рабочая программа по физической культуре 3-4класс
Согласовано на заседании НМС Протокол № 2 от 10.11.2011г. Секретарь Т.Л.Якушева
|
Утверждаю________ О.П.Бурдакова, директор школы Приказ № ____ от 2011г.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Физическая культура
Учитель: Бучина Елена Игоревна, учитель физической культуры,
вторая квалификационная категория
Класс:3-4
г.Волхов
2011
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень) 2004 г.;
примерной программы начального общего образования по физической культуре (базовый уровень). Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. (Сборник нормативных документов «Физическая культура» М. «Дрофа» 2008г.)
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы» В.И. Лях, А. А. Зданевич 2008г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень зачетов по каждому разделу.
Содержание данной рабочей программы, при трёх учебных занятиях в неделю, начального образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры.
Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.
Цель физического воспитания: Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Задачи физического воспитания:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных(ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных(скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие и нравственных качеств;
разработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов.
Задачи физического воспитания учащихся 3-4 классов направлены на:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве ) и кондиционных ( скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам. Честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов ( представления, памяти, мышления и др. ) в ходе двигательной деятельности.
Роль и место предмета.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
укрепления здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умением и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию направленных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для развития и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных национальных и местных особенностей работы школы.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 204 часа за четыре года обучения в начальной школе, т. е. рабочая программа рассчитана:
3 класс – 102 часа в т.ч. зачетов- 30
4 класс – 102 часа в т.ч. зачетов- 30
Форма организации образовательного процесса.
Основная форма организации учебного процесса - урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Формы контроля знаний, умений и навыков:
текущий контроль-оценивание техники выполнения упражнений по темам
промежуточная аттестация - 1-триместр (лёгкая атлетика: бег на 30 м, 60 м, 1000 м, 300 м, метание мяча, прыжки в длину, челночный бег 4х9м, подъем туловища за 1мин; гимнастика: подтягивание, отжимание; 2-триместр(гимнастика: акробатические упражнения, прыжки со скакалкой; лёгкая атлетика - челночный бег 4х9м, лыжная подготовка.3- триместр( подвижные игры- технические приёмы владения мячом, лёгкая атлетика- бег на 30 м, 60 м, 1000 м, 300 м, челночный бег4х9м, метание мяча, прыжки в длину с места, подтягивание, отжимания, поднимание туловища.)
итоговая аттестация:
- итоговый годовой зачет 3-4 классы.
Содержание материала.
Легкая атлетика (3-4 классы 35ч.)
Основная направленность |
классы |
||
3 |
4 |
||
На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей |
Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе. То же с преодолением 3-4 препятствий. |
||
На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. |
Обычный бег, с изменением направления движения, коротким, средним, длинным шагом; в чередовании с ходьбой; с преодолением препятствий; по размеченным участкам дорожки, челночный бег4х9м; эстафеты с бегом на скорость. Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад.
|
||
На совершенствование навыков бега и развитие выносливости. |
Равномерный, медленный до 5 мин. Кросс 1км без учета времени. |
То же. До 6-8мин. Кросс 1км с учетом времени. |
|
На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. |
Бег с максимальной скоростью до 60м,с прыжками под звуковые сигналы, с вращением вокруг своей оси, «круговая эстафета», «встречная эстафета» , соревнования до 60м. |
||
На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. |
Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 180 градусов; с продвижением вперед на одной на двух ногах, в длину с места, через скамейку, через неподвижную и качающуюся скакалку; в высоту с места и с небольшого разбега; через скакалку; многоскоки, тройной и пятерной с места. |
То же с поворотом на 180гр; в длину с места; в высоту с места и с небольшого разбега; через скакалку; многоскоки, тройной, пятерной, восьмискок с места. |
|
На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей. |
Эстафеты с прыжками. Игры с прыжками и пятнашками на площадке небольшого размера. |
Эстафеты с прыжками. Игры с прыжками и пятнашками на площадке небольшого размера. |
|
На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей |
Метание малого мяча с места на дальность; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4-5м(1.5х1.5); на дальность Бросок двумя руками от груди, из-за головы вперед-вверх; снизу вперед-вверх на дальность. |
Метание теннисного мяча с места, на точность, дальность; вертикальную и горизонтальную цель (1.5х1.5) с расстояния 5-6м. броски двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх с места; то же с шага на дальность. |
|
На знания о физической культуре. |
Понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость; название метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Техника безопасности на занятиях. |
||
Самостоятельные занятия. |
Равномерный бег до 6 мин. Соревнования на короткие дистанции до 30м. Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие естественные вертикальные и горизонтальные препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель. |
Плановых зачетов- 3-4классы-14
Учащиеся должны знать:
Понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость;
Название: метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту;
Техника безопасности на занятиях.
Учащиеся должны уметь:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180-360градусов.
В метаниях на дальность и на меткость : метать небольшие предметы и мячи до 150г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега; метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10м для мальчиков и 7м для девочек.
Подвижные игры - 25часов.
Основная направленность |
Классы |
|
3 |
4 |
|
На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. |
«К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки» различных видов, «Пустое место», |
|
На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве. |
«Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка» |
|
На закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей. |
«Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель», «Передал-садись» |
|
На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. |
Ловля и передача мяча на месте и движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направлением. Броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе. |
Ловля и передача мяча на месте и движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направлением. Броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футбол |
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. |
«Мяч среднему», «Передача мяча с бегом», «Передал-садись», «Гонка мячей по кругу», «Снайперы», «Вызови по имени», игры и эстафеты с ведением и передачей мяча. |
|
На комплексное развитие и координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-техническими взаимодействиями. |
«Снайперы», «Мини-футбол», варианты игры в футбол. |
|
На знания о физической культуре. |
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила техники безопасности. |
|
Самостоятельные занятия. |
Броски, ловля и передача мяча. Удары и остановка мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами. |
Плановых зачетов-3-4 классы-5
Учащиеся должны знать:
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски;
играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Снайперы», мини-футбол).
Гимнастика с элементами акробатики- 18часов
Основная направленность |
классы |
|
3 |
4 |
|
На освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости. |
Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, обручами. Без предметов. |
|
На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. |
Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперед; стойка на лопатках; мост из положения лежа на спине. Комбинация из освоенных элементов. |
Кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно. Комбинации из освоенных элементов. |
На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. |
Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа; упражнения в упоре лежа, на коленях, на гимнастической скамейке |
Вис; вис на согнутых руках, согнув ноги, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. |
На освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку. |
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, в упоре лежа. лежа на животе, подтягиваясь руками; перелезание через препятствия. |
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками; перелезание через препятствия |
На освоение навыков равновесия. |
Ходьба приставными шагами по рейке гимнастической скамейки; повороты на носках и одной ноге; приседание и переход в упор присев, в упор стоя на колене. |
Ходьба по рейке гимнастической скамейки большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90 180гр; опускание в упор. Стоя на колене. |
На освоение строевых упражнений. |
Команды «Шире шаг», «Чаще шаг», «Реже», «На первый-второй рассчитайсь»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, «змейкой». |
Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в две, в три; из колонны по одному в колонну по три, по четыре в движении с поворотом. |
На освоение общеразвиваю-щих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки. |
Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Комбинации общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. |
|
На знания о физической культуре. |
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание. |
|
Самостоятельные занятия |
Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие. |
Плановых зачетов- 3-4 классы-7
Учащиеся должны знать:
Названия снарядов и гимнастических элементов;
правила безопасности во время занятий;
признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки;
значение напряжения и расслабления мышц;
правила личная гигиена, режим дня, закаливание.
Учащиеся должны уметь:
Ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма;
выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 3-4 классов;
принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами;
лазать по гимнастической стенке; слитно выполнять кувырок вперед и назад;
ходить по рейке гимнастической скамейке на равновесие с выполнением поворотов на 90,180 градусов;
выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед ( ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
Лыжные гонки - 21 час
Основная направленность |
классы |
|
3 |
4 |
|
На освоение техники лыжных ходов |
Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Подъемы «лесенкой», «елочкой». Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 2км с равномерной скоростью. |
Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход. Торможение «плугом» и упором. Повороты переступанием в движении. Подъемы «лесенкой», «елочкой». Прохождение дистанции до 2.5км. |
На знания о физической культуре. |
Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности при занятиях лыжами. |
Плановых зачетов-3-4классы-4
Учащиеся должны знать:
Основные требования к одежде и обуви во время занятий;
значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания;
особенности дыхания;
требования к температурному режиму, понятие об обморожении;
техника безопасности при занятиях лыжами.
Учащиеся должны уметь:
Подбирать инвентарь по росту, транспортировать инвентарь;
передвигаться на лыжах тремя способами: попеременный, одновременный бесшажный, одновременный одношажный;
уметь выполнять торможение плугом и упором;
выполнять повороты переступанием в движении, подъемы «лесенкой», «елочкой».
Требования к уровню подготовки.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
Об истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные занятия;
Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; прыгать с поворотами на 180-360градусов.
В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи до 150г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега; метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10м для мальчиков и 7м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 3-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами; лазать по гимнастической стенке; слитно выполнять кувырок вперед и назад; ходить по рейке гимнастической скамейке на равновесие с выполнением поворотов на 90,180 градусов; выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка ( «Пионербол», «Снайперы», Мини-футбол ) .
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.
Уровень физической подготовленности учащихся 3-4 классов.
№ |
Физические способности |
Контрольное Упражнение (тест) |
класс |
уровень |
|||||
мальчики |
девочки |
||||||||
Низкий «3» |
Средний «4» |
Высокий «5» |
Низкий «3» |
Средний «4» |
Высокий «5» |
||||
1 |
скоростные |
Бег 30м,с |
3 4 |
6.8 6.6 |
6.0 5.7 |
5.6 5.5 |
7.2 6.5 |
6.3 5.8 |
5.8 5.6 |
2 |
координационные |
Челночный бег 4х9м, с |
3 4 |
11.6 11.4 |
11.4 11.2 |
11.2 11.0 |
12.2 12.0 |
11.8 11.6 |
11.5 11.3 |
3 |
скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места, см |
3 4 |
1.15 1.25
|
1.40 1.50 |
1.50 1.60 |
1.10 1.15 |
1.20 1.30 |
1.45 1.50 |
4 |
выносливость |
Бег 1000 м,с |
3 4 |
6.00 5.30 |
5.10 5.00 |
5.00 4.50 |
6.20 6.00 |
6.00 5.40 |
5.30 5.20 |
5 |
гибкость |
Наклон вперед из положения сидя, см |
3 4 |
+3 +4 |
+5 +6 |
+9 +10 |
+6 +7 |
+9 +10 |
+12 +13 |
6 |
силовые |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол--во раз (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз(девочки) |
3 4
3 4 |
1 2 |
2 3 |
4 5 |
6 7 |
8 9 |
13 14 |
Распределение учебного времени на различные виды программного материал
уроков физической культуры (сетка часов)
№ |
Вид программного материала.
|
Количество часов (уроков) |
|
класс |
|||
3 |
4 |
||
1 |
Основы знаний по физической культуре |
3 |
3 |
2 |
Легкая атлетика |
35 |
35 |
3 |
Подвижные игры |
25 |
25 |
4 |
Гимнастика с элементами акробатики |
18 |
18 |
5 |
Лыжные гонки |
21 |
21 |
|
Итого: |
102ч |
102ч |
Организационно-методические указания
Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся класса, возрастных особенностей.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде в соответствии погодным условиям.
При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями. При оценке в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей учащихся.
Критерии и нормы оценки
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в мате риале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умения ми, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова и комбинированный. Обязательно используется индивидуальный подход.
Схема анализа проверочной работы
Число учащихся, выполнявших работу |
|
Выполнили все задания верно «5» |
|
Допустили 1-2 ошибки «4» |
|
Допустили 3-4 ошибки «3» |
|
Допустили 5 и более ошибок |
|
Учебно-методическая литература.
1.Основная литература:
1.Кондаков, А.М., Никандров, Н.Д., Рыжаков, М.В. Примерные программы начального общего образования.- М.:Просвещение,2009.- (Стандарты второго поколения).
2.Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- М.:Просвещение, 2008.
3.Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы 1-4 классы /Авт.-сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО,2011.- (Контрольно-измерительные материалы).
4.Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И., Лях и А.А., Зданевича / Авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова.- 2-е изд.-Волгоград:Учитель, 2011.
1.2Дополнительная литература:
1.Справочник учителя физической культуры/Авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева.- Волгоград: Учитель,2011.
2.Физкультура: тематическое планирование по 2-и 3-часовой программе 1-11 классы / Сост. К.Р.Мамедов.-Волгоград:Учитель, 2011.
Оборудование:
согласно типовому перечню;
тренажерно-информационная система ТИСА.
Календарно-тематическое планирование 1 триместр 3а, б; 4а классы.
раздел |
№ урока |
дата |
Место проведения |
Содержание урока |
Количество часов |
|
всего |
Тестирование, зачеты. |
|||||
1. Л Е Г К А Я
А Т Л Е Т И К А
|
1 |
|
Спортивный зал |
Правила поведения на уроках физической культуры. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой на стадионе и в зале. Бег, ОРУ, строевые упражнения, «Снайперы». |
1 |
|
2,3,4 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами, с захлестыванием голени назад. Высокий старт, 30м,60м, эстафеты Игры: футбол, снайперы. |
3 |
2 |
|
|
||||||
|
||||||
5,6 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Высокий старт, бег на средние дистанции 350м Игры: футбол, «Снайперы». |
2 |
1 |
|
|
||||||
|
||||||
7,8 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Бег на выносливость 1000м. Игры: футбол, «Снайперы», «Мечта». |
2 |
1 |
|
9,10,11 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Метание мяча на дальность Игры: «Снайперы», «Метко в цель». |
3 |
1 |
|
12,13 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Прыжковые упражнения. Прыжки в длину с места. Освоение техники многоскоков( тройной, пятерной) Игры с прыжками и осаливанием на одной, на двух ногах. |
2 |
1 |
|
|
14,15,16 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Челночный бег 4х9м. Эстафеты с челночным бегом. |
3 |
1 |
Итого по разделу: |
16 |
|
||||
2. П О Д В И Ж Н Ы Е
С П О Р Т И В Н Ы Е
И Г Р Ы
|
17 |
|
Спортивный зал |
Техника безопасности во время занятий подвижными и спортивными играми. Бег, ОРУ, строевые упражнения,ТИСА. Игры: «снайперы» |
1 |
|
18,19,20 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Упражнения с мячами: ловля и передача мяча на месте и в движении, в треугольниках, в квадратах, в кругах; ведение мяча с изменением направления и скорости. Игры: «Гонка мячей», «Вызов по имени». |
3 |
|
|
21,22 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА Упражнения с мячами. Эстафеты с ведением, с броском и ловлей мяча. |
2 |
|
|
23,24 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА Полоса препятствий. Игры и эстафеты с броском и ловлей мяча, «Передал-садись», «Вызов по имени», «Гонка мячей». |
2 |
|
|
25.26 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА Круговая тренировка по 5 станциям. «Снайперы» |
2 |
|
|
27 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА Игры и эстафеты с броском и ловлей мяча, с ведением мяча. «Снайперы» |
1 |
|
|
Итого по разделу: |
11 |
|
||||
3. Г И М Н А С Т И К А
|
28 |
|
Спортивный зал |
Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Гимнастика, виды гимнастики. Бег , ОРУ, ТИСА, строевые упражнения: Команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «На первый-второй рассчитайсь»; построение в две шеренги, передвижение по диагонали, «змейкой»; рапорт учителю; повороты кругом; расчет по порядку; перестроение из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. Игра: «Снайперы». |
1 |
|
29,30 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, ТИСА, строевые упражнения Полоса препятствий, лазанье по гимнастической стенке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Игра: «Снайперы». |
2 |
|
|
31,32 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, ТИСА, строевые упражнения Круговая тренировка по 5 станциям Отжимания, подтягивания. Игры: «Мяч в стену», «Пустое место». |
2 |
1,1 |
|
33,34 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, ТИСА, строевые упражнения Подъем туловища из положения лежа за 1мин. Игры: «Мяч среднему», «Удочка», «Запрещенное движение». |
2 |
1 |
|
Итого по разделу: |
7 |
|
Календарно-тематическое планирование на 2 триместр 3а, б; 4а классы.
«ТБ»- техника безопасности; «ОРУ»-общие развивающие упражнения.
раздел |
№ урока |
дата |
Место проведения |
Содержание урока |
Количество часов |
|
всего |
Тестирование, зачеты. |
|||||
3 . Г И М Н А С Т И К А
|
35,36 |
|
Спортивный зал. |
ТБ,бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Наклон вперед из положения сидя, прыжки со скакалкой. Игра: «Командные пятнашки». |
2 |
1 |
37,38 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Полоса препятствий, прыжки со скакалкой. Игра: «Снайперы», «Кто ушел?». |
2 |
1 |
|
39,40 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА Акробатика: группировка; перекаты в группировке, с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперед. 4 класс- кувырок назад. Игра: «День-ночь», «Сова». |
2 |
1 |
|
41,42 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Акробатика: стойка на лопатках; мост из положения лежа на спине; комбинации из изученных элементов. Игра: «Пятнашки», «Зайцы в огороде», «Сова». |
2 |
|
|
43,44 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Акробатика: ходьба приставными шагами по рейке гимнастической скамейке; с перешагиванием предметов; с поворотом на носках и одной ноге; на 180 градусов; с переносом предметов; приседание и переход в упор присев, стоя на колене. Игра: «Метко в цель», «Вызов номеров». |
2 |
1 |
|
45 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа; упражнения в упоре лежа, на коленях, на гимнастической скамейке. Игра: «Зайцы в огороде», «Запрещенное движение». |
1 |
|
|
Итого по разделу: |
11 |
|
||||
4. Л Ы Ж Н Ы Е
Г О Н К И
|
46 |
|
Спортивный зал |
Техника безопасности при занятиях лыжными гонками. Основные требования к одежде и обуви; значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания; требования к температурному режиму; особенности дыхания; понятие об обморожении. Бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Игра: «Пятнашки с выручалками», «Вызов по имени». |
1 |
|
47,48 |
|
Стадион |
ТБ, строевые упражнения. Обучение переноске и надеванию лыж, палок; правильному подбору инвентаря. Прохождение дистанции скользящим шагом. |
2 |
|
|
49-52 |
|
Стадион |
ТБ, строевые упражнения. Обучение попеременному двухшажному ходу без палок и с палками; одновременному бесшажному; одновременному одношажному. Прохождение дистанции изученными способами без палок и с палками. |
4 |
|
|
53-57 |
|
Стадион |
ТБ, строевые упражнения. Преодоление подъемов и спусков под небольшой уклон способами «елочка», «лесенка». Прохождение дистанции изученными способами. |
5 |
|
|
58-62 |
|
Стадион |
ТБ, строевые упражнения. Изучение поворотов переступанием. Торможение «плугом». Прохождение дистанции с преодолением подъемов и спусков под небольшой уклон; с поворотами переступанием. |
5 |
1 |
|
63 |
|
Стадион |
ТБ, строевые упражнения. Закрепление изученного материала. Эстафеты, пятнашки. |
1 |
|
|
64,65 |
|
Стадион |
ТБ, строевые упражнения. Оценивание техники скользящего шага, подъемов, спусков, поворотов переступанием. Прохождение дистанции до2- 2,5 километров. |
3
|
3 |
|
Итого по разделу: |
21 |
|
||||
Основы знаний по физической культуре. |
67,68 |
|
Спортивный зал. |
Техника безопасности во время занятий подвижными и спортивными играми. Названия, инвентарь, правила игр. Подвижные игры. |
2 |
|
Календарно-тематическое планирование на 3 триместр 3а, б; 4а классы.
«ТБ»- техника безопасности; «ОРУ»-общие развивающие упражнения.
раздел |
№ урока |
дата |
Место проведения |
Содержание урока |
Количество часов |
|
всего |
Тестирование, зачеты. |
|||||
5 . П О Д В И Ж Н Ы Е
С П О Р Т И В Н Ы Е
И Г Р Ы |
69,70 |
|
Спортивный зал. |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Упражнения с мячами: ловля и передача мяча на месте и в движении, в треугольниках, в квадратах, в кругах; ведение мяча с изменением направления и скорости. Игра: «Вызов по имени», «Командные пятнашки». |
2 |
|
71,72 |
|
Спортивный зал. |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Упражнения с мячами: передачи мяча в парах, от груди, одной рукой, ведение мяча в шаге, в медленном беге. Эстафеты с ведением, броском и ловлей мяча. |
2 |
|
|
73,74 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Полоса препятствий, упражнения с мячами Игра: «Передал-садись», «Запрещенное движение». |
2 |
|
|
75,76 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Круговая тренировка по 5 станциям. Игры и эстафеты с броском и ловлей мяча. |
2 |
|
|
77-79 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Упражнения с мячами: ловля и передача мяча в парах, от груди, одной рукой, ведение мяча в беге. Игра: «Мяч водящему», «Гонка мячей». |
3 |
3 |
|
80,81 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Круговая тренировка по 5 станциям. Игры и эстафеты с броском и ловлей мяча. |
2 |
|
|
82 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Полоса препятствий, упражнения с мячами Игра: «Передал-садись», «Мяч водящему». |
1 |
1 |
|
Итого по разделу: |
14 |
|
||||
6. Л Е Г К А Я
А Т Л Е Т И К А
|
83 |
|
Спортивный зал |
Правила поведения на уроках физической культуры. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой на стадионе и в зале. Бег, ОРУ, строевые упражнения, игра: «Снайперы», «Пустое место». |
1 |
|
84 -86 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Челночный бег 4х9 м, эстафеты с челночным бегом. |
3 |
1 |
|
87,88 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Прыжки в длину с места, многоскоки. Игры: пятнашки на одной ножке, прыжками на двух ногах. |
2 |
1 |
|
89 |
|
Спортивный зал |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения, ТИСА. Круговая тренировка по 5 станциям. Подтягивания, отжимания. Игры: «Снайперы», «Гонка мячей». |
1 |
1 |
|
90-93 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Высокий старт, бег 30м,60м. Эстафеты «смена сторон», «вызов номеров», «круговая эстафета» Игры: футбол, выбивалы. |
3 |
1 |
|
93,94 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Высокий старт, бег на средние дистанции 350м. Игры: футбол, «Мечта». |
2 |
1 |
|
95,96 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Высокий старт, равномерный, медленный бег на выносливость 1000м. Игры: футбол, выбивалы. |
2 |
1 |
|
97-101 |
|
Стадион |
ТБ, бег, ОРУ, строевые упражнения. Метание мяча в цель, на дальность. Игры: футбол, выбивалы. |
5 |
1 |
|
Итого по разделу: |
19 |
|
||||
Основы знаний по физической культуре |
102 |
|
Класс |
Итоговая проверочная работа. |
1 |
|
Итого по разделу: |
1 |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бучина Елена Игоревна
→ Бучина 12.12.2011 0 5662 1510 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.