Программа факультативного курса по русскому языку "Мы познаем слова"; 5 класс
«Мы познаем слова»
(5 класс)
I. Пояснительная записка
Основное требование Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемое к современному образованию,- компетентностный подход в обучении, который выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей в личностном самоопределении. Одной из целей образования в соответствии с основными стратегическими задачами, обозначенными в Законе ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» является «…создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.
Внеурочная деятельность по предмету, являясь основной частью образовательного процесса в школе, создает благодатные условия для развития личности, ее познавательных, коммуникативных, творческих способностей.
Факультативный курс по русскому языку «Мастерская слова» для обучающихся 5 класса будет способствовать формированию познавательных и коммуникативных компетенций обучающихся; расширению их кругозора, повышению мотивации к обучению; стимулированию творческого подхода в решении образовательных задач.
Актуальность программы
В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (от 9 апреля 2016 г.) отмечается, что «содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи».
Программа внеурочной деятельности (факультативного курса) по русскому языку «Мы познаем слова»
для 5 класса призвана ликвидировать изолированность «теоретических знаний школьного курса от умения применять эти знания в практической речевой деятельности». Данная программа направлена на формирование практических умений в написании небольших творческих работ публицистического стиля: статей, отзывов, зарисовок и в составлении устных высказываний на различные темы. Знакомство с журналистикой как профессией поможет осознать ученикам себя творческой личностью, а для некоторых ребят может послужить пропедевтикой профориентационной работы и сыграть важную роль в выборе гуманитарного профиля обучения в старших классах. Программа также направлена на формирование творческого мышления, воображения, художественного вкуса, тонкости восприятия и развитие интереса к предмету у пятиклассника, а также на воспитание любви и уважения к русскому языку, его традициям и истории.
Данная программа ориентирована на выполнение требований ФГОС ООО к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ по русскому языку, литературе.
II. Общая характеристика программы «Мы познаем слова»
Программа факультативного курса «Мы познаем слова»
ориентирована на
пятиклассников, интересующихся
журналистикой. Занятия по данной
программе помогут обучающимся овладеть
секретами мастерства журналиста,
научиться грамотно излагать свои мысли,
ориентироваться в информационном
пространстве.
Усиление речевого
аспекта программы предполагает
использование учебных ситуаций общения,
а также текстов как дидактических
единиц. На основе связных текстов
наблюдаются факты языка, усваиваются
речеведческие понятия, формируются
навыки создания собственного текста.
Также программа подготавливает к
жизненно важному выбору будущей
профессии, организует пробу сил
обучающихся на поприще журналистики.
Программа «Мы познаем слова» основана на личностно–деятельностном подходе, имеет практическую направленность. Содержание программы нацелено на формирование важнейших коммуникативных компетенций.
Цель и задачи программы «Мы познаем слова»
Цель программы: формирование у обучающихся коммуникативных компетенций, позволяющих строить собственное речевое высказывание в зависимости от речевой ситуации и осуществлять обмен информацией; способствовать начальному самоопределению школьников относительно профиля обучения и будущей профессии.
Задачи:
ознакомить школьников с основными требованиями к созданию текстов публицистического стиля разных жанров;
формировать навыки работы с публицистическими текстами (анализ готовых текстов и создание собственных речевых (устных и письменных) высказываний);
углубить знания по стилистике русского языка;
совершенствовать навыки совместной деятельности, умение работать с различными информационными источниками;
развивать творческий потенциал и кругозор обучающихся;
воспитывать уважение к русскому языку, интерес к чтению;
формировать профессионально-ориентированные умения, которые помогут в выборе профессии.
III. Место программы «Мы познаем слова» в образовательном процессе.
Программа «Мы познаем слова» предназначена для обучающихся 5 класса и рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Весь курс обучения направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.
IY. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
В результате изучения программы «Мы познаем слова» получат развитие предметные, личностные, метапредметные УУД, составляющие основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний.
Личностные результаты:
1) креативность мышления, активность при написании различных творческих работ;
2) ответственное отношение к учебе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования;
4) повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по русскому языку и литературе.
Метапредметные результаты:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2) формирование умений воспринимать, перерабатывать, передавать, анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста;
3) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
4) способность создания письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
5) формирование умений работать в группе, вести дискуссию, выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Предметные результаты:
1) осознание значения журналистики для повседневной жизни человека;
2) уверенно работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением журналистской терминологии;
3) владеть навыками правильного отбора и использования языковых художественных средств;
5) правильно составлять тексты, уметь сочетать разные типы и стили речи; уметь последовательно рассуждать, делать правильные выводы.
Y. Содержание программы
1.Введение.1ч. Знакомство с целями и задачами программы, её структурой. Знакомство с журналистикой как профессией помогает детям развиваться и осознать себя творческой личностью. Дети подробно, в занимательной форме знакомятся с поэзией русского слова, с публицистическими жанрами, с художественными средствами выразительности речи.
2.Знакомство с особенностями поэтического жанра. 5ч. Практическая работа, связанная с изучением лаконичности поэтической речи, что очень полезно для понимания текста, эпитетов, метафор и других языковых средств художественной выразительности. Через игру дети быстрее усваивают литературоведческие понятия, приемы художественной речи. Интеллектуальные игры «Считалочка», «Веселые рифмы», «Своя игра».
3.Роль журналистики в обществе. Каким должен быть настоящий журналист? 4ч. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты. Этика юного журналиста. Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания и др. Разработка кодекса чести журналиста.
4. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 2ч. Виды газет, их назначение. Обзор региональных газет. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к услышанному, увиденному и т.п. Заголовки газет.
5.Заголовки газет. Необычные тексты. Чужая речь в моём тексте. Цитирование чужой речи. 4ч. Деловая игра «Напишу я к фотографии зарисовку». Фото-зарисовка, её составление. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов. Чужая речь в моём тексте. Цитирование чужой речи. Конкурс эрудитов «Угадай, чьи строки?»
6.От отзыва к рецензии. Основные композиционные особенности рецензии. Форма написания деловых бумаг. Основные признаки рецензии. Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает «новая» последняя информация. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
7. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. 2ч.
Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах.
8. Текст. Что такое текст. Типы текстов.3ч. Понятие «текст», «тема», «микротема текста», «основная мысль». Составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа. Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж. Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования. Анализ текстов художественно-публицистических жанров. Миниатюра «Автопортрет». Редактирование собственных высказываний.
9. Репортаж. История репортажа. Особенности композиции. 3ч. Основа репортажа. Формы выражения авторского «Я». Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Репортаж об интересном школьном событии.
10. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров.3ч. Аналитический отчет. Анкета. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Языковые и структурные особенности. Анализ текстов аналитических жанров. Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкета. Соцопрос.
11. Сатира и ирония. Сатирический комментарий.2ч. Анализ текстов художественно-публицистических жанров. Творческая лаборатория: сочинение в рубрику «Сатира и юмор», «Нарочно не придумаешь».
12. Творческие проекты «О чем пишут в газетах?»3ч. Работа над творческими проектами «О чем пишут в газетах?», СМИ нашего города. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации. Заключительный этап предусматривает создание проектов, презентаций, собственных статей, небольших репортажей, их представление.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные интересы обучающихся.
Формы проведения занятий
Программа предполагает применение разнообразных форм и методов обучения, видов деятельности обучающихся: тренировочные упражнения, создание собственных проектов, сочинение стихотворений, небольших рассказов, беседы, лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, викторин; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разнообразными словарями, художественной и научной литературой.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая
Современные образовательные технологии
Технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
YI. Ожидаемые результаты
Обучащиеся должны знать роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека. Уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста; уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания; уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
YII. Календарно-тематическое планирование факультатива «Мы познаем слова»
.
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Формы обучения и методы. |
1 |
|
Введение. |
1 |
Аналитическая беседа |
2 3 |
|
Знакомство с особенностями поэтического жанра. |
2 |
Аналитическая беседа
|
4 5 6 |
|
Понятие о рифме.
|
3 |
Практическая работа со стихотворным текстом. Интеллектуальная игры «Веселые рифмы», «Считалочка», «Своя игра». |
7 8 |
|
Роль журналистики в обществе. |
2 |
Беседа. Поисковый метод, метод сопоставительный. |
9 |
|
Каким должен быть настоящий журналист? |
1 |
Дебаты. Метод анализа, сопоставительный. |
10
|
|
Разработка кодекса чести журналиста. |
1 |
Тренинг. Проектная лаборатория
|
11 12 |
|
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. |
2 |
Презентация,
выступления учащихся. Практическая
работа. |
13 |
|
Заголовки газет. |
1 |
Форма обучения- дебаты, деловая игра. |
14 15 |
|
В творческой лаборатории. Необычные тексты. Интеллектуальная игра «Напишу я к фотографии зарисовку». |
2 |
Исследование, практическая работа, деловая игра. Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка) .Редактирование собственных текстов. |
16 |
|
Чужая речь в моём тексте. Цитирование чужой речи. Конкурс эрудитов «Угадай, чьи строки?» |
1 |
Метод эмпирический. Самостоятельная работа. Формы обучения - Практическая работа, исследование. |
17 18 19 |
|
В
творческой лаборатории. От
отзыва к рецензии. Основные композиционные
особенности рецензии. |
3 |
Методы:
анализ текста, сравнение. |
20 21 |
|
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. |
2 |
Метод
исследования. |
22 23 24 |
|
Текст. Что такое текст. Типы текстов. |
3 |
Метод:
метод исследования. |
25 26 27 |
|
В творческой лаборатории. Репортаж. История репортажа. Особенности композиции. |
3 |
Работа
в группах. Диалог, экскурсия. |
28 29 30 |
|
Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. |
3 |
Анализ
текстов аналитических жанров. |
31 32 |
|
Сатира и ирония. Сатирический комментарий. |
2 |
Редактирование. Анализ. |
33 34 35 |
|
Зачетное
занятие. Творческие проекты "О чем
пишут в газетах?" |
4 |
Презентация проектов. Оформление выставки. |
Текущий контроль осуществляется на основе анализа выполненной обучающимися творческой работы на уроках «В творческой лаборатории» и по результатам презентации собственного текста выступления на публицистическую тему.
Итоговый контроль осуществляется на зачетном занятии, где ученики презентуют индивидуальный проект, разрабатываемый им в течение года.
YIII.Учебно-методическое обеспечение
На занятиях с обучающимися в «Мы познаем слова» следует использовать различные лингвистические словари:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.
Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4.
Для подготовки к занятиям учитель может использовать методическую литературу:
Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики.
Ученова В.В. Беседы о журналистике.
Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы.
Занимательный материал для урока учитель найдет в книгах:
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке.
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика.
Васильев С. Играющие в прятки.
ЦОР: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
Литература
1.
Федеральный государственный
образовательный стандарт основного
общего образования.
2.
Азбука журналистики: Учебное пособие
для учащихся 10-11 классов общеобразовательных
учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.:
Вентана-Граф, 2009.
3. Горохов В.М. Основы
журналистского мастерства. - М., 2006.
4.
Колганова Т.А. Сочинения различных
жанров в старших классах. - М.: Просвещение,
2010.
5. Корконосенко С.Г. Основы
журналистики. - М., 2005.
6. Ученова В.В.
Беседы о журналистике. - М., 2009
7.
Шинкаренко В. Как писать в газету. - М.,
2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Машукова Елена Владимировна
→ Публикатор 04.11.2017 0 7665 304 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы