Элективный курс "Основы культуры речи"; 9 класс


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Коромысловка

Кузоватовского района Ульяновской области







Программа предметного элективного курса


Основы культуры речи



Автор: учитель русского языка и литературы

Чехонина Т.А.










с. Коромысловка


2009 год







Пояснительная записка

Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации россий-ского образования приобретает особое значение. Недаром в Государственной Думе обсуждался вопрос о чистоте русского языка, о неоправданном употреблении иностранных слов, не-нормативной лексики - одним словом, о культуре речи россий-ского общества.

Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. В материалы и в тесты централизованного аттестационного и абитуриентского тестирования по русскому языку включены задания на определение и упреждение речевых ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами как на теоретическом, так и на практическом уровне.


Программа рассчитана на 21 час в год.













Цели и задачи курса:

-знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;

-выявлять, исправлять и упреждать речевые ошибки;

-научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи;

-научить пользоваться справочной литературой по культуре речи;

-прививать стремление правильно, в соответствии и языковыми нормами, говорить и писать;

-формировать интерес к изучению важнейшей области знаний словесности.


Формы занятий спецкурса различны. Преимущественно это уроки- практикумы, но занятия могут проходить в форме эвристических бесед, лекций учителя, а заключительное заня-тие проводится в форме вечера.

В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

- знать действующие языковые нормы в разделах: словообразо-вание, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;

- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать ее с точки зрения правильности;

-уметь пользоваться такими видами справочной литературы, как толковые словари, фразеологические словари, орфоэпиче-ские словари, словари синонимов и т.д.

- владеть навыками устной и письменной речи.












Программа курса (21час)


1.

Введение. Понятие о культуре речи. Почему так не говорят по- русски.

1 час

2.

Речевые ошибки и их классификация. Понятие о нормах литературного языка. Словари и справочники.

1 час

3.

Словообразование. Ошибки сочинительства.

1 час

4.

Морфология. Морфологические нормы языка.

4 часа

5.

Синтаксис. Предупреждение ошибок «синтаксического строительства».

4 часа

6.

Лексика. Знакомство со словарями: толковым, словарем синонимов, словарем антонимов.

4 часа.

7.

Фразеология. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов. Знакомство со словарем фразеологизмов.

1 час

8.

Орфоэпия. Знакомство с орфоэпическим словарем

1 час

9.

Стилистика. Предупреждение стилистических ошибок.

1 час

10.

Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи.

1 час

11.

Заключение. Предметный вечер « Берегите русский язык».

2 часа.
















Тематическое планирование


п.п.

Тема занятия

Форма проведения

Содержание работы и деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

1.


Введение в спецкурс.

Почему так не говорят по – русски? Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи.

Лекция учителя

Знакомство с программой.

Требования к занятиям.

Анализ речевых ошибок и пути их устранения.

2.

Классификация речевых ошибок. Какие ошибки называют логическими.

Нормы литературного языка. Словари и справочники.

Практическая работа с готовым текстом.

Беседа

Серьезно и с юмором о речевых ошибках и о приемах их устранения. Редактирование, работа со словарем.

Знакомство с нормами языка.

3.

Образование слов нормативного языка.

Видоизменения слов.

Слово учителя. Сообщение учащихся.

Урок- практикум.

Ошибки, связанные с образованием слов. Пути их устранения. Работа со словарями.

Сообщения учащихся. Работа в группах. Редактирование.

4.

Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных.

Сообщения учащихся.

Ошибки, связанные с образованием форм рода, числа, падежа существи-тельных, с понятием одушевленности. Работа со словарем. Редактирование текстов.

5.

Имя прилагательное. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм имени прилагательного.

Слово учителя. Сообщение учащихся.

Ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм прилагате-льных, степеней сравне-ния. Пути их устранения. Редактирование текстов.

6.

Местоимения. Речевые ошибки, связанные с употреблением граммати-ческих форм местоимений.

Беседа.

Ошибки, связанные с упо-треблением местоимений себя, свой, указательных и притяжательных место-имений. Пути их устране-ния.

7.

Глагол. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм глагола.

Причастие. Деепричастие. Речевые ошибки, связанные с употреблением грамматических форм причастия.

Урок- практикум.

Слово учителя.

Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм, редактирование текстов.

Ошибки, связанные с употреблением времен-ных форм действитель-ных и страдательных причастий.Пути их устра-нения. Работа с текстом, классификация ошибок.

8.

Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании.

Слово учителя, тренировочные упражнения.

Ошибки, связанные с образованием и употре-блением словосочетаний по способу управления и по способу согласования. Пути их устранения. Гру-пповая и индивидуальная работа с текстом, редактирование.

9.

Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения.

Слово учителя. Т


ренировочные упражнения.

Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Пути их устранения.

10.

Сложносочиненные предложения. Речевые ошибки в ССП.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением ССП. Роль соединительных союзов. Пути устранения ошибок. Редактирование текстов. Написание мини-

сочинений с граммати-ческим заданием.

11.

Сложноподчиненные предложения. Речевые ошибки в ССП.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением ССП и пути их устранения. Редактирование текстов. Написание связного текста с грамматическим заданием.

12.

Ненормированная речь. Что это такое?

Слово учителя. Сообщения учащихся.

Ошибки, связанные с использованием диале-

ктов, жаргонных слов и просторечных выраже-ний. Пути их устранения. Класссификация ошибок, групповая и индиви-дуальная работа с текстом, редактирование.

13.

Архаизмы. Изменение значения слов нормативного языка.









Сообщения учащихся. Практикум.



Ошибки, связанные с ис-пользованием архаизмов, а также связанные с из-менением значений неко-торых слов в процессе ис-торического развития об-щества и языка. Пути их устранения. Групповая и индивидуальная работа с текстом, со словарем.


14.

Неологизмы. Возникновение новых значений слов нормативного языка.

Сообщение учащихся. Практикум

Ошибки, связанные с ис-пользованием неологизмов, с возникновением новых слов. Пути их устранения. Работа со словарем, с художественными текстами. Выявление функций неологизмов. Редактирование фра-гментов из сочинений

учащихся.

15.

Заимствованные слова. «Свое» и «чужое» в русской речи.

Сообщения учащихся. Практикум.

Ошибки, связанные с использованием заим-ствованной лексики. Упо-рядочивание употребле-ния этих слов. Выявление функций заимствованных слов в речи и в тексте. Редактирование. Устране-ние неоправданного употребления иностра-нных слов, работа со словарем.

16.

Фразеологические ошибки.

Фразеологические обороты. « Подводные камни» фразеологии.

Сообщения учащихся. Интеллектуальная игра.

Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением фразео-логизмов. Пути их устра-нения. Групповые и ин-диивидуальные упра-жнения на использова-ние фразеологизмов.

Сочинения с исполь-зованием фразеологизмов. Редактирование.

17.

Орфоэпия. Нормы произношения.

Слово учителя. Практикум.

Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Пу-ти их устранения. Работа со словарем. Групповое чтение сложных для произношения слов.

18.

Стилистика. Стилистические ошибки.

Слово учителя. Практикум.

Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешением их. Пути устранения ошибок. Групповая и индивиду-альная работа по

редактированию.

19.

Логика. Логическое ударение. Роль порядка слов.

Слово учителя. Практикум.

Ошибки, связанные с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. Роль логического ударения в речи. Устная и письменная работа с готовым текстом.

20-21.

Подготовка и проведение предметного вечера: «Берегите русский язык»


Вечер с участием всех учащихся, посещавших занятия, с приглашением учащихся других классов, а также родителей.


























Библиографическая литература.


1.Арефьева С. А. К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся // РМИ. – 2000.- № 2.

2.Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников: « чувство коммуникативной целесообразности» // РМИ .- 2002.- № 2.

3.Введенская А.А., Баранов Т.А., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу: Лексика и фразеология русского языка. – М.: Просвещение, 1979.

4.Готовимся к Единому экзамену.- М.: Дрофа, 2003.

5. ЕГЭ. Русский язык, 2004 год: Учебно- тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ.- М.: интеллект- центр, 2004.

6.Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка.- М.: Просвещение, 1979.

7.Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? –М.,1999.

8. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика- М. : Рольф, 2002.

9.Мохиенко В.М. Загадки русской фразеологии.- М. : Высшая школа, 1990.

10. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

11. Розенталь Р.Э. Практическая стилистика русского языка.-

М.: Оникс 21 век. 2001.

12.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителя / Под редакцией В.Д. Бон-далетова.- М.: Просвещение, 1978.

13. Смелкова З.С. Деловой человек. Культура речевого общения.- М., 1997.

14. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб.:МИМ, 1997.











Полный текст материала Элективный курс "Основы культуры речи"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чехонина Татьяна Алексеевна  Солнце1523
28.09.2011 2 11655 2728

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК