Урок информатики по теме "Память" (8 класс, УМК Н.В. Макаровой)
МОУ Шумовская основная общеобразовательная школа
Большечерниговского района
Самарской области
УРОК ИНФОРМАТИКИ
в 8 классе
Тема: «Назначение и основные характеристики памяти.
Внутренняя и внешняя память»
Разработала и провела
учитель информатики
Рогулёва О. А.
2009 г
Тема урока: Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя и внешняя память
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: образовательные – познакомить учащихся с различными устройствами памяти компьютера, рассмотреть особенности внутренней памяти, типы устройств внешней памяти и их характеристики.
воспитательные - повышение информационной культуры учащихся, обеспечение сознательного усвоения материала;
развивающие - формирование познавательного интереса к предмету, развивать умения конспектирования; выделения главного, существенного
Форма проведения урока: лекция с использованием компьютерной презентации
Ход урока:
I. Оргмомент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Постановка учебной задачи
- Ребята. Сегодня мы проведем теоретический урок в форме лекции. Новый материал очень объемный, нужно усвоить много новых и важных понятий. Поэтому приготовьтесь записывать конспект урока быстро, четко и аккуратно. Наглядно представить устройства памяти компьютера нам поможет презентация. Итак, садитесь поудобнее, правильно организуйте свое рабочее место.
Презентация. Слайд 1
III. Изучение нового материала
а) Ввод понятия «память компьютера»
- Микропроцессор предназначен для преобразования информации и управления компьютером. Информация, с которой работает микропроцессор, должна храниться на некотором устройстве. Такое устройство в компьютере получило название память. Презентация. Слайд 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Память компьютера - совокупность устройств для хранения информации.
- Память компьютера можно сравнить с человеческой памятью. Какую-то часть информации, (которую мы используем часто) нам нужно помнить, т. е. хранить в своей памяти постоянно. Но ведь всё запомнить невозможно, (да и не нужно) для этого человечество придумало книги, магнитные ленты, кинофильмы и многое другое, к чему мы можем обратиться в случае необходимости.
б) Основные операции при работе с памятью Презентация. Слайд 3
- Память предназначена для хранения информации. Она должна обеспечивать выполнение операций сохранения (записи) данных и ее восстановления (чтения).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Чтение (считывание) - процесс получения информации из памяти.
Запись (сохранение) - процесс помещения информации в память.
Доступ к памяти - процесс обращения к устройству памяти для чтения или записи информации.
в) Основные характеристики памяти Презентация. Слайд 4
- Существенной характеристикой памяти является время доступа. Оно определяет быстродей
ствие памяти компьютера. Чем оно меньше, тем выше быстродействие памяти
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Время доступа к памяти - время, необходимое для чтения из памяти или записи в память минимальной порции информации.
Еще одна важная характеристика памяти - ее объем. Объем памяти указывает, какое количество информации она способна хранить
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Объем (емкость) памяти - максимальное количество информации, которое можно в ней сохранить.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Если объем памяти определяется количеством информации, то какие единицы измерения можно использовать для определения этого объема?
Ответ: Единицами измерения объема памяти могут быть единицы измерения информации, то есть бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт.
Вопрос: Каковы должны быть значения характеристик памяти? Выразите требования к характеристикам памяти не в количественном выражении, а качественно.
Ответ: Желательно, чтобы объем памяти был как можно больше, а время доступа - как можно меньше.
Вопрос: Как изменится время доступа при увеличении объема памяти? (Допустим, вам необходимо найти учебник на вашем письменном столе или в библиотеке.)
Ответ: Вероятнее всего, если книг на столе немного, поиски много времени не займут. Поиск же книги в большой библиотеке потребует многих усилий и большого количества времени. Получается, что чем больше объем памяти, тем больше время доступа.
- Аналогичная взаимосвязь между объемом памяти и временем доступа характерна и для памяти компьютера. Таким образом, невозможно создать память, в которой были бы реализованы одновременно большой объем и высокое быстродействие. Выходом может быть создание двух видов памяти: внутренней - с ограниченным объемом, но с высоким быстродействием - и внешней - с низким быстродействием, но неограниченным объемом. Презентация. Слайд 5
г) Внутренняя и внешняя память
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Внутренняя память - быстродействующая, но ограниченная по объему и по времени хранения информации. Презентация. Слайд 6
Внешняя память - менее быстродействующая, но позволяющая длительное время сохранять большой объем информации.
1. Виды внутренней памяти Презентация. Слайд 7.
- Внутреннюю память компьютера можно классифицировать по функциональному назначению: постоянная память, оперативная память, кэш-память
Постоянная память Презентация. Слайд 8.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Постоянная память - устройство для долговременного хранения программ и данных.
Для обозначения постоянной памяти используются следующие аббревиатуры:
о ПЗУ - постоянное запоминающее устройство;
О ROM - Read Only Метогу (память только для чтения).
Информация, записанная в ROM, доступна только для чтения. Ее невозможно изменить, она сохраняется при выключении питания компьютера, так как микросхемы ROM являются энергонезависимыми.
Оперативная память
- Кроме хранения данных и программ, не подлежащих изменению, должна быть память, которая позволит в любой момент времени не только считывать, но и записывать данные и программы, необходимые для работы процессора. Такая память называется оперативной
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Оперативная память - устройство для хранения программ и данных, которые обрабатываются процессором в текущем сеансе работы.
Для обозначения оперативной памяти используются следующие аббревиатуры:
о ОЗУ - оперативное запоминающее устройство;
О RAM - Random Access Memory (память с произвольным доступом).
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Во время выполнения любой программы на компьютере необходимо запоминать исходные данные, промежуточные результаты, конечные результаты. Какой вид внутренней памяти позволит записать эти данные?
Ответ: Оперативная память.
Вопрос: Такой вид внутренней памяти, выполненный в виде микросхемы, является энергозависимым, то есть работает только при включенном питании компьютера. При выключении питания информация в оперативной памяти стирается. Вспомним знакомую ситуацию: вы выполняете рисунок в графическом редакторе Раiпt. В какой памяти хранятся все текущие изменения, которые вы вносите в рисунок?
Ответ: В оперативной памяти.
Вопрос: Если неожиданно будет выключено напряжение в сети, что произойдет с рисунком?
Ответ: Он будет безвозвратно потерян.
Вопрос: У современных компьютеров объем RAM составляет от 16 до 512 Мбайт. Выбирая компьютер сегодня, RAM какого объема вы предпочтете и почему?
Ответ: Хотелось бы RAM как можно большего объема, ведь это позволит загружать более сложные программы и обрабатывать данные большего объема.
Вопрос: К каким изменениям приведет увеличение объема RAM?
Ответ: Увеличение объема памяти приведет к увеличению времени доступа и, следовательно, к уменьшению быстродействия.
Кэш-память
- Для увеличения производительности компьютера используется промежуточная память, которая получила название кэш-память.
Основная идея работы кэш-памяти заключается в том, что извлеченные из ОЗУ данные или команды копируются в кэш. Одновременно в специальном каталоге запоминаются адреса ячеек оперативной памяти, где хранилась эта информация. Если эти данные потребуются повторно, то уже не надо будет терять время на обращение к ОЗУ - их можно получить из кэш-памяти значительно быстрее. Поскольку объем кэша существенно меньше объема оперативной памяти, то его управляющая схема тщательно следит за тем, какие данные следует сохранять в кэше, а какие заменять. Удаляется та информация, которая используется реже или совсем не используется. Она же обеспечивает своевременную запись измененных данных из кэша в ОЗУ.
Использование этого вида внутренней памяти сокращает число обращений к жесткому диску.
2. Назначение внешней памяти Презентация. Слайд 9.
- Для долговременного хранения информации используется внешняя память. Внешняя память является энергонезависимой и позволяет сохранять большой объем информации.
Внешняя память реализуется на носителях информации.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Для длительного хранения информации человек использует материальные объекты, на которых возможно хранение информации. Приведите примеры носителей информации.
Ответ: Бумага, фотопленка, кинопленка, магнитная лента, магнитные и оптические диски.
Вопрос: Если информация сохранена в виде текста на бумаге или изображения на фотографии, как человек воспринимает информацию?
Ответ: С помощью органов чувств.
Вопрос: А если звук записан на магнитной ленте или оптическом диске?
Ответ: Потребуются устройства, которые воспроизведут информацию с этих носителей в форму, воспринимаемую человеком.
- Носителями информации для современных компьютеров являются магнитные или оптические диски и магнитные ленты, однако все они требуют специальных устройств, которые осуществят запись или считывание информации, - устройств внешней памяти
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Носитель - материальный объект, способный хранить информацию.
Устройство внешней памяти (накопитель) - устройство, позволяющее производить считывание и запись информации на соответствующий носитель.
Классификация устройств внешней памяти Презентация. Слайд 10.
1.1. Гибкие магнитные диски.
1.2. Жесткие диски.
1.3 Оптические носители.
1.4 Съёмные диски
Гибкие магнитные диски
- Для оперативного переноса небольших объемов информации используют гибкие магнитные диски. Устройством для записи-считывания информации с гибких магнитных дисков является дисковод (английская аббревиатура - FDD, Floppy Disk Drive). Информация записывается на двух поверхностях. Для обозначения устройств внешней памяти операционная система использует имена в виде латинской буквы с двоеточием. Дисководу для 3,5-дюймового гибкого диска присваивается имя А: или, реже, В:.
Жесткие магнитные диски
- Жесткий магнитный диск является обязательным компонентом современного компьютера. Жесткий магнитный диск (винчестер, английская аббревиатура - HDD, Hard Disk Drive) представляет собой группу дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью.
Оптические, или лазерные, носители
Оптические, или лазерные, носители - это диски, на поверхности которых информация записана с помощью лазерного луча.
Информация записывается и считывается лазерным лучом. За счет применения точно сфокусированного лазерного луча удается значительно уменьшить площадь, занимаемую на поверхности диска каждым битом информации, по сравнению с размером бита информации, записанной магнитным способом. Емкость лазерного диска составляет примерно 650 Мбайт.
Съёмные диски.
- Этот носитель информации называется flash- памятью. Наиболее распространенные емкостью 1,2,4 Гбайт. Очень компактны и удобны в применении.
IV. Итог урока.
- Для хранения информации в компьютере предусмотрены устройства памяти. Внутренняя память должна быть быстродействующей, однако будет ограничена по объему. Внешняя память предназначена для длительного хранения большого объема информации. Сравнивая способ организации и способ доступа к информации в устройствах внутренней и внешней памяти, можно увидеть, что они различны. Внутренняя память представляет собой совокупность ячеек, обращение к которым осуществляется по адресам. Обращение к накопителям внешней памяти значительно сложнее. Поэтому для того, чтобы эффективно с точки зрения затрат времени использовать программы и данные с внешних накопителей, необходимо предварительно считать их во внутреннюю память.
V. Домашнее задание: прочитать темы 18.1-18.3, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика устройств памяти» Презентация. Слайд 11.
Пояснительная записка.
Учебник: Информатика 7-9 кл. Базовый курс. Теория / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001
Данный урок – второй по теме «Техническое обеспечение информационных процессов».
Объем учебного материала достаточно велик, поэтому считаю целесообразным дать его в виде лекции, а для лучшего усвоения и наглядного представления использую презентацию. На уроке формируется умение отбирать и анализировать информацию, составлять конспекты.
В результате изучения темы учащиеся должны знать: назначение памяти компьютера, классификацию видов памяти, понятия носителя и устройств внешней памяти.
Учащиеся должны уметь: объяснить отличие одного вида памяти от другого, провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.
Практика показала, что структура и форма урока эффективны для решения поставленных задач, соответствуют содержанию учебной программы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогулева Ольга Анатольевна
→ Alenka1973 29.10.2010 6 5991 901 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.