Факультатив "От серьезной науки до словесных шуток"; 6 класс
Пояснительная записка
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.
В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.
Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.
К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть сле¬дующими умениями:
1. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;
2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
3. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
4. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».
Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.
На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.
Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.
Ожидаемый результат:
1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.
2. Различение псевдоэтимологических слов.
3. Узнавание слов «народной этимологии».
Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.
Программа факультатива
1. Удивительная наука – этимология.- 1ч
2. Слова и вещи.- 3ч.
3. Слова-перекрещенцы. -3ч.
4. Слова-ошибки.- 3ч.
5. Мнимые иностранцы.- 2ч.
6. Слова-имена. -3ч.
7. Литературные герои. -3ч.
8. Родословная «головы» -1ч.
9. Обрусевшие иностранцы. -1ч.
10. Заимствованное богатство.- 4ч.
11. Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.
12. Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.
13. Странные превращения.- 2ч.
14. Подведем итоги. -1ч.
Методические рекомендации:
С 1 по 18 занятие – исследовательские - в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.
С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.
С 29 по 34 – творческие - в форме создания творческих работ.
35 – выставка творческих работ.
Термины и понятия:
Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.
Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, нужно правильно говорить.
В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.
Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.
К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть сле¬дующими умениями:
1. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;
2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
3. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
4. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».
Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.
На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.
Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.
Ожидаемый результат:
1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.
2. Различение псевдоэтимологических слов.
3. Узнавание слов «народной этимологии».
Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.
Программа факультатива
1. Удивительная наука – этимология.- 1ч
2. Слова и вещи.- 3ч.
3. Слова-перекрещенцы. -3ч.
4. Слова-ошибки.- 3ч.
5. Мнимые иностранцы.- 2ч.
6. Слова-имена. -3ч.
7. Литературные герои. -3ч.
8. Родословная «головы» -1ч.
9. Обрусевшие иностранцы. -1ч.
10. Заимствованное богатство.- 4ч.
11. Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.
12. Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.
13. Странные превращения.- 2ч.
14. Подведем итоги. -1ч.
Методические рекомендации:
С 1 по 18 занятие – исследовательские - в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.
С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.
С 29 по 34 – творческие - в форме создания творческих работ.
35 – выставка творческих работ.
Термины и понятия:
Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколова Ольга Александровна
→ соколовна 13.12.2012 0 8781 1744 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК