Методическое пособие по лечебному плаванию; 10-11 кл.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат (VΙ вида) №49 Санкт-Петербурга
«Школа здоровья»
ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОМУ ПЛАВАНИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
С ВЕРТЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
(10-11 класс - 68часов)
Методическое пособие
Автор: Истомина Марина Николаевна,
учитель лечебного плавания высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа по предмету «Лечебное плавание» с использованием элементов аквафитнеса для обучающихся 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Содержание программы основано на положениях нормативно – правовых актов РФ:
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- поручение Президента РФ от 02.10.2007 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»
- положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. №1101-ф.
- методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29 июля 2011 г. № 1560.
Сколиотическая болезнь – это заболевание опорно-двигательного аппарата, сопровождающееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвонков (скручиванием их в процессе роста), которое приводит к нарушениям работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к косметическим дефектам. Все это происходит на фоне дисплазии соединительно-тканного аппарата, нервных и эндокринных нарушений.
Детям с вертебральной патологией рекомендуются занятия лечебным плаванием. При этом, на занятиях следует учитывать дозировку упражнений, соблюдать выполнение учащимися специального комплекса корригирующих упражнений. Такие задания для учащихся особенно средних и старших классов, однообразны и скучны, не способствуют привитию любви к физической культуре.
Разработка учебной программы по лечебному плаванию для учащихся 10-11 классов с вертебральной патологией обусловлена необходимостью повысить мотивацию учащихся на уроках лечебного плавания, совершенствовать технологию обучения в связи с изменившимися тенденциями в современном мире и широким распространением нетрадиционных видов двигательной активности. К таким видам можно отнести аквааэробику. Это понятие происходит от двух слов – аква (в переводе с латыни – «вода») и аэробика или ритмическая гимнастика, характерными особенностями которой является четкий ритм, относительно невысокий темп, использование самых обычных упражнений, следующих одно за другим, практически без перерыва, музыкальное сопровождение (Котешева И. А., 2002).
Актуальность: На данный момент существует лишь одна программа по лечебному плаванию, под редакцией кандидата педагогических наук Г. А. Халемского, Москва «Издательство НЦ ЭНАC», 2002 г., принципы которой применяются уже довольно долго и, тем не менее, требуют внесения корректив и более инновационного подхода. Для учащихся средней и старшей школы необходимо вводить новые нетрадиционные виды физической активности, наряду со специальными корригирующими упражнениями, для повышения эмоционального тонуса и интереса к лечебным процедурам и подготовке к здоровому образу жизни.
В школе-интернате для детей больных сколиозом, занятия по лечебному плаванию рассматриваются как один из важнейших элементов образовательной программы, так как они несут функции обучения, оздоровления, коррекции и развития, способствуют основной цели школы здоровья – подготовке к здоровому образу жизни каждого ребенка.
В ходе занятий лечебным плаванием с элементами аквафитнеса, адаптированными для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, можно последовательно лечить сколиотическую болезнь с дифференцированным подходом к каждому учащемуся. При благоприятном систематическом воздействии на организм ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируются обмен веществ и работа внутренних органов, но самое важное – занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя уменьшению деформации позвоночника и ее стабилизации.
В связи с этим коллектив кафедры лечебно-оздоровительного цикла школы-интерната №49 для детей со сколиотической болезнью решил использовать новую лечебно-педагогическую технологию в лечении патологии осанки – использовать в уроках лечебного плавания современные оздоровительные фитнес программы, адаптированные к учащимся с заболеваниями позвоночника. При занятиях аквааэробикой, адаптированной к учащимся со сколиотической болезнью прорабатываются все группы мышц. Вода оказывает массажный и увлажняющий эффекты, снижается мышечное и нервное напряжение. Во время занятий снижается нагрузка на позвоночник, гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму. Наряду с перечисленным, занятия аквааэробикой строятся на преодолении сопротивления воды, т.е. нагрузка на все группы мышц усиливается, что позволяет сформировать навык правильной осанки, укрепляя мышечный корсет. Преодоление телом сопротивления воды благоприятно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма и улучшает координацию движений. Гидростатическое давление создает массажный эффект.
Цель программы: содействовать общеукрепляющему эффекту и целенаправленному профилактическому и корригирующему воздействию на деформацию позвоночника, подготавливая детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к здоровому образу жизни и самосовершенствованию, увеличивая адаптационные возможности организма.
Задачи программы:
Повысить уровень работоспособности.
Способствовать укреплению мышечного корсета, стабилизации сколиотической дуги позвоночника.
Совершенствовать координационные способности вырабатывать двигательные навыки (ловкость, быстрота, выносливость.)
Оптимизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Улучшить психо-эмоциональное состояние, снятие психологической напряженности.
Создать оптимистическое настроение в многолетнем лечении.
Прививать жизненно важные и оздоровительно-гигиенические навыки.
Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, доброжелательность.
Формировать знания и умения в области новых фитнес технологий с целью выработки привычки здорового образа жизни.
Все задачи взаимосвязаны и способствуют гармоничному развитию личности.
Все упражнения аквааэробики подразделяются на 5 блоков:
1 блок – упражнения у неподвижной опоры (бортика бассейна)
2 блок – упражнения с плавательными досками
3 блок – упражнения с поддерживающими палками
4 блок – упражнения с поддерживающими поясами.
5 блок – упражнения с гантелями.
В каждый блок входит несколько групп упражнений на отдельные мышечные группы:
- на мышцы передней поверхности бедра,
- на мышцы задней поверхности бедра и ягодиц,
- на мышцы боковой поверхности бедра,
- на мышцы брюшного пресса,
- на мышцы рук и спины,
- на грудные мышцы.
В процессе занятий аквааэробикой решаются следующие задачи:
– укрепление здоровья,
– улучшение самочувствия,
– коррекция телосложения,
– повышение уровня работоспособности,
– тренировка кардио-респираторной системы,
– увеличение жизненной емкости легких,
– совершенствование координационных способностей,
– укрепление мышечного корсета,
– стабилизация и коррекция сколиотической дуги.
Организационно-методические указания
При вертебральной патологии урок лечебного плавания является неотъемлемой частью учебно-лечебного процесса, он направлен на укрепление здоровья, формирования двигательных навыков и подготовки учащихся к здоровому образу жизни.
Темы уроков согласуются между собой, определяется объем учебно-лечебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, подготовленности учащихся, возрастных особенностей, степенью сколиотической болезни и сопутствующих заболеваний.
Важнейшим требованием урока является дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся.
В начале учебного года каждый ученик осматривается педиатором, врачом-ортопедом, врачом ЛФК. Учащимся назначается план лечения, подбирается позы коррекции и индивидуальные упражнения, которые они выполняют на уроках лечебного плавания, даются ограничения нагрузки. В соответствии с этим строится урок и распределяется нагрузка.
При обучении двигательным действиям учителю необходимо правильно называть упражнения, точно их демонстрировать и своевременно исправлять ошибки.
Упражнения и задания с элементами аквааэробики используются с учетом направленности сколиотической дуги, наличия сопутствующих заболеваний и физиологических особенностей организма учащихся. Элементы фитнеса включаются в подготовительную и основную часть, в зависимости от темы урока и поставленных задач.
С целью повышения нагрузок можно:
- увеличить амплитуду движений,
- использовать упражнения с частой и быстрой сменой направлений,
- совершать движения руками и ногами в противоположных направлениях.
В связи с особенностями патогенеза сколиотической болезни при проведении урока аквааэробики в подготовительной, основной и заключительной частях урока широко используются дыхательные упражнения, с целью коррекции деформации грудной клетки, рассеивания нагрузки, увеличения жизненной емкости легких. Дыхательные упражнения выполняются на различной глубине и из различных исходных положений.
.
В 10-11-х классах возможно вводить один урок аквааэробики в неделю, так как учащиеся уже физически подготовлены и знают все комплексы упражнений. В подготовительной части урока можно использовать упражнения у неподвижной опоры, в основной части урока используются упражнения на все группы мышц средней интенсивности в медленном темпе, но с большим количеством повторений. Основной акцент направлен на укрепление мышц спины и живота для создания мышечного корсета. В заключительной части урока используются упражнения на растягивание мышц и профилактику плоскостопия.
В связи с тем, что ежегодно в каждый класс приходят новые учащиеся, в течение месяца уроки лечебного плавания проводятся на суше, чтобы все учащиеся находились на одном уровне физической подготовленности во время дальнейших занятий в бассейне. Для вновь поступивших учащихся проводится обучение упражнениям по освоению с водой и дыхательным упражнениям. Для ранее обучающихся детей данные занятия являются повторением и закреплением изученного материала.
Контроль эффективности осуществляется путем измерения показателей жизненной ёмкости легких. Измерения проводятся трижды: в начале учебного года, в середине и в конце, полученные показатели сравниваются и в среднем он увеличивается на 200-300 единиц. Также сравниваются показатели силовой выносливости – проводится тест, когда ученики за определенное время проплывают определенное количество бассейнов. Для каждого класса и учащегося существуют определённые нормативы. Как правило, к концу учебного года данный показатель увеличивается.
Система контроля предусматривает использование текущего и итогового контроля в форме зачетов с дифференцированной оценкой. Текущий контроль включает в себя работу на уроке, знание коррекции и правильное выполнение техники индивидуальных корригирующих упражнений и техники упражнений с элементами аквафитнеса. Итоговая оценка включает в себя теоретические знания, выполнение зачетных требований, составление комплекса упражнений с элементами аквафитнеса, правильность выполнения упражнений с элементами аквааэробики и динамики показателей жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ). Учащиеся оцениваются с учетом индивидуальных особенностей организма.
Существуют нормативы показателя жизненной емкости легких:
10класс- девушки – 2900ед., юноши – 3500ед.
11класс – девушки – 3200ед., юноши – 4000
Наряду со всем вышеперечисленным, на уроках применяются игры, которые способствуют развитию координации, ориентированию в пространстве и воспитывают чувство коллективизма и ответственности за команду.
При занятиях аквааэробикой необходимо соблюдать следующие правила:
- не входить в чашу бассейна без сигнала преподавателя,
- не брать инвентарь без команды учителя,
- спускаться в воду только по специальной лестнице,
- передвигаться по чаше бассейна только шагом.
Распределение учебного материала для 10-11 классов
68 часов (2часа в неделю)
№ п\п |
Наименование разделов программы |
Всего часов |
Форма контроля
|
Базовая часть |
|||
I |
Теоретические сведения |
3 ч |
|
II
|
Координационные способности: 1.Упражнения локального воздействия на все мышечные группы (с тубами. Плавательными досками, поясами в разгрузке позвоночника (аквааэробика) 2.Совершенствование плавания способом «брасс» на груди и на спине в полной координации в сочетании с правильным дыханием
|
14 ч
6 ч |
Текущий и оперативный контроль |
III |
Силовые способности: 1. Упражнения с подвижной опорой ( у бортика, лежа на груди и на спине – аквааэробика). Упражнения для рук, ног с утяжелителями с различными вариантами дыхания (аквааэробика) Плавание способом «брасс» на груди и на спине 500-600 м |
6ч
8ч
4ч |
Текущий и оперативный контроль |
Вариативная часть |
|||
IV |
Контроль физической подготовленности учащихся Специальные индивидуальные корригирующие упражнения Дыхательные упражнения Самостоятельная работа (составление комплексов упражнений с элементами аквааэробики)
|
5ч
10ч
8ч
4ч |
Периодический педагогический |
Содержание учебного материала для 10-11 классов
I триместр 24 часа |
II триместр 20 часов |
III триместр 20 часов |
ОРУ. Обучение работе рук и ног способом «брасс» в положении лежа . Коррекция и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения. Плавание способом «брасс» на груди и на спине в полной координации 200-300 м и по элементам до 100 м. Индивидуальные коррекционные упражнения. Упражнения в разгрузке позвоночника с малыми вертикальными нагрузками с тубами (поддерживающими палками) и с досками (элементы аквааэробики) Ныряние в длину и глубину за предметами по показаниям. Плавание с ластами и лопатками. Скольжение на технику с самовытяжением и в коррекции
Беседы: «Техника безопасности при занятиях лечебным плаванием и аквааэробикой». «Значение лечебного плавания и аквафитнеса в лечении сколиотической болезни, нарушений осанки, кифозе и кифосколиозе»
Зачеты: Корригирующие упражнения (контрольная работа). Дыхательные упражнения Скольжение с самовытяжением на груди и на спине. Скольжение в коррекции. Упражнение с тубами. |
Дыхательные упражнения. Совершенствование техники плавания способом «брасс» на спине и на груди до 200м. «Кроль» на груди и на спине ногами 6-8 раз по25м. Элементы «кроля» на груди и на спине (по показаниям). Индивидуальные коррекционные упражнения по назначению 300-400м. Упражнения в ластах. Упражнения у неподвижно опоры для ног. Упражнения для рук, ног с различными вариантами дыхания (задержка, согласованно с движениями, произвольно). «Брасс» с удлиненной паузой скольжения на груди. «Брасс» на время 25 м.
Беседы «Техника безопасности при занятиях лечебным плаванием и аквааэробикой» «Влияние плавания на нервную, эндокринную системы». «Взаимосвязь питания с физическими нагрузками»
Зачеты: Упражнения для мышц живота у бортика (элементы аквааэробики). Индивидуальные упражнения. «Брасс» на груди (плавание на выносливость). Упражнения с утяжелителями (гантели). |
Дыхательные упражнения на различной глубине и из различных исходных положений Индивидуальные коррегирующие упражнения. «Брасс» на груди и на спине 500-600м. Упражнения для мышц рук и верхнего плечевого пояса с утяжелителями (гантелями). Ныряние в длину 7-10м (по показаниям)
Беседы: «Техника безопасности при занятиях плаванием и аквааэробикой» «Взаимосвязь питания с физическими нагрузками». «Музыкальное сопровождение при занятиях аквафитнесом». «Коррекция телосложения в процессе занятий аквааэробикой»
Зачеты: «Брасс» на спине. Транспортировка утопающего. «Брасс» с удлиненной паузой скольжения. Дыхательные упражнения на глубокой части бассейна. Составление комплекса упражнений с элементами аквааэробики с учетом индивидуальных особенностей. |
Цели и задачи 10-11 классы
Цель: Совершенствовать технику выполнения упражнений по аквааэробике и принципы правильного дыхания.
Задачи:
Образовательные:
Овладеть техникой выполнения упражнений по аквааэробике без опоры, у неподвижной опоры, с предметами и без них.
Обучить составлению комплекса упражнений по аквааэробике и уметь провести занятие.
Выработать двигательные навыки (ловкость, выносливость).
Лечебно-оздоровительные:
Укрепить мышечный корсет.
Увеличить силовую выносливость мышц.
Увеличить жизненную емкость легких.
Совершенствовать навык правильной осанки.
Тренировать кардио-респираторную систему.
Способствовать коррекции сколиотической деформации позвоночника.
Воспитательные:
Способствовать формированию здорового образа жизни.
Воспитывать этику движений.
Развивать волевые качества.
Требования к учащимся:
- понимать принципы и ценности культуры здоровья;
- знать особенности физического, психического, социального, духовного здоровья и пути его сохранения;
- уметь оценивать эффективность и корректировать свою деятельность; контролировать физические и умственные нагрузки, основываясь на показателях функционирования систем организма и индивидуальных особенностях;
- знать особенности аквааэробики и их влияние на организм при сколиотической болезни, нарушении осанки.
- знать классификацию упражнений (без опоры, у неподвижной опоры, с тубами, с утяжелителями).
- знать и уметь правильно выполнять комплексы упражнений по аквааэробике, с учетом сколиотической деформации позвоночника и сопутствующих заболеваний.
- понимать значение гигиены и закаливания организма при занятиях фитнесом;
- уметь самостоятельно составить комплекс и провести занятие по аквааэробике с учетом индивидуальных особенностей;
- уметь объяснить роль и значение занятий аквафитнесом в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни;
- соблюдать правила травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах
- уметь определять уровень индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- уметь определять интенсивность и дозировку физической нагрузки.
Календарно-тематическое планирование по лечебному плаванию
10 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Номер урока |
Тема |
Дата проведения урока |
1. |
Техника безопасности в спортивном зале Правила поведения, санитарно-гигиенические нормы |
|
2. |
Характеристика подготовительных упражнений для плавания и техника их выполнения |
|
3. |
ОРУ Движения ногами, имитирующие плавание способом «брасс» сидя на скамейке |
|
4. |
ОРУ Движения ногами, имитирующие плавание способом «брасс» в положении лежа на скамейке, руки вверх с правильным дыханием |
|
5. |
ОРУ с элементами аэробики Движения руками, имитирующие плавание способом «брасс» с амортизаторами в положении лежа и стоя у шведской стенки в сочетании с дыханием |
|
6. |
ОРУ, Движения руками, имитирующие плавание способом «брасс» с амортизаторами в положении лежа и стоя у шведской стенки в сочетании с дыханием |
|
7. |
ОРУ с элементами аэробики. Ознакомление с коррекцией и корригирующими упражнениями |
|
8. |
ОРУ. Обучение на суше корригирующим упражнениям с амортизаторами в положении стоя и лежа |
|
9. |
Зачет: коррекция и корригирующие упражнения |
|
10. |
Техника безопасности и правила поведения в бассейне. Санитарно-гигиенические нормы. Проверка плавательной подготовленности и ранее изученных способов плавания |
|
11. |
Скольжение с самовытяжением. «Брасс» на груди и на спине в сочетании с правильным дыханием |
|
12. |
Разучивание техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики для укрепления мышечного корсета неподвижной опоры. «Брасс» на груди. |
|
13. |
Скольжение с самовытяжением. «Брасс» на спине |
|
14. |
Скольжение с самовытяжением. «Брасс» на груди с удлиненной паузой скольжения. |
|
15. |
Зачет: Скольжение с самовытяжением |
|
16. |
Совершенствование техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики для укрепления мышечного корсета у неподвижной опоры |
|
17. |
Тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем (плавание по времени). |
|
18. |
Круговая тренировка. Профилактика плоскостопия. |
|
19. |
Обучение индивидуальным упражнениям |
|
20. |
Закрепление техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики для укрепления мышечного корсета у неподвижной опоры. Индивидуальные упражнения |
|
21. |
Индивидуальные упражнения. «Брасс» на спине. |
|
22. |
Разучивание техники выполнения упражнений, направленных на укрепление мышц брюшного пресса в разгрузке позвоночника с тубами. «Брасс» с удлиненной паузой скольжения. |
|
23. |
Закрепление техники выполнения упражнений, направленных на укрепление мышц брюшного пресса в разгрузке позвоночника с тубами скольжение в коррекции на груди и на спине |
|
24. |
Зачет: Скольжение в коррекции на груди и на спине |
|
25 |
Совершенствование техники выполнения упражнений на укрепление мышц брюшного пресса. Игровые задания. |
|
26.
|
. Совершенствование техники выполнения упражнений на укрепление мышц брюшного пресса с тубами в разгрузке позвоночника. «Брасс» на спине. |
|
27. |
«Брасс» на спине. «Брасс» с удлинённой паузой скольжения. Скольжение в коррекции |
|
28. |
Зачет: техника выполнения упражнений на укрепление мышц брюшного пресса. |
|
29. |
Индивидуальные упражнения. Разучивание техники выполнения упражнений для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса. |
|
30. |
Индивидуальные упражнения. |
|
31. |
Зачет: Индивидуальные упражнения |
|
32. |
Закрепление техники выполнения упражнений для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса. «Брасс» на спине ив ластах. |
|
33. |
Свободное плавание. Игровые задания. |
|
34. |
Совершенствование техники выполнения упражнений для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса Скольжение коррекции |
|
35. |
Брасс» на груди и на спине с отягощением на руках |
|
36. |
Индивидуальные упражнения, совершенствование техники выполнения упражнений для укрепления мышц рук и плечевого пояса. |
|
37. |
Зачет: техника выполнения упражнений для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса |
|
38. |
Тренировка сердечно-сосудистой системы. Скольжение с самовытяжением |
|
39. |
Индивидуальные упражнения. Профилактика плоскостопия. |
|
40. |
Круговая тренировка |
|
41. |
Зачет: «Брасс» на спине |
|
42. |
Плавание способом руки «брасс», ноги – «кроль» с отягощением на руках и ластами на ногах |
|
43. |
Разучивание техники выполнения упражнений для укрепления мышц спины с утяжелителями. |
|
44. |
«Брасс» с удлинённой паузой скольжения. Элементы плавания способом «кроль» (по показаниям) |
|
45. |
Закрепление техники выполнения упражнений для укрепления мышц спины с утяжелителями, «брасс» с удлиненной паузой |
|
46. |
Круговая тренировка. |
|
47. |
Индивидуальные упражнения. Совершенствование техники выполнения упражнений для укрепления мышц спины и плечевого пояса с утяжелителями. |
|
48. |
Зачет: «Брасс» с удлиненной паузой скольжения |
|
49. |
«Брасс» на спине. «Брасс» с удлиненной паузой скольжения. |
|
50. |
Зачет: техника выполнения упражнений для укрепления мышц спины и плечевого пояса с утяжелителями. |
|
51. |
Тренировка сердечно-сосудистой системы, плавание отрезков по 100м. |
|
52. |
Обучение составлению и проведению комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета |
|
53. |
Индивидуальные упражнения. Плавание руки «стрелка»- ноги «кроль» на спине. |
|
54. |
Индивидуальные упражнения. Обучение составлению и выполнения комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета. |
|
55. |
«Брасс» на спине с отягощением на руках |
|
56. |
Зачет: составление и проведение комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета. |
|
57. |
Круговая тренировка. |
|
58. |
Зачет: Плавание на выносливость по времени. |
|
59. |
Индивидуальные упражнения. Скольжение в коррекции |
|
60. |
Индивидуальные упражнения. Разучивание техники выполнения упражнений с тубами для укрепления мышц внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра. |
|
61. |
Тренировка выносливости: плавание способом «брасс» на груди и на спине |
|
62. |
Закрепление техники выполнения упражнений с тубами для укрепления мышц внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра |
|
63. |
Совершенствование техники выполнения упражнений для укрепления мышц внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра. |
|
64. |
Индивидуальные упражнения. Эстафеты с предметами. |
|
65. |
Спасение утопающего, виды прикладного плавания |
|
66. |
Ознакомление с элементами синхронного плавания. |
|
67. |
Зачет: техника выполнения упражнений с тубами в разгрузке позвоночника для внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра |
|
68. |
Обобщение ранее изученного Эмоциональная разгрузка |
|
Календарно-тематическое планирование по лечебному плаванию
11 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Номер урока |
Тема |
Дата проведения урока |
1. |
Техника безопасности в спортивном зале. Правила поведения, санитарно-гигиенические нормы. |
|
2. |
Характеристика подготовительных упражнений для плавания и техника их выполнения. |
|
3. |
ОРУ. Движения ногами, имитирующие плавание способом «брасс» сидя на скамейке |
|
4. |
ОРУ. Движения ногами, имитирующие плавание способом «брасс» в положении лежа на скамейке, руки вверх с правильным дыханием |
|
5. |
ОРУ с элементами аэробики. Движения руками, имитирующие плавание способом «брасс» с амортизаторами в положении лежа и стоя у шведской стенки в сочетании с дыханием |
|
6. |
ОРУ, Движения руками, имитирующие плавание способом «брасс» с амортизаторами в положении лежа и стоя у шведской стенки в сочетании с дыханием |
|
7. |
ОРУ с элементами аэробики. Ознакомление с коррекцией и корригирующими упражнениями |
|
8. |
ОРУ. Обучение на суше корригирующим упражнениям с амортизаторами в положении стоя и лежа |
|
9. |
Зачет: коррекция и корригирующие упражнения |
|
10. |
Техника безопасности и правила поведения в бассейне. Санитарно-гигиенические нормы. Проверка плавательной подготовленности и ранее изученных способов плавания |
|
11. |
«Брасс» на груди и на спине в сочетании с правильным дыханием |
|
12. |
Разучивание техники выполнения упражнений у неподвижной опоры. «Брасс» с удлиненной паузой скольжения |
|
13. |
Скольжение с самовытяжением. «Брасс» на спине |
|
14. |
Скольжение. «Брасс» на груди и на спине |
|
15. |
Зачет: Скольжение с самовытяжением |
|
16. |
Закрепление техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики у неподвижной опоры |
|
17. |
Тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем |
|
18. |
Круговая тренировка |
|
19. |
Обучение индивидуальным упражнениям |
|
20. |
Совершенствование техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики у неподвижной опоры. Индивидуальные упражнения |
|
21. |
Зачет: техника выполнения упражнений с элементами аквааэробики у неподвижной опоры |
|
22. |
Разучивание техники выполнения упражнений, направленных на укрепление мышц брюшного пресса в разгрузке позвоночника с тубами. Скольжение на груди и на спине. |
|
23. |
Индивидуальнее упражнения. Скольжение в коррекции на груди и на спине |
|
24. |
Зачет: Скольжение в коррекции на груди и на спине |
|
25 |
Индивидуальные упражнения. Закрепление техники выполнения упражнений для укрепление мышц брюшного пресса |
|
26.
|
Индивидуальные упражнения, совершенствование техники выполнения упражнений для укрепления мышц брюшного пресса |
|
27. |
«Брасс» на спине «Брасс» с удлинённой паузой скольжения Скольжение в коррекции |
|
28. |
Зачет: техника выполнения упражнений на укрепление мышц брюшного пресса. |
|
29. |
Индивидуальные упражнения Обучение технике выполнения упражнений для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса с утяжелителями |
|
30. |
Индивидуальные упражнения |
|
31. |
Зачет: Индивидуальные упражнения |
|
32. |
Закрепление техники выполнения упражнений для укрепления мышц рук и верхнего плечевого пояса с утяжелителями «Брасс» на спине |
|
33. |
«Брасс» на груди и на спине скольжение в коррекции |
|
34. |
«Брасс» на спине совершенствование техники выполнения упражнений для мышц рук и верхнего плечевого пояса с утяжелителями |
|
35. |
Брасс» на груди и на спине с отягощением на руках |
|
36. |
Индивидуальные упражнения. Разучивание техники выполнения упражнений для укрепления мышц спины и плечевого пояса с утяжелителями. |
|
37. |
Индивидуальные упражнения. |
|
38. |
Тренировка сердечно-сосудистой системы. Скольжение с самовытяжением |
|
39. |
Индивидуальные упражнения. Профилактика плоскостопия. |
|
40. |
Круговая тренировка |
|
41. |
Зачет: «Брасс» на спине |
|
42. |
Плавание способом руки «брасс», ноги – «кроль» с отягощением на руках и ластами на ногах |
|
43. |
Закрепление техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики для укрепления мышц спины и плечевого пояса с утяжелителями. |
|
44. |
«Брасс» с удлинённой паузой скольжения. Элементы плавания способом «кроль» (по показаниям) |
|
45. |
Индивидуальные упражнения. Совершенствование техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики для укрепления мышц спины и плечевого пояса с утяжелителями. |
|
46. |
Индивидуальные упражнения |
|
47. |
Круговая тренировка |
|
48. |
Зачет: «Брасс» с удлиненной паузой скольжения |
|
49. |
«Брасс» на спине. |
|
50. |
Зачет: техника выполнения упражнений с элементами аквааэробики для укрепления мышц спины и плечевого пояса с утяжелителями. |
|
51. |
Эстафеты с предметами |
|
52. |
Плавание в ластах- руки в коррекции на груди и на спине |
|
53. |
Индивидуальные упражнения |
|
54. |
Индивидуальные упражнения. Обучение техники выполнения комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета. |
|
55. |
«Брасс» на спине с отягощением на руках |
|
56. |
Закрепление техники выполнения комплекса упражнений для укрепления мышечного корсета |
|
57. |
Круговая тренировка |
|
58. |
Зачет: плавание на выносливость повремени 15м |
|
59. |
Совершенствование техники выполнения упражнений для укрепления мышечного корсета |
|
60. |
Индивидуальные упражнения. Обучение составлению и выполнение комплекса упражнений с элементами аквааэробики с тубами в разгрузке позвоночника для укрепления мышц внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра |
|
61. |
Тренировка выносливости: плавание способом «брасс» на груди и на спине |
|
62. |
Эстафеты: спасение утопающего, освобождение от захватов. |
|
63. |
Обучение составлению и закрепление выполнения комплекса упражнений с элементами аквааэробики с тубами в разгрузке позвоночника для укрепления мышц внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра. |
|
64. |
Индивидуальные упражнения |
|
65. |
Совершенствование техники выполнения упражнений с элементами аквааэробики с тубами в разгрузке позвоночника для внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра. |
|
66. |
Обобщение ранее изученных способов плавания |
|
67. |
Зачет: составление и выполнение комплекса упражнений с элементами аквааэробики с тубами в разгрузке позвоночника для укрепления мышц внутренней, наружной, передней и задней поверхности бедра |
|
68. |
Подведение итогов Игровые задания |
|
Материально-техническое оснащение:
Бассейн длина – 25м
Ширина – 9,5м ( 3 дорожки)
Глубина мелкой части – 80см
Инвентарь:
- стойки для инвентаря
- плавательные доски
- поддерживающие пояса
- обручи
- мячи
- тубы
- утяжелители (гантели поролоновые)
- ласты
- лопатки для рук
Список литературы:
Булатова М.М., Сахновский К.П. Плавание для здоровья. Киев: Здоровье, 1988. – 136 стр.;
Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом: уч. пособие./ М.: Здоровье, 1998. – 38 стр.;
Казьмин А. И. Сколиоз./ Казьмин А. И. и др. – М.: Медицина, 1981 – 272 стр.;
Каптелин А.Ф., Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии, М.: Медицина, 1986 – 224 стр.;
Кууз Р. В. Методика применения упражнений локального воздействия при проведении занятий плаванием: уч. пособие/С-Пб., 1999 – 28 стр.;
Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, Киев: Здоровье, 1980 – 143 стр.;
Тихомирова И., Аквафитнес, С-Пб.: Питер, 2005 – 128 стр.
Физическая реабилитация//[под общ. ред. С. Н. Попова] – Ростов: Феникс, 2005 – 608 стр.;
Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата//[под общ. ред. Н. А. Гросс] – М.: Советский спорт, 2000 – 224 стр.;
Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой: автореф. дисс. канд. пед. наук: С-Пб., 1997 – 22 стр.
http://www.kimberlyland.ru/fitness/aqua_aerobics.htm
Приложение 1
Перечень упражнений, входящих в занятия по аквааэробике без предметов:
Упражнения без опоры (для мышц рук, плечевого пояса и туловища):
И.п. – основная стойка, руки вперед, ладони внутрь;
«Ножницы» руками в горизонтальной плоскости
И.п. – основная стойка;
Круговые вращения плечами назад;
Приставные шаги
Приставные шаги с наклоном вперед руки в стороны;
Выпад в сторону руки в стороны;
И.п. - стойка ноги врозь, стопы параллельно, руки перед грудью;
Присед, руки вперед.
Упражнения с подвижной опорой с предметами (плавательные доски, тубы):
Упражнения для мышц передней поверхности бедра (тубы)
И.п. – упор на руках :
«Ножницы» ногами вертикальной плоскости;
«Ножницы» ногами в горизонтальной плоскости;
И.п. – упор на руках углом:
«Велосипед»;
Одновременные сгибания и разгибания ног;
Разведение ног в стороны.
Упражнения для мышц живота.
И.п. – упор на руках углом, ноги вперед;
Поднимание и опускание таза;
Разведение ног в стороны;
Смена положения ног.
И.п. - упор на руках
Подтягивание коленей к животу;
Упражнения с поддерживающими поясами.
И.п. – основная стойка;
Бег;
Бег с высоким подниманием бедра;
Бег с захлестом голени;
Ходьба ;
«Велосипед»;
«Ножницы» ногами в горизонтальной плоскости;
«Ножницы» ногами в вертикальной плоскости.
Данные упражнения можно выполнять, меняя амплитуду движения.
Все упражнения выполняются в сочетании с правильным дыханием или выдохами в воду, что способствует развитию дыхательной системы и увеличению жизненной емкости легких.
Это небольшой перечень упражнений, который используется на занятиях лечебного плавания Данные упражнения можно использовать с утяжелителями (гантелями), также изменять количество, повторений амплитуду движения и интенсивность в зависимости от возрастных особенностей степени подготовленности и степени сколиотической болезни.
Приложение 2
Игры, применяемые на уроках лечебного плавания в старших классах.
«Мяч в воздухе»
Сценарий игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавая соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды - проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.
«Спрячься в воду»
Сценарий игры. Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу. По ходу игры темп вращения мяча меняется- то очень медленно к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности учеников. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры – выполнять погружения с выдохом в воду.
Задача игры – совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.
«Плыви, мяч!»
Сценарий игры. Ученики активно дуют на плавающие мячи, подвигая их согласно заданию: мяч должен плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т.д.; чей мяч быстрее достигнет установленной отметки, тот считается победителем ( с учетом коррекции).
Задача игры- обучение активному выдоху.
«Торпеды»
Сценарий игры. По сигналу участники двух команд принимают исходное положение и выполняют скольжение на груди по очереди. На расстоянии находится водящий с мячом. Побеждает та команда, в которой больше участников смогут дальше проскользить, как «торпеда» и достигнуть мяча.
Правила игры. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные условиями игры ( с учетом степени сколиоза и направленности дуги)
Задача игры - освоение и совершенствование скольжений.
«Вышибалы»
Сценарий игры: Выбираются двое ведущих, которые встают с двух сторон бортика. Остальные дети встают в центре. Задача ведущих (вышибающих): перебрасываясь мячом, попасть им в игроков, находящихся в центре. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться от мяча.
Правила игры:
1.Игрок, которого выбили, выбывает из игры (отходит в сторону). Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки.
2.Ловить мяч можно только на лету.
3. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру.
4. Когда в команде « вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет.
5. В случае удачи вся команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
Есть также несколько условий (вариаций) кидания мяча:
а) «свечка». Один из ведущих громко говорит «свечка» и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительное очко (свечка). Игрок может поделиться им с уже выбывшим игроком.
б) «бомба». Один из ведущих громко кричит «бомба» и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на дно. Если мяч упадет на игрока – он выбывает из игры.
« Баскетбол»
Инвентарь: 1 мяч, 2 кольца
Предварительная подготовка. Устанавливаются 2 плавающих кольца. Делим учащихся на две команды.
Ход игры. Игроки каждой команды должны забить мяч в противоположное кольцо.
Правила игры. Игра начинается со сбрасывания мяча. Броски мяча осуществляются только двумя руками. Плавание - ноги «брасс».
Продолжительность игры зависит от целей и задач урока.
«Волейбол»
Варианты:
а) волейбол в кругу
б) волейбол через сетку.
Подача и передача мяча осуществляется только двумя руками сверху.
«Водное поло»
На бортике организуются ворота. Учащиеся делятся на две команды. Игроки противоположной команды забивают мяч в ворота.
Разработанный комплекс игр с мячом при занятиях лечебным плаванием призван вызвать заинтересованность учащихся в укреплении мышечного корсета и опорно-двигательного аппарата, а также способствует поднятию эмоционального настроя, развитию ловкости, координации, внимания, воспитывает чувство коллективизма.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Истомина Марина Николаевна
→ marina_istomina 12.09.2012 1 3721 581 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.