Конспект урока информатики "Информационные модели баз данных"; 9 класс


Е.М. Стрельникова
Учитель информатики высшей категории
ГБОУ СОШ №430
Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Понятие модели и моделирования является одним из основополагающих в курсе изучения информатики. Информационные модели близко связаны с пониманием учащимися терминов "структура" и "система". Данный материал к уроку нацелен на формирование у учащихся не только общих представлений об информационном моделировании, но и приобретении практических умений исследовать объекты и строить информационные модели. Урок состоит из части объяснения нового материала и практической части, когда учащиеся выполняют построение информационных моделей трех коллекций объектов исследования.

Методическая разработка урока «Информационные модели баз данных»

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-моделирование.

Оборудование: компьютерный класс (12 ПК), ПК учителя с подключением к Интернет, интерактивная доска SmartBoard, мультимедийный проектор, беспроводной планшет, звуковые колонки, программное обеспечение Smart Notebook 11. Коллекции марок (2 альбома), открыток (2 альбома) и монет (2 альбома), лупы (6 штук).

Класс: 9 класс. Учебник и программа: Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. Макарова Н.В.

Исходная компетенция учителя: владение технологией создания урока в программе Smart Notebook, умение работать с мультимедийным оборудованием.

Исходная компетенция ученика: умение работать с инструментами интерактивной доски, владение навыками работы в текстовом редакторе, умение создавать простые презентации, умение работать в поисковых системах Интернет.

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера

Роль учителя: организовать эффективную совместную деятельность учителя и учеников на уроке с целью максимального усвоения нового материала на уроке и контроля этого усвоения.

Роль ученика: актуализировать свои знания и кругозор, принимать активное участие в обсуждении вопросов, работать в малых группах.

Роль компьютерного и интерактивного оборудования: обучающая, информационная, контролирующая, развивающая, повышающая интерес и мотивацию.

Планирование хода урока:

  1. Актуализация знаний;

  2. Выяснение основных понятий и терминов;

  3. Изучение нового материала методом анализа и сравнения;

  4. Выполнение интерактивных заданий на закрепление новых знаний, а также их проверку. На этом этапе можно регулировать количество заданий и выбирать уровень сложности. Задания нацелены на развитие способностей, а не только знаний ученика, учитывают его интерес. Вопросы побуждают учеников делать сравнительный анализ моделей, выбор эффективной информационной модели для конкретных объектов.

  5. Практическая часть урока. Ученики выполняют анализ и построение реляционной информационной модели реальных объектов – коллекций марок, монет и открыток, работают за компьютером в программе MS PowerPoint. Дети приобретают опыт групповой деятельности (по 2 ученика). Задания носят исследовательский и моделирующий характер, развивают навыки систематизации и упорядочения информации. Использование настоящих коллекций и инструментов их рассмотрения (лупы) повышает доступность и занимательность учебного материала. Таким образом, учитель на уроке создает пространство учебной деятельности, в котором ученик самостоятельно моделирует объекты реального мира.

В ходе урока применяются индивидуальная, фронтальная и парная формы работы.

Выбор электронной доски обоснован тем, что позволяет реализовать интерактивную форму обучения, экономит урочное время, задает положительную динамику на уроке, повышает иллюстративность и усвоение материала, концентрирует внимание класса.

Образовательная цель урока: научить учащихся создавать информационные модели объектов баз данных: сетевые, иерархические и реляционные.
Воспитательная цель урока: формирование целостной картины мира в восприятии подростка.
Развивающие цели урока: развивать у детей аналитическое мышление, конструктивные представления об объектах, процессах и явлениях окружающего мира, развитие коммуникативных навыков при работе в группе, развитие умений обосновывать свои умозаключения и четко формулировать устные ответы на вопросы, развитие построения речевых высказываний, развитие навыков обобщения, типизации и классификации, развитие исследовательских навыков.

Подготовка к уроку учащихся:

  1. Домашнее задание на предыдущем уроке: исследовать и подготовить рассказ о домашних коллекциях (видео, диски с играми, марки, значки, книги, сувениры и пр.). Сделайте цифровые фотографии домашних коллекций и вышлите файл по указанному учителем электронному адресу.

