → Гипертекст.

Сценарий

  1. Организационная часть.

Сообщение темы:

II. Актуализация знаний, умений и навыков:

Прежде чем начать урок, давайте повторим правила техники безопасности

 

1. Без разрешения преподавателя в кабинет не входить.

2. На перемене всем выходить из кабинета.

3. С булочками, фруктами в кабинет не входить.

4. Садиться строго на отведенное место.

5. Запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК.

6. Приступать к работе на компьютере только с разрешения преподавателя.

7. Не пытаться ремонтировать ПК самостоятельно.

8. Немедленно прекратить работу при поломке ПК.

9. Сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см.

10. Не производить установку любого программного обеспечения, а также изменять настройки ОС, внешнего вида рабочего стола и пр.

  1. Актуализация опыта и опорных знаний студентов. Повторим предыдущий материал, задания представлены на доске

Выполнение индивидуального задания. Описания элементов текстового редактора.

http://LearningApps.org/watch?v=pdvjcd9j516

Приложение 1

Вам нужно разгадать кроссворд, ВСПОМНИВ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ Вы изучили ранее на занятиях информатики, и определить ключевое слово, темы сегодняшнего урока

Решение кроссворда «Гипертекст».

http://puzzlecup.com/?guess=83835277A5F01202

Приложение 2

Студенты отвечают на вопросы, демонстрируя действия на интерактивной доске

п. Выполнение практической работы

После устного опроса следующим этапом урока является инструктаж по выполнению практической работы

    1. Таблицы Word 2010

    2. Гипертекст, гиперссылка

    3. Создание гипертекстового документа средствами текстового редактора MS Word.

Таблица, используются при создании текстовых документов, содержащих большое количество однотипных названий (например, расписание занятий), числовых данных (например, таблица Менделеева) или изображений с текстовой подписью. Описания на доске

Гипертекст

Для отображения в “плоском” тексте смысловых связей между основными разделами или понятиями можно использовать гипертекст, который позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок (гиперссылок). При активизации гиперссылки происходит переход на фрагмент текста, заданный в ссылке.

Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами. Такие связи называют гиперсвязями.

Гипертекстовую информацию можно читать не только в обычном порядке, “листая страницы” на экране, но и перемещаясь по смысловым связям в произвольном порядке.

(Показать пример гипертекстового документа.)

Гиперссылка состоит из двух частей: указателя ссылки и адресной части ссылки. Указатель ссылки – это объект, который визуально выделяется в документе. Адресная часть гиперссылки представляет собой название закладки в документе на который указывает ссылка. Закладка – это элемент документа, которому присвоено уникальное имя.

А ведь на самом деле Вы все уже сталкивались с гиперссылками, когда посещали сеть Интернет. Что делает Интернет Интернетом? Что отличает обычный бумажный документ от страницы Сети?

Ответ прост - гиперссылки. Без них само существование интернета было бы невозможно и в будущем, когда Вы будете создавать свои WEB страницы и сайты, при изучении темы Интернет и без гиперссылок вам не обойтись. И так как это занятие практическая работа, то каждый из вас сегодня научиться создавать гипертекстовый документ.

Инструктаж проводит преподаватель. Инструктаж представляет собой порядок создания гиперссылок в текстовом редакторе с помощью компьютера согласно инструкционной карт. (Приложение 3)

Следующий этап занятия – выполнение практической работы студентов. На этом этапе применяются приемы работы с текстом, элементами форматирования, графическими объектами и гиперссылками. Происходит структурное осмысление текста студентами с дальнейшим созданием электронной книги, которая представляет собой сборник рецептов. Преподаватели обходят группу, давая некоторые пояснения, но избегая прямых консультаций.

Разминка для ума (решение ребуса) http://LearningApps.org/watch?v=p395drrdn16

Данный этап занятия завершается общей демонстрацией выполненных работ на экране

В конце занятия преподаватель подводит итоги: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, задает домашнее задание.

Дом.заданиие подготовить сообщение- 4 ,презентацию-5 на тему: «Основы работы в издательской системе Page Maker».

 

Заключение

 

Проведение открытого занятия побуждает студентов к активной мыслительной деятельности при работе с программной Word.

Разнообразие методов и приемов обучения создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Практический метод обучения позволяет расширить технологический кругозор студентов, подготовить их к профессионально ориентированной трудовой деятельности.

 

Список литературы

 

  1. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11классов / Н.Д. Угринович. – М.: Бином, 2009. – 511с.

  2. Семакин, И.Г, Хенер Е.К. Информатика. Учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хенер. – М.: Бином, 2011. – 378 с.

  3. Информатика и ИКТ, под. ред. Макаровой Н.В. Базовый уровень. – Питер, 2009. – 456 с.

  4. Фоменко, А.М., Фоменко, Л.В. Основы информатики и вычислительной техники для профессиональных лицеев и училищ / А.М. Фоменко, Л.В. Фоменко. – М., 2009. – 387 с.

  5. Хахуташвили, М.Ш. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие / М.Ш. Хахуташвили. – М., 2009. – 423 с.

 


Полный текст материала Частная методика открытого практического занятия по информатике смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самойлова Татьяна Валерьевна  Публикатор
10.06.2021 0 2415 234

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК