Элективный курс "Основы культуры речи"; 9 класс
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Коромысловка
Кузоватовского района Ульяновской области
Программа предметного элективного курса
Основы культуры речи
Автор: учитель русского языка и литературы
Чехонина Т.А.
с. Коромысловка
2009 год
Пояснительная записка
Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации россий-ского образования приобретает особое значение. Недаром в Государственной Думе обсуждался вопрос о чистоте русского языка, о неоправданном употреблении иностранных слов, не-нормативной лексики - одним словом, о культуре речи россий-ского общества.
Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. В материалы и в тесты централизованного аттестационного и абитуриентского тестирования по русскому языку включены задания на определение и упреждение речевых ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Программа рассчитана на 21 час в год.
Цели и задачи курса:
-знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
-выявлять, исправлять и упреждать речевые ошибки;
-научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи;
-научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;
-прививать стремление правильно, в соответствии и языковыми нормами, говорить и писать;
-формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.
Формы занятий спецкурса различны. Преимущественно это уроки- практикумы, но занятия могут проходить в форме эвристических бесед, лекций учителя, а заключительное заня-тие проводится в форме вечера.
В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- знать действующие языковые нормы в разделах: словообразо-вание, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать ее с точки зрения правильности;
-уметь пользоваться такими видами справочной литературы, как толковые словари, фразеологические словари, орфоэпиче-ские словари, словари синонимов и т.д.
- владеть навыками устной и письменной речи.
Программа курса (21час)
1. |
Введение. Понятие о культуре речи. Почему так не говорят по- русски. |
1 час |
2. |
Речевые ошибки и их классификация. Понятие о нормах литературного языка. Словари и справочники. |
1 час |
3. |
Словообразование. Ошибки сочинительства. |
1 час |
4. |
Морфология. Морфологические нормы языка. |
4 часа |
5. |
Синтаксис. Предупреждение ошибок «синтаксического строительства». |
4 часа |
6. |
Лексика. Знакомство со словарями: толковым, словарем синонимов, словарем антонимов. |
4 часа. |
7. |
Фразеология. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов. Знакомство со словарем фразеологизмов. |
1 час |
8. |
Орфоэпия. Знакомство с орфоэпическим словарем |
1 час |
9. |
Стилистика. Предупреждение стилистических ошибок. |
1 час |
10. |
Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. |
1 час |
11. |
Заключение. Предметный вечер « Берегите русский язык». |
2 часа. |
Тематическое планирование
№ п.п. |
Тема занятия |
Форма проведения |
Содержание работы и деятельность учащихся |
1. |
2. |
3. |
4. |
1.
|
Введение в спецкурс. Почему так не говорят по – русски? Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи. |
Лекция учителя |
Знакомство с программой. Требования к занятиям. Анализ речевых ошибок и пути их устранения. |
2. |
Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими. Нормы литературного языка. Словари и справочники. |
Практическая работа с готовым текстом. Беседа |
Серьезно и с юмором о речевых ошибках и о приемах их устранения. Редактирование, работа со словарем. Знакомство с нормами языка. |
3. |
Образование слов нормативного языка. Видоизменения слов. |
Слово учителя. Сообщение учащихся. Урок- практикум. |
Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Работа со словарями. Сообщения учащихся. Работа в группах. Редактирование. |
4. |
Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных. |
Сообщения учащихся. |
Ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа существи-тельных, с понятием одушевленности. Работа со словарем. Редактирование текстов. |
5. |
Имя прилагательное. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм имени прилагательного. |
Слово учителя. Сообщение учащихся. |
Ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм прилагате-льных, степеней сравне-ния. Пути их устранения. Редактирование текстов. |
6. |
Местоимения. Речевые ошибки, связанные с употреблением граммати-ческих форм местоимений. |
Беседа. |
Ошибки, связанные с упо-треблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных место-имений. Пути их устране-ния. |
7. |
Глагол. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола. Причастие. Деепричастие. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм причастия. |
Урок- практикум. Слово учителя. |
Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм, редактирование текстов. Ошибки, связанные с употреблением времен-ных форм действитель-ных и страдательных причастий.Пути их устра-нения. Работа с текстом, классификация ошибок. |
8. |
Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании. |
Слово учителя, тренировочные упражнения. |
Ошибки, связанные с образованием и употре-блением словосочетаний по способу управления и по способу согласования. Пути их устранения. Гру-пповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование. |
9. |
Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения. |
Слово учителя. Т
ренировочные упражнения. |
Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Пути их устранения. |
10. |
Сложносочиненные предложения. Речевые ошибки в ССП. |
Сообщения учащихся. Практикум. |
Ошибки, связанные с употреблением ССП. Роль соединительных союзов. Пути устранения ошибок. Редактирование текстов. Написание мини- сочинений с граммати-ческим заданием. |
11. |
Сложноподчиненные предложения. Речевые ошибки в ССП. |
Сообщения учащихся. Практикум. |
Ошибки, связанные с употреблением ССП и пути их устранения. Редактирование текстов. Написание связного текста с грамматическим заданием. |
12. |
Ненормированная речь. Что это такое? |
Слово учителя. Сообщения учащихся. |
Ошибки, связанные с использованием диале- ктов, жаргонных слов и просторечных выраже-ний. Пути их устранения. Класссификация ошибок, групповая и индиви-дуальная работа с текстом, редактирование. |
13. |
Архаизмы. Изменение значения слов нормативного языка.
|
Сообщения учащихся. Практикум.
|
Ошибки, связанные с ис-пользованием архаизмов, а также связанные с из-менением значений неко-торых слов в процессе ис-торического развития об-щества и языка. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, со словарем.
|
14. |
Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка. |
Сообщение учащихся. Практикум |
Ошибки, связанные с ис-пользованием неологизмов, с возникновением новых слов. Пути их устранения. Работа со словарем, с художественными текстами. Выявление функций неологизмов. Редактирование фра-гментов из сочинений учащихся. |
15. |
Заимствованные слова. «Свое» и «чужое» в русской речи. |
Сообщения учащихся. Практикум. |
Ошибки, связанные с использованием заим-ствованной лексики. Упо-рядочивание употребле-ния этих слов. Выявление функций заимствованных слов в речи и в тексте. Редактирование. Устране-ние неоправданного употребления иностра-нных слов, работа со словарем. |
16. |
Фразеологические ошибки. Фразеологические обороты. « Подводные камни» фразеологии. |
Сообщения учащихся. Интеллектуальная игра. Практикум. |
Ошибки, связанные с употреблением фразео-логизмов. Пути их устра-нения. Групповые и ин-диивидуальные упра-жнения на использова-ние фразеологизмов. Сочинения с исполь-зованием фразеологизмов. Редактирование. |
17. |
Орфоэпия. Нормы произношения. |
Слово учителя. Практикум. |
Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Пу-ти их устранения. Работа со словарем. Групповое чтение сложных для произношения слов. |
18. |
Стилистика. Стилистические ошибки. |
Слово учителя. Практикум. |
Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Групповая и индивиду-альная работа по редактированию. |
19. |
Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов. |
Слово учителя. Практикум. |
Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом. |
20-21. |
Подготовка и проведение предметного вечера: «Берегите русский язык» |
|
Вечер с участием всех учащихся, посещавших занятия, с приглашением учащихся других классов, а также родителей. |
Библиографическая литература.
1.Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся // РМИ. – 2000.- № 2.
2.Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» // РМИ .- 2002.- № 2.
3.Введенская А.А., Баранов Т.А., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу: Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
4.Готовимся к Единому экзамену.- М.: Дрофа, 2003.
5. ЕГЭ. Русский язык, 2004 год: Учебно- тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ.- М.: интеллект- центр, 2004.
6.Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка.- М.: Просвещение, 1979.
7.Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? –М.,1999.
8. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- М. : Рольф, 2002.
9.Мохиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- М. : Высшая школа, 1990.
10. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
11. Розенталь Р.Э. Практическая стилистика русского языка.-
М.: Оникс 21 век. 2001.
12.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителя / Под редакцией В.Д. Бон-далетова.- М.: Просвещение, 1978.
13. Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения.- М., 1997.
14. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб.:МИМ, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чехонина Татьяна Алексеевна
→ Солнце1523 28.09.2011 2 11625 2728 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.