Статья "Формирование информационной компетенции на уроках информатики"


Формирование информационной компетенции на уроках информатики.

 

 

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.

Новые цели современного образования поставленные в Национальном проекте «Образование» и его составляющей части Федеральном проекте «Цифровая школа» ставят конкретную цель: создание к 2024 году во всех образовательных организациях всех уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В качестве одной из главных задач утверждается и формирование информационной компетентности, которые также сформулированы и представлены в федеральном государственном образовательном стандарте. Формирование информационных компетентностей не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества. Персональный успех конкретного ученика в большей мере определяется тем, насколько он окажется подготовленным к информационной деятельности, научится аналитически и критически оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, а также умением творчески работать с информацией, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, то есть в целом быть конкурентоспособной личностью. Именно в процессе формирования информационной компетентности развиваются личностные качества учащихся, обеспечивающие их конкурентоспособность. Для меня, как учителя, важно создать условия для формирования информационных компетенций, способствующих развитию познавательной активности.

Программно-методическое сопровождение осуществляю через практическую реализацию рабочих программ. Рабочие программы разработаны на основе требований ФГОС основного общего образования и составлены на основе: авторской программы   Л.Л. Босовой (для учебного курса «Информатика» 5-6 классы) и авторской программы   Угриновича Н.Д. (для учебного предмета «Информатика» 7–9 классы) и к линиям учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования и включенных в Федеральный перечень учебников, а также с учетом примерных основных образовательных программ «Информатика» основного общего образования. Программа построена на возрастном принципе формирования информационных компетенций:

1 этап: 5-6 классы – предполагается формирование базовых, основных информационных компетенций, без которых невозможно последующее развитие.

2 этап: 7-8 классы – предполагается формирование компетенций создающих сложную информационную среду, формирование умений обработки информации в процессе решения задач.

3 этап: 9 классы – выпускники основной школы, предполагается, что у выпускников будут сформированы практические навыки овладения информационными компетенциями, которые позволят им творчески реализовывать различные проекты; формировать информационную культуру; будет сформировано представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развиты основные навыки и умения использования сложных компьютерных устройств; сформированы представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развито алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; развито умение составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; сформированы знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; освоен один из языков программирования и основные алгоритмические структуры — линейная, условная и циклическая; сформировано умение формализовать и структурировать информацию, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. сформированы навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

Применение разнообразных технических средств, персонального компьютера, за которым работает каждый обучающийся, мультимедийных устройств, коммуникационных приборов – все это создает особые условия для развития информационной компетенции. В рамках предмета информатики в направлении развитии информационной компетенции я организую следующую деятельность:

  1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.).

  2. Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.).

  3. Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).

  4. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.).

  5. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Эффективность усвоения знаний зависит от выбора оптимальных сочетаний методов и средств обучения, соответствующих поставленным задачам. Решая эти задачи, использую следующие методы: ориентировочно-мотивационный, поисково-исследовательский, практический, рефлексивно-оценочный. Из активных методов обучения:

  • ситуационные задачи и упражнения;

  • анализ конкретных ситуаций (кейс-стади);

  • метод кейсов;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод дискуссии.

Для обеспечения условий реализации учебно-познавательной деятельности обучающихся и эффективного усвоения знаний, использую разные виды уроков:

- урок-исследование, на котором учащиеся учатся самостоятельно ставить и формулировать учебную задачу, искать пути решения её, анализировать, делать выводы;

- урок-практикум по решению учебной задачи, на котором учащиеся учатся находить оптимальные способы решения задачи. Такой урок заканчивается рефлексией, в результате которой осмысливается путь рационального решения задачи;

- урок-игра, на котором учащиеся применяют полученные знания. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности;

- урок-самоконтроля, на котором учащиеся сами определяют уровень освоения ими нового материала.

В своей работе применяю следующие организационные формы:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

- парная.

Использую различные виды и формы контроля:

- входной начале учебного года за курс предыдущего, с целью зафиксировать уровень «остаточных» знаний и целенаправленно спланировать темы для повторения): тесты, контрольная работа;

- текущий (с целью установления степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, полученных на одном или нескольких уроках ): тесты, проверочная работа, работа по карточкам;

- тематический (в течение всего учебного года, с целью получения информации о глубине усвоенных знаний, умений и навыков по тем или иным темам, выявления пробелов): тест, контрольная работа;

- итоговый (с целью определения степени и прочности усвоения учащимися программного материала, глубины усвоения ключевых вопросов).

Проанализировав структуры основных типов учебных занятий, пришла к выводу, что всегда должен присутствовать этап мотивации учебной деятельности. Задачи этого этапа:

  • раскрыть значимость изучения данного материала;

  • привлечь внимание обучающихся;

  • пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.

Для успешной реализации данного этапа урока я применяю следующий материал:

  1. Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.

  2. Использование презентаций, средств мультимедиа.

  3. Задачи с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.

  4. Проведение исследовательских и практических работ с использованием схем, моделей, чертежей, таблиц и т.п.

  5. Задачи, решение которых требует расширения знаний по теме.

  6. Ребусы, кроссворды, анаграммы, познавательные игры, задачи занимательного характера.

  7. Карточки-задания с рисунками, карточки контроля, карты программированного опроса с графическим изображением.

Разноуровневое обучение – основополагающая педагогическая технология, которую я использую в своей работе. Считаю, что основной целью моей работы является обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития. Задания составляю таким образом, чтобы ученик обязательно с ними справился. Это позволяет ему совершенствовать и развивать свои индивидуальные способности. Ученик сам выбирает уровень, на котором он может работать, он должен реально оценить свои возможности: не завысить и не занизить их. Внимательно слежу за развитием ученика, чтобы вовремя перевести на следующий уровень, в зону его актуального развития. В результате применения разноуровневого обучения мне удается достичь следующих результатов:

- развивается самостоятельность (то, что ученик может изучить самостоятельно – это нужно сделать), знания, добытые учеником, более глубоко усваиваются;

- возрастает интерес к предмету;

- в результате стремления ученика перейти на более высокий уровень активизируется его познавательная деятельность.

В целях активизации познавательной деятельности обучающихся часто использую коллективные формы организации урока. Они характеризуются тем, что дети работают внутри небольших групп, взаимодействуя друг с другом. Такое обучение приводит к гораздо более полному развитию возможностей каждого обучающегося, увеличивает его самостоятельность в добывании и отработке новых знаний и общеучебных умений и навыков.

Для повышения эффективности занятий использую дифференцированный подход в процессе обучения информатики. Для этого часто определяю две рабочие группы:

  1. Группа обучающихся с высокой познавательной мотивацией.

  2. Группа обучающихся с неустойчивой и несформированной мотивацией.

На этой основе строится индивидуальная работа по формированию познавательных потребностей учащихся. В центре образовательного процесса находится ученик и его личностные характеристики: мотивы, потребности, цели, интересы, стремления, критичность, гибкость ума, умение конструировать свой путь решения учебных задач, прогнозировать результаты самостоятельной познавательной деятельности.

Считаю актуальным применения личностно-ориентированного подхода, который основан на знаниях возрастных и индивидуальных особенностей ученика, его уникальности и неповторимости. С помощью этого метода я стараюсь создать на своих уроках атмосферу заинтересованности, активности. В результате организуется сотрудничество учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимоконтроль, организация групповой формы работы), повышается степень самостоятельности в учебной деятельности, создается ситуация успеха, проявляются гуманные качества личности – развиваются коммуникативные способности, снижается уровень нагрузки, что позволяет избежать перегрузок учащихся. Использование личностно-ориентированного подхода в организации учебных занятий помогает мне создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в личностном росте и в работе класса в целом, стимулирует обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Главным условием формирования познавательной активности школьников, по моему мнению, являются содержание и организация урока. Для меня очень важно грамотно ввести тему урока. Я не просто сообщаю тему занятия учащимся, но убеждаю в их логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. А для этого раскрываю логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и естественно подвожу учащихся к необходимости изучения материала урока. Кроме того, пытаюсь вызвать у учащихся интерес к теме: привести интересные факты, связанные с историей развития предмета информатики, установки и использования программного обеспечения, современными достижениями и т.д. Перед объяснением я не только называю и записываю тему урока, привлекая к ней внимание учащихся, но и указываю им те познавательные задачи, которые на данном уроке будут решаться. Свой урок планирую во всех деталях, чтобы один его этап вливался в другой, а ребята понимали, что и зачем они делают на уроке. Моё негласное правило – на уроке должно быть интересно. Стараюсь «заразить» учеников эмоциональностью, передать им свой положительный настрой, который помогает вдохновить ребят для деятельности, т.к. моя задача – не только научить определённым действиям, а развить мышление ребенка средствами своего предмета (т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).

Свободно применяю на уроках компьютерные технологии. Источником демонстрационных материалов служат мультимедийные диски, информация, полученная из сети Интернет. Большая часть материалов готовится при активном участии учеников: это отсканированные схемы, графики и рисунки из обычных, научных, учебных и энциклопедических изданий. Благодаря применению информационно-коммуникационных технологий в моей педагогической работе обеспечивается постоянная мотивация ученика на активную познавательную деятельность, что позволяет успешно решать образовательные задачи наряду с общей задачей формирования информационной компетенцией школьника.

Разработанная и апробированная методическая система подтвердила свою эффективность. Активизация познавательной деятельности у учащихся, заключается в развитии интереса ко всему новому с помощью многообразия методических приемов изучения и закрепления нового учебного материала; в использовании разносторонних средств наглядности; в самостоятельной работе учащихся. Такие методы активизируют деятельность учащихся на уроке, развивают самостоятельность, ответственность, мышление, внимательность, наблюдательность, устойчивые практические навыки при выполнении практических работ.


 


Полный текст материала Статья "Формирование информационной компетенции на уроках информатики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонова Марина Ивановна  Публикатор
19.09.2022 0 674 75

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК