Программа элективного курса по русскому языку «Словесные средства выражения комического» для 9 класса


Программа элективного курса

«Словесные средства выражения комического»

(составила учитель русского языка и литературы Е.Г.Савельева)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мысль он выразил с помощью того или иного приема, т.е. от слова идти к смыслу.

Программа элективного курса «Словесные средства выражения комического» предполагает углубленное изучение как широко известных словесных средств комического, так и редко встречающихся, но не менее ярких. Программа привлекает внимание к особенностям функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет сведения о стилистических ресурсах и изобразительно - выразительных средствах языка, позволяет оценивать языковые явления и факты с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения.

Курс ориентирует учащихся на гуманитарный профиль, способствует обогащению речи. Его основная задача – помочь школьникам овладеть знаниями о языке, достаточными для умения отобрать нужные слова, чтобы ярко, выразительно, правильно построить речь.

Основные цели курса:

  • Расширить и углубить знания по стилистике русского языка;

  • Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании языка;

  • Способствовать реализации творческих способностей.

Задачи курса:

  • Приобретение новых знаний в области средств выражения комического;

  • Совершенствование умений и навыков работы с текстами художественного стиля;

  • Обучение умению размышлять над прочитанным, извлекая из него не только нравственные, но и языковые уроки.

Методы наблюдения:

        • исследовательский,

        • анализ текстов разных стилей,

        • творческий эксперимент.

Формы проведения занятий:

  • мини-лекции

  • семинары-практикумы

  • практикумы

  • составление таблиц.

Итоговая работа: создание собственных творческих текстов, круглый стол.

Планируемые результаты обучения:

  • учащиеся должны самостоятельно проводить анализ языка произведений;

  • учащиеся должны уметь с помощью словесных средств выражения комического оценить отношение к персонажам изображаемого сюжета, творчески переосмысливая его;

  • выявлять в произведении художественные средства выражения комического, используемые автором;

  • использовать при создании собственных творческих работ приемы создания комического.

Программа рассчитана на 17 часов в год.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

п.п.

Тема и содержание урока

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Комическое как средство выражения оценки явления. Значение комического.

1

Лекция. Тестирование с целью выявления уровня знаний учащихся в этой области словесности.

2

Несоответствие как основа комического.

1

Мини-лекция. Групповая работа с текстами. Выразительное чтение анализируемых текстов

3

Юмор и сатира

1

Мини-лекция. Составление таблицы по ходу лекции. Практикум (самостоятельная работа поискового характера). Создание юмористического рассказа, используя игру слов, сочетания их прямого и переносного значений.

4

Языковые средства создания комического. Неожиданность

1

Практикум (коллективная работа с текстами).

5

Остроумие

1

Мини-лекция. Работа с текстами разных жанров (в группах). Творческие упражнения.

6

Каламбур

1

Практическая работа в парах с текстами художественных произведений.

7

Алогизм, «перевертыш». Несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения.

1

Мини-лекция. Сочинение-рассказ, основанный на алогизме: «В магазине», «В автобусе», «Воспоминание о празднике» и т.д.

8

Проба пера

1

Практикум

9

Фантастика. Гипербола как средство создания фантастических образов

1

Творческий семинар

10

Ирония. Ироническая интонация. Ирония как средство характеристики героя

1

Мини-лекция. Анализ предложенных текстов художественных произведений

11

Речь героя.

1

Семинар-практикум. Индивидуальная работа с эпизодами из художественных текстов

12

Говорящие имена.

1

Исследовательская работа (в группах) по теме занятия

13

Пословицы и афоризмы. Эпиграммы.

1

Работа со словарем пословиц и поговорок. Толкование афоризмов. Составление эпиграмм (в группах).

14

Пародийные афоризмы. Парадокс.

1

Осмысливание предложенных высказываний.

15

Проба пера

1

Практикум

16

Обобщение изученного материала

1

Дидактическая игра «Подумайте и ответьте. Проверьте себя»


17

Заключительное занятие

1

Круглый стол «Оценка пройденного пути в вашем представлении о роли словесных средств выражения комического».

Презентация творческих работ.



Библиография

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2000.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тексты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля В.В. Бабайцевой «Русский язык» 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005

  4. Львов С.И. Уроки словесности. 5-9 к. – М.: Дрофа, 1996.

  5. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие / Науч. Ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПК и ПРО, 2003.




















Полный текст материала Программа элективного курса по русскому языку «Словесные средства выражения комического» для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельева Елена Геннадьевна  Ирана
05.08.2010 2 13102 1630

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК