Графическая обработка данных в электронных таблицах


Автор: Гузаева Мария Юрьевна

Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска

Должность: учитель информатики

Комбинированный урок по теме:

«Графическая обработка данных в электронных таблицах».


Тип урока: комбинированный.

Вид: урок – практикум.

Технология: личностно – ориентированная с элементами проблемно – исследовательской.



Цели:

  1. формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общеучебный, общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

  2. развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений (операционного мышления).

  3. обучение учащихся применению современного ПО в решении задач разного типа.

Задачи:

  1. воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

  2. учебная: изучение и закрепление основных навыков работы с Э.Т.

  3. развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора.


План урока:

  1. фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.

  2. объяснение нового материала.

  3. самостоятельное выполнение заданий учащимися на компьютерах.

  4. подведение итогов урока и выставление оценок.

  5. домашнее задание.

Оборудование: компьютерный класс с Windows 9x или выше и пакетом Microsoft Office, проектор с экраном.



Ход урока.

I. Фронтальный опрос (7 мин).

  1. На прошлых занятиях мы начали изучение табличного процессора Excel. Давайте вспомним для чего нужны Э.Т.? Ответ: для автоматической работы с таблицами.

  2. В Э.Т., как в любой таблице, есть столбцы и строки, на пересечении которых образуются клетки – ячейки. Как обозначаются адреса ячеек? Ответ: сначала задается латинская буква, обозначающая столбец, затем число – номер строки, в которой стоит клетка.

  3. Что можно записывать в ячейки? Ответ: числа, текст, формулы.

  4. С какого символа начинается запись формулы? Ответ: =.

  5. К

    В2

    $B$2

    аких двух типов могут быть адреса ячеек в формулах? Ответ: относительные и абсолютные.

  6. Какой это адрес: ? Ответ: относительный. А это ? Ответ: абсолютный.

  7. Чем они отличаются? Ответ: внешним видом – значки $ в абсолютном адресе и тем, что при копировании абсолютный адрес не изменяется, а относительный – изменяется.

  8. Ч

    =B2*$B$1

    то в формуле будет изменяться при копировании? Ответ:


изменяться будет относительный адрес В2.

  1. Как скопировать формулу в несколько ячеек? Ответ: нужно установить курсор на маркере выделения (правый нижний угол клетки), чтобы он принял вид маленького черного крестика, и протянуть курсор до последней ячейки в нужном диапазоне.

  2. Н

    а прошлом уроке при работе с таблице «Рейтинг групп в январе» мы пользовались значком , для чего он необходим и как его использовать в работе?


Ответ: это знак Автосуммы. Он необходим для суммирования чисел в строке или столбце. Для нахождения суммы нужно выделить диапазон ячеек и щелкнуть этот значок на Панели инструментов.


II. Изложение нового материала (10 мин).

Для изложения нового материала используется проектор, с помощью которого на экран проецируется изображение таблицы «Рейтинг групп в январе». (рис.)


На прошлом занятии мы создали таблицу «Рейтинг групп в январе». Можно ли по ней определить какая группа заняла первое место в январе?

Ответ: да, если сравнить все ячейки столбца Доля, %.

Гораздо проще было бы ответить на этот вопрос, если бы значения столбца Доля, % были отображена на графике или диаграмме, поскольку графики и диаграммы используются для более наглядного отображения протекания каких-либо процессов или явлений. Поэтому тема урока: «Графическая обработка данных в Э.Т.»

(Учитель все последующие действия показывает на экране, используя проектор, а учащиеся некоторые моменты нового материала, необходимые для дальнейшей практической работы записывают в тетрадях – выделено курсивом).

Для построения диаграмм или графиков по созданной таблице в Excel существует Мастер диаграмм, которого можно вызвать используя команду меню Вставка или значок Мастера диаграмм на панели инструментов.

Раздать учащимся карточки с Заданиями 1и 2.

Разберем вместе практическое задание, которое вы будете сейчас выполнять на компьютере. Внимательно читайте инструкции к заданию.

Для построения диаграммы по этой таблице необходимо выделить столбцы, которые будут на ней отображаться. Нам нужно выделить в столбцах А и С ячейки с названиями групп и соответствующие доли,%. Это можно сделать используя клавишу Ctrl: выделяем названия групп и удерживая нажатой клавишу Ctrl выделяем доли,%. Далее вызываем Мастера диаграмм. Выбираем вид диаграммы: гистограмма обычная, щелкаем кнопку Далее. На вкладке Ряд в окошке имя введите Количество голосов. Щелкните на кнопке Далее. На вкладке Заголовки введите Название диаграммы Рейтинг групп, подпишите Ось Х – Название группы, Ось Y – Доля, %. Щелкните на кнопке Далее. Щелкните на кнопке Готово. Разместите диаграмму под таблицей.

В части Задание 2 разберем только создание таблицы табулирования функции у=1,5х-2 для построения ее графика.

Во второй строке будут отображаться значения аргумента х, а в третьей – значения функции y. Для автоматического расчета какую формулу надо занести в таблицу в клетку С2? Ответ: =B2+0,5. А в клетку В3? Ответ: =1,5*B2-2.

Далее необходимо скопировать эти формулы по соответствующим диапазонам ячеек.

Переходим к самостоятельному выполнению заданий. Для этого вам понадобится открыть файл «Рейтинг», который был создан на прошлом уроке, в своей папке.


III. Самостоятельное выполнение заданий учащимися (15-19 мин).

На оценку «3» необходимо выполнить Задание 1.

На оценку «4» необходимо выполнить Задание 1 создать на Листе 2 таблицу к Заданию 2.

На оценку «5» необходимо полностью выполнить Задание 1 и Задание 2.


IV. Подведение итогов и выставление оценок. (2 мин)

Сегодня мы узнали как работать с деловой графикой в Excel и для чего она необходима. Каждый из вас имеет представление о той оценке, которую он получил на сегодняшнем уроке. Сохраните все изменения в своих работах и запишите домашнее задание.


V. Домашнее задание (дифференцировано). (2 мин)

В домашнем задании необходимо в тетрадях создать таблицы, по которым на следующем уроке вы будете выполнять зачетную практическую работу.


Использованная литература.

  1. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  2. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: Феникс. 2002.

  3. С.Н. Тур, Т.П. Бокучаева. Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 8 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.


Самоанализ урока.

Урок построен на деятельной основе с применением личностно-ориентированной и проблемно-исследовательской технологий, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся и проявлению их индивидуальных знаний и способностей. Также ценность урока заключается в том, что ученики, осваивая деловую графику решают задачи нестандартным способом: применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель – побуждение интереса к предмету и видение его нужности в жизни. На уроке учащиеся показали хорошее (для их уровня) владение компьютером, умение работать с Excel и файлами.

Задание 1

  1. Откройте в своей папке файл «Рейтинг».

  2. Переименуйте Лист 1. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на ярлыке листа, в контекстном меню выберите команду Переименовать. Введите новое имя листа – Рейтинг.

  3. Выделите блок ячеек (А3:А7), удерживая нажатой клавишу Ctrl выделите еще один блок ячеек (С3:С7). Далее вызовите Мастера диаграмм. На вкладке Стандартные выберите вид диаграммы: гистограмма обычная, щелкаем кнопку Далее. На вкладке Ряд в окошке имя введите Количество голосов. Щелкните на кнопке Далее. На вкладке Заголовки введите Название диаграммы Рейтинг групп, подпишите Ось Х – Название группы, Ось Y – Доля, %. Щелкните на кнопке Далее. Щелкните на кнопке Готово. Разместите диаграмму под таблицей. В результате работы вы должны получить гистограмму (рис. 1).

  4. Выделите блок ячеек (А3:А7). Вызовите Мастера диаграмм. На вкладке Стандартные выберите Круговая диаграмма. Щелкните на кнопке Далее. На вкладке Диапазон данных должно быть отмечено Ряды в: столбцах. Щелкните Далее. На вкладке Заголовки введите название диаграммы Рейтинг групп. На вкладке Подписи данных выберите значение. Щелкните Далее. Щелкните Готово. Разместите круговую диаграмму рядом с гистограммой. В результате работы вы должны получить диаграмму (рис.1).

р ис.1


Задание 2

Постройте график функции у=1,5х-2 на отрезке [-2;2] с шагом 0,5.

1. На Листе 2, который необходимо переименовать в «График функции» создайте соответствующую таблицу, используя рис.2 и, применив приемы копирования.










рис. 2


2. Выделите диапазон ячеек (B3:J3). Вызовите мастера диаграмм. На вкладке Стандартные выберите тип диаграммы График, вид График с маркерами. Щелкните на кнопке Далее. Перейдите на вкладку Ряд. Введите Имя у=1,5х-2. Чтобы ввести Подписи по оси Х, надо воспользоваться кнопкой сворачивания диалогового окна (она расположена справа от окошка Подписи по оси Х на вкладке Ряд) и выделить диапазон ячеек (B2:J2). Нажав кнопку Далее на вкладке Заголовки ввести Название диаграммы График функции y=1,5x-2, ввести название Оси Х – Ось Х, Оси Y ­– ОсьY. Щелкните на кнопке Готово. В результате работы над заданием у вас должен получиться график (рис. 2а).



рис. 2а



Домашнее задание

(практическая часть следующего урока)

На оценку «3» выполните задачу № 1, на «4» выполните две из предложенных задач на оценку «5» – все:

  1. Для обменного пункта валюты создайте таблицу, в которой оператор, вводя число (количество обмениваемых долларов), немедленно получал бы ответ в виде суммы в рублях. Текущий курс доллара отразите в отдельной ячейке (использовать абсолютную адресацию).

  2. В парке высадили молодые деревья: 68 берез, 71 клен, 57 тополей. Подсчитайте общее количество высаженных деревьев, их процентное соотношение. Постройте объемный вариант круговой диаграммы.

  3. П остроить в одной системе координат два графика функций y=x2 и y=2x+1 на отрезке [-5;5] с шагом 1. (рис. 3). Можно ли по графику функций найти решение системы уравнений: y=x2;

y=2x+1 ?

















рис. 3



Полный текст материала Графическая обработка данных в электронных таблицах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гузаева Мария Юрьевна  fidji
01.12.2010 7 7848 1594

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 7
avatar
7 яяяяяяяяяя • 14:56, 01.01.2013
отлично, спасибо
[Материал]
avatar
6 Natali_UNA • 20:23, 16.04.2011
Хорошая разработка. Спасибо. Творческих успехов.
[Материал]
avatar
5 Natali-2011 • 18:42, 05.04.2011
Спасибо.
[Материал]
avatar
4 eleshka • 16:29, 03.02.2011
Понравилось, спасибо)
[Материал]
avatar
3 Г@линk@ • 18:18, 20.12.2010
интересно. спасибо!
[Материал]
avatar
2 fidji • 21:42, 02.12.2010
спасибо за совет.
[Материал]
avatar
1 Fleon • 23:11, 01.12.2010
Хороший урок. Я давал похожую задачи на проценты и диагарммы (только мы делали покупки в магазине). Можно дабавить фрагмент "сотрудничества с математикой". Эта тема же в 9 кл. изучается? Можно взять задачи из Алгебры на построение графиков квадратичной функции (думаю вызовет доп. интерес у отстающих (если таковые имеются))
[Материал]