  2. Повторить понятие модели и моделирования. Какие компьютерные модели вы знаете?

  3. Повторить этапы моделирования.

  4. В каких социальных сетях вы зарегистрированы? Какая информация о вас там опубликована? Какую информацию вы не размещаете? Почему?

  5. Как осуществляется поиск в поисковых системах Интернет пользователем? А самой системой?

Описание хода урока
Материалы к уроку, в том числе файл modeli.notebook, доступны по ссылке

http://narod.ru/disk/57609897001.a440f0e80f5d75210440192741cd0500/Inform_modeli_Strelnikova.zip.html

Этап урока, слайды

Действия учителя, формы организации работы учителя

Действия учеников, формы организации работы детей

1

 

 

Учащиеся кратко рассказывают о домашних коллекциях, демонстрируя фото на ИД и отвечают на вопросы домашнего задания. Записывают тему урока в тетрадь. Коллективная работа класса. Устное обсуждение. Несколько учащихся рисуют линии связи с на ИД.

Организационный момент и интеллектуальная разминка.

 

Учитель начинает урок с обсуждения вопросов домашнего задания предыдущего урока.

Акцентируется внимание учащихся на теме и целях урока. При этом логически связывается домашнее задание и новая тема. Актуализация базовых понятий моделирования с помощью задания на установку связей между объектами трех столбцов.

2

Объяснение нового материала урока

Обсуждается понятие структуры модели и структуры информационной модели. Выделяем виды: схема, таблица, блок-схема, граф.

Акцентируется щелчком на рисунке, он увеличивается. При повторном щелчке – возвращается в исходное положение.

Определение структуры появляется при нажатии на кнопку комментария. Записываем понятия и определения в тетрадь.

Учащиеся записывают понятия и определения в тетрадь.

 

3

Проверка усвоения новых понятий. Закрепление.

 

Проверка усвоения понятия «структура модели»и «вид модели» в виде викторины из 5-ти вопросов (с выбором из 4-х ответов),

в форме обсуждения вопроса и перемещения правильного ответа в соответствующее окно, в форме устного обсуждения указанного в заголовке слайда вопроса. При нажатии на рисунок модели он исчезает, и появляется изображение объекта, модель которого представлена.

Учащиеся выполняют задание викторины у ИД.

4

 

Объяснение нового материала и проверка усвоения. Учитель рассказывает о компьютерных базах данных, их структуре, функциях, особенностях их создания и хранения. Примеры основываются на знакомых учащимся информационных средах, программах, порталах. На слайде имеются ссылки на ИПС Yandex и Rambler, которыми учитель может воспользоваться, чтобы акцентировать внимание на функциях ИПС как баз данных. Обсуждается пример геоинформационной системы. ГИС объединяет традиционные операции при работе с базами данных - запрос и статистический анализ - с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Учитель по ссылке на слайде демонстрирует Портал общественного транспорта СПб, как пример ГИС. Обсуждается пример Электронного словаря как базы данных, хранящей не только сами слова, но и их толкование, ударение, происхождение слова.Учитель имеет возможность продемонстрировать функции on-line словаря ABBYY Lingvo.Pro по ссылке на слайде.

Обсуждение ведется в диалоге с учащимися. Два ученика работают у ИД, контролируя друг друга.

 

5

 

Учитель дает представление учащимся о базе данных MS Access, из чего она состоит, какую информацию обрабатывает. Именно в этой СУБД на следующих уроках учащимся предстоит работать. Учитель рассказывает о базах данных социальных сетей, какую информацию можно и нельзя в них размещать и почему. Почему такая структура называется сетью?

Обсуждение ведется в диалоге с учащимися. В кратком обсуждении этого примера можно выслушать ответы учащихся по вопросам, заданным в качестве домашнего задания.

6

 

Знакомство с тремя информационными моделями. Мы подошли к самому трудному и важному месту в уроке. На примере одного объекта – библиотеки, нужно рассказать о трех типах информационных моделей баз данных. Первый тип – иерархическая модель. Учитель показывает структуру, уровни, узлы, связи, характер связей между узлами структуры, свойства модели. Задаются вопросы детям, ответы на которые позволяют делать выводы самим учащимися. Второй тип – сетевая модель. Третий тип – реляционная модель. Учитель показывает табличную структуру модели, дает понятие отношения как основного свойства модели, поле, запись, ключевое поле. Проводится сравнительный анализ с предыдущей структурой – что общего и в чем различие.

Обсуждение ведется в диалоге с учащимися.

Схемы могут быть распечатаны учителем и выданы детям. Ученики выходят к ИД и перемещают «ключ» на индексные поля таблиц. «Волшебным Пером» ученик чертит связи между индексными полями.

7

Задания на обобщение и усвоение трех видов информационных моделей баз данных.

Необходимо заполнить таблицу свойств информационных моделей, проверить усвоения понятия вида информационной модели базы данных. Даны объекты (изображения), которые необходимо распределить по трем столбцам, соответствующим трем видам информационных моделей. Задания на определение объекта моделирования и типа модели: даны два примера, сами объекты моделирования скрыты «шторкой». После устных ответов учащихся, «шторка» открывается. От ученика требуется понять, что за объект изображен, сформулировать его (его природу), указать вид модели.

Ученики размещают на доске прямоугольные ярлычки со свойствами в соответствующие ячейки таблицы. От ученика требуется понять, что за объект изображен, сформулировать его (его природу) и подобрать для объекта подходящий тип модели. Ученик размещает на доске изображения объектов в соответствующие ячейки таблицы.

8

Проверка умений анализа и сравнения информационных моделей.

  1. Задание на построение иерархической модели на основании реляционной.

  2. Задание на проверку понимания того, какая информационная модель лучше подходит для описания свойств различных объектов реального мира.

  3. Используется семь изображений, иллюстрирующих такие объекты как коллекция, животные, файловая система, погода, сотовая сеть.

Учащимся необходимо внимательно рассмотреть объект и его реляционную модель, а затем инструментом Перо ввести названия полей реляционной модели. Учащимся необходимо проанализировать предложенную реляционную модель «Расписание учителя», а затем переместить на нужные уровни элементы иерархической модели этого же объекта.

Практическая часть урока

9

 

Учитель формулирует задание для практической работы «Создание реляционной модели коллекции». Класс делится на группы по 2 чел.

Каждой группе выдается альбом с коллекцией и лупа. После внимательного рассмотрения с помощью лупы коллекций марок, монет и открыток необходимо выделить, чем коллекции различаются, какую информацию несет объект каждой коллекции. Учитель просит выделить существенные свойства коллекционных объектов, записать в тетрадь. После исследования коллекции ученики создают однотабличную реляционную модель коллекции, описывая поля (признаки объекта), свойства полей, и делая по 7 записей в таблице.

Учащиеся отвечают на вопрос «Как называются коллекционеры открыток? Марок? Монет?». Затем за компьютерами выполняют практическую работу.

Оценивание на следующем уроке после проверки учителем.

10

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание: создать иерархическую модель родословного древа вашей семьи с помощью сайта http://www.familyspace.ru/sector/genealogicheskoe_derevo Портал имеет пояснения, как создать родословное древо.

Учащиеся должны зарегистрироваться на портале и создать родословное древо.

Выслать ссылку учителю или распечатать древо.

11

Итоги урока

Учитель подводит итоги урока, делает три обобщающих определения об универсальном средстве моделирования, о выборе модели и об эффективности реляционной модели.

Учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Рефлексия: учитель просит оценить урок по 5-ти балльной шкале:

Интересно - ? Понятно -? Трудно - ?


 

Литература

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. Макарова Н.В., Питер, 2012.

  2. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных  —

  3. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. — 2-е изд. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


 


Полный текст материала Конспект урока информатики "Информационные модели баз данных"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стрельникова Елена Михайловна  Публикатор
03.11.2022 0 771 66

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК