Статья "Рациональное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"


Шабанова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

Муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения

Открытая сменная общеобразовательная школа г. Инта Республики Коми


Рациональное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

На смену пассивным технологиям обучения приходят активные и интерактивные технологии, которые позволяют организовать урок таким образом, что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. Информационные технологии позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.


Я считаю, что ведущей целью применения информационных технологий на уроке является достижение более глубокого овладения и запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную социокультурную среду.


Использование ИКТ в образовательном процессе имеет свои возможности и преимущества:

  • Повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.

  • Возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере.

  • Организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности.

  • Повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов.

  • Развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся.

  • Формирование навыков работы с информацией, способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.


В урочной деятельности я использую компьютер на всех этапах обучения:

  • При объяснении нового материала.

  • Закреплении.

  • Повторении.

  • Контроле знаний, умений и навыков.

  • А также можно построить урок от начала и до конца на использовании компьютера.


Лично для себя выделяются три основные цели, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

  • Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура).

  • Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ учебных результатов урока и постановка следующей учебной цели).

  • Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).


С какой целью я это делаю?

  1. Для решения практических задач:
    * формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
    * обогащение словарного запаса;
    * овладение нормами литературного языка;
    * знание лингвистических и литературоведческих терминов;
    * формирование общеучебных умений и навыков.

  2. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.

  3. Для формирования ключевых компетенций учащихся.

  4. Для осуществления разноуровневого обучения.


В работе использую следующие программные средства:

  • Использование программных продуктов 1С:Школа, Кирилла и Мефодия, «Фраза».

  • Электронные энциклопедии и словари.

  • Аудиокниги и видеофильмы.

  • Дидактические материалы.

  • Программные приложения Windows.

  • Ресурсы Интернет.

  • Собственные разработки.

  • Разработки коллег.


На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам литературы и русского языка, к внеклассным мероприятиям и классным часам, а также электронные тесты по русскому языку и литературе:

  1. Блок уроков по изучению «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.

  2. Итоговый урок литературы для 7 класса в игровой форме.

  3. Система уроков по подготовке обучающихся к ЕГЭ.

  4. Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» (8 класс).

  5. Обобщающий урок по теме «Причастие» в форме урока-путешествия (7 класс).

  6. Урок – презентация по теме «И.А.Бунин – последний русский классик» (11 класс).

  7. Урок по теме «Вводные слова и предложения» (8 кл.).

  8. Слайд-фильм « Пера богатырь».

  9. Тесты по темам «Причастие», «Причастный оборот», «Вводные слова и предложения».

  10. Блок уроков литературы 7-11 класс с использованием Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа».

  11. Блок уроков по русскому языку с использованием Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: Средняя школа».

  12. Разработки литературных игр, литературных вечером и музыкально-литературных композиций с использованием ИКТ.

  13. Являюсь автором экспериментальной программы дополнительного образования «Обучение проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий».

  14. Мультимедийное сопровождение к общешкольным мероприятиям.

  15. Мультимедийные разработки учащихся.


На мой взгляд, работа на уроке с использованием ИКТ создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Особо ценно для меня, как учителя, получение немедленной обратной связи, что позволяет по ходу урока оперативно реагировать на возникающие недочёты. Использование ИКТ влияет на мотивацию учащихся, помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, предоставляет возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу. Всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе и навыков анализа и синтеза, развитию наглядно-образного мышления, внимания, наблюдательности, словесно-логического мышления.


Применение информационных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;

  • повысить мотивацию к обучению;

  • развивать творческое восприятие окружающего мира;

  • развивать интеллектуальные ресурсы учащихся;

  • формировать элементы информационной культуры;

  • формировать культуру речи;

  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

  • идти в ногу со временем.


Одним словом, на уроке ИКТ позволяют мне раскрыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.


Я уверена в том, что компьютер на уроке - не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Мои методические разработки опубликованы на сайтах:


В перспективе:

  • Работа с флеш-технологиями.

  • Создание обучающих программ и тестов в FrontPage.

  • Создание электронного учебника.

6



Полный текст материала Статья "Рациональное использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабанова Наталья Александровна  Natalja
27.02.2011 4 4199 896

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК