Графическая обработка данных в электронных таблицах
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска
Должность: учитель информатики
Комбинированный урок по теме:
«Графическая обработка данных в электронных таблицах».
Тип урока: комбинированный.
Вид: урок – практикум.
Технология: личностно – ориентированная с элементами проблемно – исследовательской.
Цели:
формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общеучебный, общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений (операционного мышления).
обучение учащихся применению современного ПО в решении задач разного типа.
Задачи:
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
учебная: изучение и закрепление основных навыков работы с Э.Т.
развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора.
План урока:
фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
объяснение нового материала.
самостоятельное выполнение заданий учащимися на компьютерах.
подведение итогов урока и выставление оценок.
домашнее задание.
Оборудование: компьютерный класс с Windows 9x или выше и пакетом Microsoft Office, проектор с экраном.
Ход урока.
I. Фронтальный опрос (7 мин).
На прошлых занятиях мы начали изучение табличного процессора Excel. Давайте вспомним для чего нужны Э.Т.? Ответ: для автоматической работы с таблицами.
В Э.Т., как в любой таблице, есть столбцы и строки, на пересечении которых образуются клетки – ячейки. Как обозначаются адреса ячеек? Ответ: сначала задается латинская буква, обозначающая столбец, затем число – номер строки, в которой стоит клетка.
Что можно записывать в ячейки? Ответ: числа, текст, формулы.
С какого символа начинается запись формулы? Ответ: =.
К
$B$2В2
Какой это адрес: ? Ответ: относительный. А это ? Ответ: абсолютный.
Чем они отличаются? Ответ: внешним видом – значки $ в абсолютном адресе и тем, что при копировании абсолютный адрес не изменяется, а относительный – изменяется.
Ч
=B2*$B$1
изменяться будет относительный адрес В2.
Как скопировать формулу в несколько ячеек? Ответ: нужно установить курсор на маркере выделения (правый нижний угол клетки), чтобы он принял вид маленького черного крестика, и протянуть курсор до последней ячейки в нужном диапазоне.
Н
Ответ: это знак Автосуммы. Он необходим для суммирования чисел в строке или столбце. Для нахождения суммы нужно выделить диапазон ячеек и щелкнуть этот значок на Панели инструментов.
II. Изложение нового материала (10 мин).
Для изложения нового материала используется проектор, с помощью которого на экран проецируется изображение таблицы «Рейтинг групп в январе». (рис.)
На прошлом занятии мы создали таблицу «Рейтинг групп в январе». Можно ли по ней определить какая группа заняла первое место в январе?
Ответ: да, если сравнить все ячейки столбца Доля, %.
Гораздо проще было бы ответить на этот вопрос, если бы значения столбца Доля, % были отображена на графике или диаграмме, поскольку графики и диаграммы используются для более наглядного отображения протекания каких-либо процессов или явлений. Поэтому тема урока: «Графическая обработка данных в Э.Т.»
(Учитель все последующие действия показывает на экране, используя проектор, а учащиеся некоторые моменты нового материала, необходимые для дальнейшей практической работы записывают в тетрадях – выделено курсивом).
Для построения диаграмм или графиков по созданной таблице в Excel существует Мастер диаграмм, которого можно вызвать используя команду меню Вставка или значок Мастера диаграмм на панели инструментов.
Раздать учащимся карточки с Заданиями 1и 2.
Разберем вместе практическое задание, которое вы будете сейчас выполнять на компьютере. Внимательно читайте инструкции к заданию.
Для построения диаграммы по этой таблице необходимо выделить столбцы, которые будут на ней отображаться. Нам нужно выделить в столбцах А и С ячейки с названиями групп и соответствующие доли,%. Это можно сделать используя клавишу Ctrl: выделяем названия групп и удерживая нажатой клавишу Ctrl выделяем доли,%. Далее вызываем Мастера диаграмм. Выбираем вид диаграммы: гистограмма обычная, щелкаем кнопку Далее. На вкладке Ряд в окошке имя введите Количество голосов. Щелкните на кнопке Далее. На вкладке Заголовки введите Название диаграммы Рейтинг групп, подпишите Ось Х – Название группы, Ось Y – Доля, %. Щелкните на кнопке Далее. Щелкните на кнопке Готово. Разместите диаграмму под таблицей.
В части Задание 2 разберем только создание таблицы табулирования функции у=1,5х-2 для построения ее графика.
Во второй строке будут отображаться значения аргумента х, а в третьей – значения функции y. Для автоматического расчета какую формулу надо занести в таблицу в клетку С2? Ответ: =B2+0,5. А в клетку В3? Ответ: =1,5*B2-2.
Далее необходимо скопировать эти формулы по соответствующим диапазонам ячеек.
Переходим к самостоятельному выполнению заданий. Для этого вам понадобится открыть файл «Рейтинг», который был создан на прошлом уроке, в своей папке.
III. Самостоятельное выполнение заданий учащимися (15-19 мин).
На оценку «3» необходимо выполнить Задание 1.
На оценку «4» необходимо выполнить Задание 1 создать на Листе 2 таблицу к Заданию 2.
На оценку «5» необходимо полностью выполнить Задание 1 и Задание 2.
IV. Подведение итогов и выставление оценок. (2 мин)
Сегодня мы узнали как работать с деловой графикой в Excel и для чего она необходима. Каждый из вас имеет представление о той оценке, которую он получил на сегодняшнем уроке. Сохраните все изменения в своих работах и запишите домашнее задание.
V. Домашнее задание (дифференцировано). (2 мин)
В домашнем задании необходимо в тетрадях создать таблицы, по которым на следующем уроке вы будете выполнять зачетную практическую работу.
Использованная литература.
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: Феникс. 2002.
С.Н. Тур, Т.П. Бокучаева. Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 8 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Самоанализ урока.
Урок построен на деятельной основе с применением личностно-ориентированной и проблемно-исследовательской технологий, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся и проявлению их индивидуальных знаний и способностей. Также ценность урока заключается в том, что ученики, осваивая деловую графику решают задачи нестандартным способом: применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель – побуждение интереса к предмету и видение его нужности в жизни. На уроке учащиеся показали хорошее (для их уровня) владение компьютером, умение работать с Excel и файлами.
Задание 1
Откройте в своей папке файл «Рейтинг».
Переименуйте Лист 1. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на ярлыке листа, в контекстном меню выберите команду Переименовать. Введите новое имя листа – Рейтинг.
Выделите блок ячеек (А3:А7), удерживая нажатой клавишу Ctrl выделите еще один блок ячеек (С3:С7). Далее вызовите Мастера диаграмм. На вкладке Стандартные выберите вид диаграммы: гистограмма обычная, щелкаем кнопку Далее. На вкладке Ряд в окошке имя введите Количество голосов. Щелкните на кнопке Далее. На вкладке Заголовки введите Название диаграммы Рейтинг групп, подпишите Ось Х – Название группы, Ось Y – Доля, %. Щелкните на кнопке Далее. Щелкните на кнопке Готово. Разместите диаграмму под таблицей. В результате работы вы должны получить гистограмму (рис. 1).
Выделите блок ячеек (А3:А7). Вызовите Мастера диаграмм. На вкладке Стандартные выберите Круговая диаграмма. Щелкните на кнопке Далее. На вкладке Диапазон данных должно быть отмечено Ряды в: столбцах. Щелкните Далее. На вкладке Заголовки введите название диаграммы Рейтинг групп. На вкладке Подписи данных выберите значение. Щелкните Далее. Щелкните Готово. Разместите круговую диаграмму рядом с гистограммой. В результате работы вы должны получить диаграмму (рис.1).
р ис.1
Задание 2
Постройте график функции у=1,5х-2 на отрезке [-2;2] с шагом 0,5.
1. На Листе 2, который необходимо переименовать в «График функции» создайте соответствующую таблицу, используя рис.2 и, применив приемы копирования.
рис. 2
2. Выделите диапазон ячеек (B3:J3). Вызовите мастера диаграмм. На вкладке Стандартные выберите тип диаграммы График, вид График с маркерами. Щелкните на кнопке Далее. Перейдите на вкладку Ряд. Введите Имя у=1,5х-2. Чтобы ввести Подписи по оси Х, надо воспользоваться кнопкой сворачивания диалогового окна (она расположена справа от окошка Подписи по оси Х на вкладке Ряд) и выделить диапазон ячеек (B2:J2). Нажав кнопку Далее на вкладке Заголовки ввести Название диаграммы График функции y=1,5x-2, ввести название Оси Х – Ось Х, Оси Y – ОсьY. Щелкните на кнопке Готово. В результате работы над заданием у вас должен получиться график (рис. 2а).
рис. 2а
Домашнее задание
(практическая часть следующего урока)
На оценку «3» выполните задачу № 1, на «4» выполните две из предложенных задач на оценку «5» – все:
Для обменного пункта валюты создайте таблицу, в которой оператор, вводя число (количество обмениваемых долларов), немедленно получал бы ответ в виде суммы в рублях. Текущий курс доллара отразите в отдельной ячейке (использовать абсолютную адресацию).
В парке высадили молодые деревья: 68 берез, 71 клен, 57 тополей. Подсчитайте общее количество высаженных деревьев, их процентное соотношение. Постройте объемный вариант круговой диаграммы.
П остроить в одной системе координат два графика функций y=x2 и y=2x+1 на отрезке [-5;5] с шагом 1. (рис. 3). Можно ли по графику функций найти решение системы уравнений: y=x2;
y=2x+1 ?
рис. 3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
→ fidji 01.12.2010 7 7956 1594 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.