Литературный вечер по творчеству Высоцкого для 9-11 классов


МОУ Дракинская СОШ Лискинского района Воронежской области

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Вокуева Ирина Павловна, лауреат конкурса «Лучшие учителя России».

Литературный вечер для 9-11 классов по творчеству В. С. Высоцкого «Я пою, и значит – я живу!..»

Учитель. С сегодняшнего дня начинается в школе неделя русского языка и литературы. Стало традицией начинать предметную неделю с литературного вечера. В этом году его приготовил 10 «А» класс. Мы назвали сегодняшний вечер «Я пою, и значит – я живу!..» и посвящаем его памяти В. С. Высоцкого, поэта, артиста театра и кино, автора-исполнителя песен.

Говоря о таком человеке, как Высоцкий, я хочу процитировать слова А. С. Пушкина из письма Вяземскому «Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. Охота тебе видеть его на судне… Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могучего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы, он мал и мерзок – не так, как вы – иначе!»

Мы покажем вам Высоцкого таким, каким увидели его по стихам, песням, теле- и кино- ролям, а не по досужим сплетням и домыслам.

Звучит песня «Кони привередливые».

Ведущий 1. Есть люди, которые метеоритом врываются в нашу судьбу, оставляя после себя неизгладимый след. Они при жизни ещё становятся легендой, одно упоминание их имени согревает нам душу, делает добрей и чище.

Ведущий 2. Таким человеком и был Владимир Семёнович Высоцкий, певец, поэт, артист. Его звезда, воссияв на творческом горизонте, оставила земной мир навсегда, но свет её не погаснет. Он в стихах и песнях, сыгранных в театре и кино героях, в неистовом голосе Высоцкого, который звучит с магнитофонных лент и пластинок.

Ведущий 3. Высоцкий оставил богатое поэтическое наследие. Тематически разнообразное, оно охватывает почти все стороны жизни нашего общества. Это поэзия правды и любви к людям, поэзия чести и благородства, это гимн мужеству и романтике.

Ведущий 4. При жизни Высоцкого сложилось мнение, что его стихи можно только слушать в исполнении самого автора. Действительно, пел он настолько выразительно, эмоционально, что мы до сих пор находимся под впечатлением его пения.

Звучит песня «Я не люблю».

Ведущий 1. Владимир Высоцкий вошёл в русское искусство как многогранно одарённая личность. Большой поэт современности, выдающийся артист, незабываемо сыгравший на подмостках Театра на Таганке Лопахина, Хлопушу, Свидригайлова, Гамлета; яркий киноактёр, покоривший зрителя глубиной проникновения в созданный им образ; самобытный исполнитель авторских песен, звучавших во всех уголках страны.

Ведущий 2. Родился В. С. Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью (переводчицей с немецкого языка), то в семье отца-связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке Дома учителя.

Выступающий 1. Воспоминания матери, Нины Михайловны Высоцкой.
Володя рос очень интересным ребёнком, очень занятным. Рано начал говорить. Первая его фраза, которую произнёс, стоя вечером на крыльце дачи, была: «Вот она, луна!» К двум годам знал много стихов и читал их довольно выразительно. При этом обязательно должен был забраться на какое-нибудь возвышение – на детский стульчик, чаще всего на табурет, откидывал со лба свои белокурые волосы и громко, не по-детски серьёзно, читал длинные стихи.

Выступающий 2. Вспоминает отец, Семён Владимирович.
С 9 лет Владимир жил в моей второй семье, в Германии. Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог взорвать найденную в лесу гранату. Приходил домой с обожжёнными бровями. Мог раздарить игрушки, даже велосипед однажды оставил немецким мальчикам. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас дома их не было.

Сам научился плавать. Бывало, на море уплывал далеко, видна была только точка – голова. Хорошо понимал по-немецки, позднее говорил по-французски.

Чем он выделялся среди сверстников, так это феноменальной, «железной» памятью. За полчаса выучил поэму А. С. Пушкина, тогда же начал посещать театральный кружок.

Ведущий 3. По окончании школы под давлением родителей поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института. В конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу-студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование.

Выступающий 3. В 1956 году студент инженерно-строительного института Высоцкий, завершив уже под утро курсовой чертёж, налил себе ещё одну, уже которую за ночь, чашку горячего кофе. Допил его, наполнил чашку гущей со дна кофейника и спокойно, на глазах у онемевших однокурсников, полил коричневой жижей аккуратно исчерченный ватман.

  • Всё!

  • А что теперь? – спросили друзья.

  • Пойду в артисты. Каждый должен делать своё.

Чтец 1. Канатоходец.
Он не вышел ни званьем, ни ростом.

Не за славу, не за плату, -

Он по жизни шагал над помостом –

по канату, по канату,

натянутому как нерв!

Посмотрите, вот он без страховки идёт,
Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт,

Чуть левее наклон – всё равно не спасти!

Но, должно быть, ему очень нужно пройти

Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали

И кололи, словно лавры.

Труба надрывалась, как две!

Крики «браво!» его оглушали,
а литавры, а литавры –

как обухом по голове.

Он смеялся над славою бренной,

Он всегда хотел быть только первым,
Такого попробуй угробь!

Не по проволоке над ареной,

Он по нервам, нам по нервам –

Он шёл под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идёт!
Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон – всё равно не спасти!

Но замрите! Ему остаётся пройти

Не больше четверти пути.

Ведущий 4. Окончив МХАТовскую студию, Владимир некоторое, совсем малое время, поработал в двух столичных театрах – имени Пушкина и миниатюр. И здесь-то… Судьба? Или волна нового времени? Вернее – и то, и другое привели недавнего студента на спектакль по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана», которым открылся новый театр драмы и комедии на Таганке.

Ведущий 1. Через несколько дней, собравшись с духом, он направился к Юрию Петровичу Любимову. Видимо, главный режиссёр театра смог разглядеть в парне с гитарой будущего Гамлета, Хлопушу и Галилея. Высоцкий был принят, и 16 лет являлся ведущим актёром Театра на Таганке.

Выступающий 4. В. Высоцкий явился с гитарой. Любимов спрашивает:

  • У вас гитара, может быть, вы хотите что-нибудь исполнить?

  • Хочу.

  • Ну, пожалуйста, исполните.

Он спел. Любимов опять тихим, вежливым тоном:

  • Ещё хотите исполнить? Он ещё спел.

  • И что же вы исполняете?

  • Своё.

  • Своё?!

Его зачислили в труппу.

Звучит песня о друге («Если друг оказался вдруг…»)

Ведущий 2. 18 июля 1980 года в предынфарктном состоянии сыграл своего последнего Гамлета. 25 июля французские газеты сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке в Москве умер». Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление национальной скорби, могила его стала одной из самых дорогих могил России.

Чтец 2.

Погиб поэт. Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком.

Погиб поэт. А мы вот живы, - нам ли

Судить о нём, как встарь, обиняком?


Его словами мелкими не троньте!

Что ваши сплетни суетные все!

Судьба поэта – умирать на фронте,

Мечтая о нейтральной полосе.


Где нынче вы, его единоверцы,

Любимые и верные друзья?

Погиб поэт – не выдержало сердце.

Ему и было выдержать нельзя.


А на земле июльские капели

И наших жизней тлеющая нить.

Но сколько песен все бы ми ни пели,

Его нам одного не заменить. (А. Городницкий)

Звучит песня «Парус».

Ведущий 3. Сейчас произведения В. Высоцкого печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, стать и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов

Ведущий 4. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен В. Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР,

Ведущий 3. Одни любили его, другие ненавидели. Он признавался:

Чтец 3.
Не привыкать глотать мне горькую слюну –

Организации, инстанции и лица

Мне объявили явную войну

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,


И песню напишу, и не одну,
И в песне той кого-то прокляну,

Но в пояс не забуду поклониться

Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!

Пусть чаша горькая – я их не обману!

Ведущий 2. О чём только не писал В. Высоцкий?! От так называемых «блатных», шуточных песен ему удалось подняться до замечательных лирических стихотворений, посвящённых любимым, друзьям, нашей действительности. Высоцкий вспоминал: «Писать начал в 1961 голу. Это были пародии и песни только для друзей, для нашей компании. И не моя вина, что они так широко разошлись. Однако ни от одной из своих песен не отказываюсь».

Ведущий 3. В золотой фонд нашей литературы вошли стихотворения Высоцкого, посвящённые Великой Отечественной войне. Поэту удалось достичь такого уровня правдоподобности, что ему писали фронтовики, спрашивая, где он служил.

Звучит песня «Он не вернулся из боя».

Выступающий 5.
Всё, что связано с армией, с людьми, которые служат в ней, с защитой отечества, было для В. Высоцкого в высшей степени священным понятием. Когда мы слушали его песни или читали стихи, трудно представить, что они написаны человеком, не испытавшим трудных фронтовых дорог, не горевшим в танке, не хоронившем боевых друзей и, более того, ни дня не служившим в армии. Тема войны для Высоцкого – это прежде всего благодарность тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны.

Всё меньше вас, участников войны,
Осколки бродят, покидают силы,
Не торопитесь – вы и не должны –

К однополчанам в братские могилы.

Высоцкий говорил: «Часто спрашивают, почему я всё время возвращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать… Во-вторых, у меня военная семья, в-третьих, мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не забудется. Один человек очень метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях… И, самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека, ярче он раскрывается. Тут уж не соврёшь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага до смерти».

Чтец 4. Звёзды.

Мне этот бой не забыть нипочём, - Я уж решил – миновала беда

Смертью пропитан воздух, И удалось отвертеться.
А с небосклона бесшумным дождём С неба упала шальная звезда –

Падали звёзды. Прямо под сердце.


Снова упала, и я загадал – Звёзд этих в небе – как рыбы в прудах,

Выйти живым из боя! Хватит на всех с лихвою.

Так свою жизнь я поспешно связал Если б не насмерть, ходил бы тогда

С глупой звездою. Тоже Героем.


Нам говорили: «Нужна высота» Я бы звезду эту сыну отдал,

И «не жалеть патроны…» Просто – на память…

Вот покатилась вторая звезда В небе висит, пропадает звезда –

Вам на погоны. Некуда падать.

Выступающий 6. Из книги М. Влади «Владимир, или прерванный полёт».

«Родившись в 38 году, ты в войне не участвовал. Ты совершил тогда свой маленький подвиг, прокричав в картонный рупор уже сильным, несмотря на пятилетний возраст, голосом, предупреждая, что зажигательная бомба упала на крышу одного из домов и надо вызвать пожарных.

Другое твоё детское впечатление было забавно. Когда немцы подошли к Москве, вас с матерью отправили в тыл. Вы жили в большом посёлке, где из свёклы гнали спирт на горючее для танков и самолётов. Свекольным жмыхом кормили скот. И однажды работница повернула не ту ручку и не заметила, как спирт вылился в корм для животных. Те поели – и опьянели, учинили на улицах посёлка настоящую вакханалию: коровы гонялись друг за другом и бодались, лошади ржали и перепрыгивали через изгороди в сады, свиньи катались по земле, а куры, утки и гуси пытались взлететь. Женщины и дети бегали по посёлку, тщетно стараясь успокоить расходившуюся скотину. А потом животные стали засыпать. И вскоре весь посёлок превратился в сонное царство…»

Ведущий 4. Удивительно лиричны, полны настоящего чувства стихи и песни Высоцкого о любви. Его хриплый голос заклинает:
Посмотри, как любуюсь тобой:

Как Мадонной Рафаэлевой.

И надо было видеть, как смотрела на него Марина Влади, когда он пел. То было истинное восхищение женщины, без которого всё, что делается, бездушно, бессмысленно, мёртво

Звучит песня «Лирическая».

Ведущий 1. Смерть Высоцкого – это прерванный на полуслове монолог, незаконченные стихи, недопетые песни… Послушайте последнее стихотворение поэта.

Чтец 4.

И снизу лёд, и сверху – маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожиданье виз.


Лёд надо мною – надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня – даже старые стихи.


Мне меньше полувека – сорок с лишним,

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.

Ведущий 2. 25 июля 1980 года В. Высоцкий умер, в Театре на Таганке в окне был вывешен некролог и объявление, что доступ к телу будет открыт для прощания в понедельник, 28 июля. Асфальт тротуара перед окном был устлан афишами спектаклей, в которых участвовал Высоцкий, и на эти афиши люди каждый день клали живые цветы.

Ведущий 3. На окнах Театра на Таганке, на стенах уже 25 июля вывешивали стихи, посвящённые памяти Высоцкого. Все дни в театре звучали его песни. Всё это время Володя лежал у себя дома в костюме Гамлета: в новых чёрных джинсах и чёрном свитере.

Когда гроб выставили для прощания, пошёл сплошной поток людей.

Ведущий 4. Выступали Любимов, Золотухин, Ульянов, Чухрай, Михалков, другие люди. Многие при жизни Высоцкого и не подозревали о размахе его популярности. В Память о своём товарище актёры Театра на Таганке поставили спектакль «В. Высоцкий», который скоро закрыли.

Чтец 5.

Чёрный лебедь.

Ещё одной звезды не стало, И снова слышен хриплый голос.
И свет погас. Он в нас поёт.

Возьму упавшую гитару, Немало судеб укололось
Спою для вас. О голос тот.


Слова грустны, мотив не весел, А над душой, что в синем небе,

В одну струну, Не властна смерть.

Но жизнь, расставшуюся с песней, Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,

Я помяну. Мне так не спеть.

Восходят ленты к нам и снимки

Грустит мотив

На чёрном озере пластинки

Вновь лебедь жив.

Лебедь жив.

(А. Дементьев)

Учитель. В одной из своих песен В. Высоцкий повторяет слова «Я люблю, и значит – я живу!» Перефразируя, мы назвали сегодняшний вечер «Я пою, и значит - я живу!» Ведь Высоцкий продолжает жить, он живёт в своих песнях, которые мы слушаем, в стихах, которые хочется перечитывать вновь и вновь.

А в заключение давайте вместе с вами споём песню «О друге».










Источники материалов

1. Корин А. Составитель. "Владимир Высоцкий. Я Жив!" Стихотворения, проза, письма, воспоминания. Москва, 1999 г.

7



Полный текст материала Литературный вечер по творчеству Высоцкого для 9-11 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вокуева Ирина Павловна  Vokueva-Irina
05.04.2011 2 6213 901

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК