Программа элективного курса по русскому языку «Словесные средства выражения комического» для 9 класса
Программа элективного курса
«Словесные средства выражения комического»
(составила учитель русского языка и литературы Е.Г.Савельева)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тот, кто хочет стать личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Для этого надо много читать. Главная задача читателя – вникнуть в то, что изобразил писатель, понять, какую мысль он выразил с помощью того или иного приема, т.е. от слова идти к смыслу.
Программа элективного курса «Словесные средства выражения комического» предполагает углубленное изучение как широко известных словесных средств комического, так и редко встречающихся, но не менее ярких. Программа привлекает внимание к особенностям функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет сведения о стилистических ресурсах и изобразительно - выразительных средствах языка, позволяет оценивать языковые явления и факты с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения.
Курс ориентирует учащихся на гуманитарный профиль, способствует обогащению речи. Его основная задача – помочь школьникам овладеть знаниями о языке, достаточными для умения отобрать нужные слова, чтобы ярко, выразительно, правильно построить речь.
Основные цели курса:
Расширить и углубить знания по стилистике русского языка;
Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании языка;
Способствовать реализации творческих способностей.
Задачи курса:
Приобретение новых знаний в области средств выражения комического;
Совершенствование умений и навыков работы с текстами художественного стиля;
Обучение умению размышлять над прочитанным, извлекая из него не только нравственные, но и языковые уроки.
Методы наблюдения:
исследовательский,
анализ текстов разных стилей,
творческий эксперимент.
Формы проведения занятий:
мини-лекции
семинары-практикумы
практикумы
составление таблиц.
Итоговая работа: создание собственных творческих текстов, круглый стол.
Планируемые результаты обучения:
учащиеся должны самостоятельно проводить анализ языка произведений;
учащиеся должны уметь с помощью словесных средств выражения комического оценить отношение к персонажам изображаемого сюжета, творчески переосмысливая его;
выявлять в произведении художественные средства выражения комического, используемые автором;
использовать при создании собственных творческих работ приемы создания комического.
Программа рассчитана на 17 часов в год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п.п. |
Тема и содержание урока |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 |
Вводное занятие. Комическое как средство выражения оценки явления. Значение комического. |
1 |
Лекция. Тестирование с целью выявления уровня знаний учащихся в этой области словесности. |
2 |
Несоответствие как основа комического. |
1 |
Мини-лекция. Групповая работа с текстами. Выразительное чтение анализируемых текстов |
3 |
Юмор и сатира |
1 |
Мини-лекция. Составление таблицы по ходу лекции. Практикум (самостоятельная работа поискового характера). Создание юмористического рассказа, используя игру слов, сочетания их прямого и переносного значений. |
4 |
Языковые средства создания комического. Неожиданность |
1 |
Практикум (коллективная работа с текстами). |
5 |
Остроумие |
1 |
Мини-лекция. Работа с текстами разных жанров (в группах). Творческие упражнения. |
6 |
Каламбур |
1 |
Практическая работа в парах с текстами художественных произведений. |
7 |
Алогизм, «перевертыш». Несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения. |
1 |
Мини-лекция. Сочинение-рассказ, основанный на алогизме: «В магазине», «В автобусе», «Воспоминание о празднике» и т.д. |
8 |
Проба пера |
1 |
Практикум |
9 |
Фантастика. Гипербола как средство создания фантастических образов |
1 |
Творческий семинар |
10 |
Ирония. Ироническая интонация. Ирония как средство характеристики героя |
1 |
Мини-лекция. Анализ предложенных текстов художественных произведений |
11 |
Речь героя. |
1 |
Семинар-практикум. Индивидуальная работа с эпизодами из художественных текстов |
12 |
Говорящие имена. |
1 |
Исследовательская работа (в группах) по теме занятия |
13 |
Пословицы и афоризмы. Эпиграммы. |
1 |
Работа со словарем пословиц и поговорок. Толкование афоризмов. Составление эпиграмм (в группах). |
14 |
Пародийные афоризмы. Парадокс. |
1 |
Осмысливание предложенных высказываний. |
15 |
Проба пера |
1 |
Практикум |
16 |
Обобщение изученного материала |
1 |
Дидактическая игра «Подумайте и ответьте. Проверьте себя»
|
17 |
Заключительное занятие |
1 |
Круглый стол «Оценка пройденного пути в вашем представлении о роли словесных средств выражения комического». Презентация творческих работ. |
Библиография
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2000.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004.
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тексты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля В.В. Бабайцевой «Русский язык» 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005
Львов С.И. Уроки словесности. 5-9 к. – М.: Дрофа, 1996.
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие / Науч. Ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПК и ПРО, 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельева Елена Геннадьевна
→ Ирана 05.08.2010 2 13178 1630 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.