Слайд 1
Интегрированный урок
информатики и геометрии
в 10 классе
Киктенко Наталья Владимировна, учитель информатики
МОУ СОШ №7 г.Невинномысска Ставропольского края
Интегрированный урок по информатике и математике
Задачи:
Образовательные:
закрепление теоретических знаний, полученных на уроках геометрии по теме “Построение сечения объемных фигур”;
закрепление теоретических знаний, полученных на уроках информатики по теме “Технология и способы обмена данными”.
Развивающие:
работать над формированием умения устанавливать "отношения" между предметами, используя стандартную программу Windows – графический редактор Paint, Word;
развивать логическое мышление;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие:
воспитывать умение работать индивидуально над задачей.
воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи.
Оборудование: компьютерный класс, проектор.
Программное обеспечение: для наглядного представления объемных фигур используется стандартная программа Windows – графический редактор Paint; для оформления отчета, построения параллелепипеда и тетраэдра, используется офисная программа Word -2007.
Дидактический материал: раздаточный материал – карточки задания по геометрии и информатики.
Время выполнения задания: 2 урока
ХОД УРОКА
Урок начинается с вступительного слова учителя математики, о том, что сегодня проводится интегрированный урок информатики и геометрии (слайд1) и для чего это необходимо (смотри выше - задачи).
Желательно, чтобы задачи поставили сами учащиеся, а затем сравниваем их с задачами поставленными учителем (слайд 2)
Учитель математики напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание, особенно при построении сечения. Учащиеся вспоминают аксиомы из геометрии. (слайд 3)
Аксиома. Через три точки, лежащие на одной прямой, проходит плоскость и при том только одна
Свойство параллельных плоскостей. Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения их параллельны.
А
Провести линию через точки А и С, лежащие на одной грани SS1TT1. Продолжить линию до пересечения с ST – точка M.
Провести линию через точки M и B. Точку пересечения этой линии с ребром SP обозначим K.
Соединить точки KC, лежащие на одной грани PP1SS1.
Через точку B провести линию, параллельную KC (свойство параллельных плоскостей). Точку пересечения с ребром R1T1 обозначим E.
Соединить точки A и E.
Сечением параллелепипеда является многоугольник ACKBE.
Алгоритм построения сечения тетраэдра (слайд 4)
Провести линию через точки A и B, лежащие на одной грани TPR.
Провести линию через точки B и C, лежащие на нижней грани PRS. Продолжить линию до пересечения с SP – точка M.
Соединить точки A и M, лежащие на одной плоскости. Точку пересечения с ребром TS обозначим K.
Соединить точки KC, лежащие на одной грани.
Сечением тетраэдра является многоугольник ABCK
Файлы-задания: Построить сечение тетраэдра и параллелепипеда, проходящее через три заданные точки A, B, C.
информатика
Далее начинается вступительное слово учителя информатики.(слайд 6)
Учитель напоминает учащимся тему урока информатики и проводит блиц-опрос учащихся:
Какие графические редакторы вы знаете?
В каких простейших графических редакторах вы работали?
Какой из этих редакторов растровый?
И почему он так называется?
Почему редактор называется растровым?
Почему редактор называется векторным?
Умение работать в графических редакторах используется во мних профессиях и направлениях, например, архитектура, ландшафтный дизайн, фото студия и как в нашем случае построение сечения фигур.
Затем учитель раздает задание на урок и напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание при работе в программе PAINT и WORD.
Практическая работа (слайд 7-8)
1. Создать и сохранить файл под своей фамилией в свою папку.
2. Paint. Построить сечения параллелепипеда и тетраэдра по заданным точкам A, B, C.
Используемые инструменты: (инструменты называют учащиеся)
кисть – расстановка точек по заданию;
линия – для соединения точек, построения вспомогательных линий;
заливка – закрашивание области сечения;
выделение без фона – выделение области для перемещения или копирования фрагмента рисунка.
Редактирование рисунка:
резинка;
лупа;
Правка – отменить (до трех последних действий).
Копирование:
Через буфер обмена: Выделить фрагмент рисунка, строка меню Правка – Копировать == строка меню Правка – Вставить
Быстрое копирование: Выделить фрагмент рисунка, нажать клавишу Ctrl, подвести указатель мыши к выделенному фрагменту нажать на левую клавишу мыши и не отпуская её отбуксировать копию в другое место рабочего поля и только после этого отпустить клавишу Ctrl.
3. Сохранить внесенные в файл изменения с начала урока.
4. Выделить параллелепипед и тетраэдр. Копировать (через буфер обмена). Закрыть графический файл.
5. Word. Составить и записать алгоритм “построение сечения параллелепипеда и тетраэдра”.
Открыть Word и вставить в документ копию рисунка из Paint.
Добавить таблицу 2*2
Первый столбец.
План построения сечения параллелепипеда.
Заголовок по центру, полужирный.
Второй
столбец. План построения сечения
тетраэдра. Заголовок по центру,
полужирный.
План построения
фигур, записать в соответствующем
столбце в несколько строк – нумерованный
список.
Строка меню Формат – Список
– нумерованный – 1, 2, 3.
Выделить таблицу.
Скрыть границы таблицы.
Строка меню
Формат – Границы и заливки или
пиктограмма
“Границы” на панели форматирования.
Например, буквы с цифрами T1S1 – цифра нижний индекс (подстрочный). Ввести вначале букву, затем цифру. Цифру выделить, затем строка меню Формат – Шрифт – установить флажок подстрочный.
| |, (параллельность, пересечение). Строка меню Вставка – символ.
Физминутка: (слайд 9-10)исходное положение - сидя на стуле, ноги стоят на полу, спина находится в нейтральном положении.
1-е упражнение. Упираемся руками в стул, приподнимаем ягодицы и задерживаемся в таком положении 3–7 секунд. Расслабьте поясницу. Вернитесь в исходное положение. Выполните 4 раза. Если у вас слабые руки, попробуйте хотя бы просто с силой надавить на стул.
2-е упражнение. Обхватите стул снизу и попытайтесь как бы притянуть его к себе. Задержитесь в таком положении на 3–7 секунд. Выполните 4 раза.
3-е упражнение. Обхватите руками локти и поднимите их наверх. Затем потянитесь вверх и поочередно растяните правый бок, потом левый. Выполните по 2 раза на каждую сторону.
4-е упражнение. Растягиваем боковые отделы поясницы. Положите обе ладони на правое бедро, пальцы расположите навстречу друг другу. Удерживая себя правой рукой, потяните правое плечо влево и вперед, округлив правый бок. Выполните упражнение в другую сторону: ладони положите на левое бедро, округлите левый бок и потянитесь левым плечом вправо и вперед. Выполните 4 раза в каждую сторону.
5-е упражнение. Положите руки на колени и попытайтесь встать на носочки. При этом надавливайте ладонями на колени, создавая сопротивление, не давая пяткам подняться. Расслабьтесь. Сделайте упражнение 3 раза.
Получив задание и вариант учащиеся садятся за компьютеры. В течении урока каждый учитель отвечает на вопросы учащихся по своему предмету.
В середине 2-го урока учащиеся делают физминутку для глаз: (слайд 12)
Выполняется сидя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.
2. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6;затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
3.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 3 раза.
4. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
5. Выпрямить спину, локти руг отвести назад, принят исходное положение. Повторить 3 раза.
6.В течение 10 секунд посмотреть на предмет, находящийся на расстоянии 30 – 35 см от глаз, затем перевести взгляд на удаленный предмет за окном и посмотреть в течение 10 секунд. Упражнение повторить несколько раз.
7.Выполнить медленно наклоны головы в право, влево, назад, перед.
После того как учащиеся выполнили работу за компьютером проверяем результаты построений на экране по вариантам (слайд 13-16)
После сдачи работы ставится две оценки:
по информатике (знание среды графического редактора Paint, текстового редактора Word);
по математике (знание темы “Сечение объемных фигур”)
Приложение 1
1 вариант
2 вариант
3 вариант
1 вариант Приложение2
План построения сечения параллелепипеда: AB AB PR = D DC PS = E AE BF | | EC FK | | AE KC ABFKCE – искомое сечение |
План построения сечения тетраэдра: BC AC AC PR = D DB, DB PT = E EA AEBC – искомое сечение |
2 вариант
План построения сечения параллелепипеда: AC AE T1S1 = D BD P1S1 = E AE BF | | AC FC ACFBE – искомое сечение |
План построения сечения тетраэдра: BC AC BC PS = D AD, AD PT = E BE BEAC – искомое сечение |
3 вариант
План построения сечения параллелепипеда: AB AB SS1 = D DC, DC S1T1 = E AE CF | | AB FK | | AE BK ABKFCE – искомое сечение |
План построения сечения тетраэдра: AC BC BC PT = D AD PS = E BE BEAC – искомое сечение |
Используемая литература:
А.С.Атанасян «Геометрия 10-11 класс», Просвещение,2000г.
Н. Угринович, «Информатики и информационные технологии 10-11 класс», БИНОМ, 2005г.
http://festival.1september.ru
Автор: Киктенко Наталья Владимировна
→ КиктенкоНВ 17.11.2010 7 19269 3106 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.