Читательская конференция "Мы в ответе за тех, кого приручили" для 5-6 классов




Сценарий

внеклассного мероприятия

по русской литературе



Читательская конференция

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

по повести Г.Н.Троепольского

«Белый Бим Черное ухо»




Вышинская Елизавета Марковна

Учительница русского языка и литературы

МОУ «Яншихово-Чёллинская СОШ»

Красноармейского района

Чувашской Республики






2011 г.


Сценарий

подготовки и проведения читательской конференции

«Мы в ответе за тех, кого приручили» по повести

Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»

Цель:

  • развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений обучающихся, традиций и обычаев чтения;

  • способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса;

  • воспитание гуманности, нравственности, добрых человеческих отношений к «братьям нашим меньшим»;

  • воспитание чувств ответственности человека перед природой, защищать все живое на земле.

Предварительная подготовка

Для подготовки и проведения конференции учащиеся делятся на группы, каждая из них выбирает себе задание и готовится по нему. Кроме того, каждый ученик прочитает повесть «Белый Бим Черное ухо» (обязательно) и другие произведения Г.Н.Троепольского (по возможности).

Первая группа готовит доклады о жизни и деятельности Г.Н.Троепольского и составляет мультимедийную презентацию.

Вторая группа составляет мультимедийную презентацию по содержанию повести.

Третья пишет мини-сочинения в рубрике «Виртуальная реальность». Темы: «Вопросы, которые я хотел бы задать автору книги «Белый Бим Черное ухо», если бы имел возможность с ним встретиться», «О чем бы я побеседовал с героями повести, если бы смог встретиться с ними», «Моя любимая собака», «Собака – друг человека», «Мои впечатления по прочитанной книге».

Четвертая выписывает афоризмы из повести «Белый Бим Черное ухо» и других произведений автора и записывает их на лист ватмана для оформления зала.

Пятая выбирает лучший вариант опорных схем и чертит на лист ватмана.

Шестая организует выставку книг по теме «Собака – друг человека».

Седьмая готовит выставку иллюстраций к повести «Белый Бим Черное ухо».

Восьмая составляет вопросы для конкурса на самого внимательного читателя.

Девятая готовит музыкальное сопровождение конференции.

Оформление и оборудование зала: портреты Г.Н.Троепольского и собаки сеттера;

картина Д.Бассано (16 век) «Моисей иссекает воду из скалы»;

иллюстрации учащихся по эпизодам повести;

плакаты с афоризмами;

мультимедийный проектор, экран, компьютер;

музыка;

выставка книг Г.Н.Троепольского;

тематическая выставка «Собака – друг человека»;

плакат на большом ватмане с изображением опорных схем «Бим –

след Бима» по сюжету повести.

Аудитория: обучающиеся пятых-шестых классов,

школьный библиотекарь,

учителя изобразительного искусства(художник), музыки(музыкант),

литературы и другие.

Ход конференции

До начала конференции звучит лёгкая классическая музыка. Как все соберутся, начинается песня на слова Т.Ламм в исполнении певца школы «Пропала собака».

Музыкант на фоне песни (можно и после песни) начинает рассказ об истории создания данной песни (об авторе, как

найден такой сюжет, об исполнителях и т.д.).

Художник (открывается на экране картина Д.Бассано «Моисей иссекает воду из скалы») рассказывает о картине. Основная мысль его речи: что хотел сказать художник, поместив собаку среди людей на передний план? Видимо, он хотел показать, что люди любили собак ещё в глубокой древности, никогда их не покидали, даже в несчастье, даже на грани гибели народа, а собаки оставались преданными и верными, готовыми погибнуть вместе с человеком…

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые участники сегодняшней конференции, любители и великие друзья книг. Издавна говорят в народе: «Собака – друг человека». Это и подтвердили предыдущие выступающие (называет их по имени, отчеству), благодарю вас от имени всех слушателей.

Ведущий 2: «Мы в ответе за тех, кого приручили»,- писал один из наиболее

самобытных, тонких, тревожащих душу французских писателей ХХ века, художник-философ, художник-мыслитель, влюбленный в красоту мира и человека и наделённый особым даром улавливать и выражать в слове бесконечно разнообразные формы, которые может принимать эта красота, Антуан де Сент-Экзюпери в своей удивительной сказке «Маленький принц». Не зря конференцию мы назвали его словами.

Ведущий 1: Животные – «братья наши меньшие», о них создано бесчисленное количество книг, которые хватают нас за душу, доводят до слез.

Ведущий 2: О них и расскажет нам сейчас наш библиотекарь (имя, отчество). Пожалуйста, вам слово.

Библиотекарь демонстрирует книги о собаках, сопровождая краткой аннотацией.

Ведущий 1: Огромное спасибо вам, (имя, отчество), за такое увлекательное путешествие по миру книг. Надеюсь, после конференции мы все наперегонки побежим в библиотеки за книгами. А пока я выделяю одну из них – книгу Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Ведущий 2: «Читатель – друг!... Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным», - писал Троепольский, автор названной книги.

Ведущий 1: Гавриил Николаевич, несказанно добрый человек, подарил читателям множество книг, рассказывающих о достоинстве человека, о доброте, гуманизме, обучающих тому, каким должен быть Человек на земле. Из рассказа (имя выступившего) мы узнаем побольше о творчестве известного писателя, познакомимся с ним поближе. (Представители первой группы рассказывают вкратце о жизни и творчестве Г.Н.Троепольского, демонстрируют слайды, портрет, книги).

Ведущий 2: (слова благодарности за выступление). «Добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого», - пишет Г. Троепольский. Это действительно так. Подобное мы и видим с вами в книге «Белый Бим Черное ухо». Данная повесть живет добром, добро в ней активно, оно вступает в борьбу с бездушием и подлостью.

Ведущий 1: Данное произведение есть утверждение идей добра, разума и справедливости. В частности, это книга о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Читая повесть, мы видим Бима в разных положениях и ситуациях, начиная от первых шагов, «натаски», первой охоты до последнего мгновения.

Ведущий 2: Надеюсь, вы все прочитали данную повесть. Но перед нами всегда стоит вопрос: умеем ли мы читать.

Ведущий 1: Итак, объявляется конкурс на самого внимательного читателя.

(Представители восьмой группы проводят этот конкурс. Примерные вопросы):

  1. Назовите главных героев повести.

  2. Кто хотел утопить Бима сразу после рождения?

  3. В ком Бим опознал клеветника, не верит ей, не подает лапы?

  4. Кто из героев покупает Биму ошейник, составляет на нем надпись о Биме.

  5. Кто на железной дороге в рукавицах приносит Биму воды?

  6. О ком говорит автор: «Впервые встретил Бим плохого маленького человека»?

  7. Что сделали машинисты поезда при виде Бима, лежащего на рельсах, когда ему прищемило лапу?

  8. Кто ночью отвез в лес Бима, привязал к дубу, оставил у него миску с мясом?

  9. Назовите героя, который приютил, обласкал, покормил измученную, избитую, изуродованную, больную собаку.

  10. Кого из героев последним встречает Бим, а тот не пропускает его к своему подъезду и выдает собаколовам как свою собаку?

Ведущий 2 (благодарит учащихся и ответственных за проведенный конкурс, отмечает самых внимательных читателей).

Ведущий 1: Слово предоставим нашим лучшим художникам, познакомимся с выставкой иллюстраций. (Авторы иллюстраций по содержанию повести защищают свои работы, то есть рассказывают об эпизодах повести, что запечатлено на их рисунках, слушатели отмечают лучшие рисунки и лучших рассказчиков о них).

Ведущий 2: Друзья книги, давайте перенесёмся на некоторое время в «Виртуальную реальность». (Авторы мини – сочинений читают свои работы или отдельные отрывки из них).

Ведущий 1: Объявляется конкурс думающего читателя. (Участники объединяются в группы - можно их просто разделить по рядам – выбирают для анализа один из афоризмов, написанных на плакатах, и пытаются объяснить их смысл).

Ведущий 2: Сейчас ХХΙ век, будет ещё и ХХΙΙ, и ХХΙΙΙ… Мы уйдем из жизни, вырастут наши и ваши дети, внуки, правнуки… Их сердца и души будет потрясать удивительная по красоте и силе фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Давайте же послушаем жизненные истории современного века, объединенные этой темой. (Группа учащихся расскажет мини-истории из своей жизни о случаях проявления доброго человеческого отношения к «братьям нашим меньшим»).

Ведущий 1: Теперь рассмотрим опорные схемы «Бим – след Бима», составленные группой учащихся по содержанию повести. (рассматривают схему «Бим» на экране через проектор, можно на листе ватмана начертить заранее).

Ведущий 2: На одной стороне изображены встречи с хорошими и добрыми людьми, показаны они красным цветом, на другой стороне – встречи со злыми и плохими людьми, покрашены они в черный цвет. Каждый кружочек обозначает определенного человека, который имел какое – либо отношение к жизни Бима. Г.Троепольский изображает в повести как бы чередование добра со злом, на схеме эта последовательность прекрасно видна.

(Учащиеся обычно с большим любопытством рассматривают подобные схемы, которые вызывают в них особый интерес. Они наяву ощущают борьбу добра со злом, замечают, что добрые люди в повести названы именами, некоторые даже именем и отчеством, а у плохих людей даже нет имени. Их зовут просто: Тётка, Серый, Конопатый, Толстый и т.д. Только двое из них названы именем: Клим и Семен Петрович. Конечно, преобразование Семена Петровича ребята видят сразу: в конце он организует поиски Бима, «город заговорил»).

Ведущий 1: Схема «След Бима» продолжает опорные положения повести. Учащимся легко запомнить, какой след оставил Бим в душе молодого Ивана, Семена Петровича, Толика и Алеши.










С

Бим

обака интеллигентной породы, но быть ей изгоем …Не ходить Биму победителем на выставках, не греметь

среди породистых собак. Родословную не дали. золотыми медалями на груди: какой бы он ни был золотой

Внешний наследственный дефект – окрас. собакой на охоте, из породных он будет исключен. Какая же

всё – таки несправедливость на белом свете !



Владелец матери Бима хотел утопить Бима сразу

после рождения.

И ван Иваныч:

«Глаза понравились, умные глаза»

Тетка:«Какая – то паршивая собака меня, советскую

С тепановна: женщину, ни во что не ставит» Бим опознал

«Такая умная собака не пропадёт» клеветника, ей не верит – не подал ей руки .

Даша: Толстый и Курносый: «Много мяса надо».

«Милейшее животное. Но преданная, «Кругом грипп, эпидемия, а тут живая зараза».

верная, смелая. Отличное чутьё,

замечательная сметка».

Серый снял номерок с ошейника.

«Голова стала болеть не переставая: от ударов

Серого что – то в ней сместилось». Головокружение.

Матрена на железной дороге в «Опорочили добрую собаку».

рукавицах приносит Биму воды


Машинисты: «За остановку нам влетит».


Т олик и Люся. «Маленькие люди

хорошие, а большие – разные».

Конопатик и два мальчика. «Впервые встретил Бим

плохого маленького человека».

Шофер продал доброе имя Бима. «За деньги люди

Хрисан Андреич: могут продать честь, верность и сердце».

«Опротивела сытая жизнь без

свободы».

А леша: «Выдающегося ума собака». Клим с размаху ударил Бима изо всей силы носком

громадного сапога в грудь снизу, оставил в лесу

(Толик) одного без сознания.

«Добрых людей много, злых – единицы.

Н о все добрые боялись злых».

Семен Петрович ночью отвез в лес, привязал к дубу,

миска с мясом, волчица, гроза.

Сторож Михей приютил, обласкал,

п окормил измученную, избитую,

и зуродованную, больную собаку. Сменщик Михея прогнал


Семен Петрович и шофер хотели поймать.

Тетка не пропустила Бима к своему подъезду и

выдала собаколовам как свою собаку.




«Осталась только память, и осталась она у мальчиков на всю жизнь до конца дней»

«Главное дело – жив, вот в чем вопрос».





Бим свёл в жизни двух друзей – Алёшу и Толика,

Бим подарил дружбу обоих мальчиков Ивану Ивановичу,

Бим пробудил в душе «малого Ивана» благородные чувства,

до того дремавшие под грузом повседневных житейских забот.

Да и много ещё всяких хороших и добрых дел суждено совершить Белому Биму.

Слава ему!












Ведущий 1: А теперь сюрприз для всех. Слово молодым поэтам. (Прозвучат стихотворения – миниатюры по теме конференции, написанные учащимися в исполнении авторов).

Ведущий 2 (благодарит всех за стихи и для подведения итогов слово предоставляет учителю литературы, или могут подвести итог и сами ведущие).


Подведение итогов работы конференции:

  • Объявление самых активных участников.

  • Награждение отличившихся в определенных конкурсах.

  • Специальные призы, приготовленные заранее учащимися.

  • Выбор лучших работ для школьной газеты.

  • Объявление благодарности отличившимся в подготовке и проведении читательской конференции.

  • Высказывание мнений и впечатлений о конференции (можно в устной или письменной форме, также в различной знаковой форме: заранее подготовят маленькие жетончики с изображением личика человека – улыбающегося, недовольного и серьёзного, участники перед уходом выбирают и опускают в определённые коробочки по одному из изображений в зависимости: улыбающееся личико – конференция понравилась, недовольное – не понравилась, серьёзное – в среднем. Просмотрев жетоны, можно понять, кому понравилась конференция, кому нет).

  • Рекомендации для дальнейшей работы.





Полный текст материала Читательская конференция "Мы в ответе за тех, кого приручили" для 5-6 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вышинская Елизавета Марковна  0055
07.02.2011 13 7965 875

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК