Физкультурно-оздоровительная работа по охране и укреплению здоровья в системе образования, физической культуры и спорта
Решетник Сергей Григорьевич
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №1
с углублённым изучением отдельных предметов
г.Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Физкультурно-оздоровительная работа по охране и укреплению здоровья в системе образования, физической культуры и спорта.
Физкультурно-оздоровительная работа по охране и укреплению здоровья в системе образования - рассматривается сегодня на всех уровнях и во всех аспектах. Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне. За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни. Тесно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа открывает большой простор для повышения общефизической и спортивной подготовки школьников, развития у них устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В системе этой работы организуются спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристические походы, спортивные праздники.
Вместе с тем, даже самые лучшие программы, внедряемые в школе, не смогут решить проблемы без изменения отношения самих учеников и их родителей к урокам физической культуры и занятиям спортом. Мотивация занятий физкультурой и спортом - вот серьезный вопрос, который сегодня решается на всех уровнях. За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений.
Не является исключением и город Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа ведется в шести учреждениях детского дошкольного образования, шести средних общеобразовательных школах города и очно-заочной средней школе. В учреждениях образования реализуются программы по дополнительному образованию физкультурно-оздоровительного направления. Однако используют ли на полную мощность школы свои возможности? По всей видимости, нет. Ежегодно в соответствии с тарификацией определяется количество часов выделенных для реализации того или иного направления. И вот тут выявляется одна из проблем организации физкультурно-оздоровительной работы. Как правило, приоритетным, для определения количества учебных часов дополнительного образования уже существующей спортивной секции, является не имеющееся количество групп (или возможность их организации) и год обучения, а педагогическая нагрузка учителя физической культуры. При значительной педагогической нагрузке у данного учителя за счет обязательных уроков физкультуры, количество часов на дополнительное образование отводится меньше, либо выделены в недостаточном количестве для полноценной организации работы спортивных групп. Тем самым образовательное учреждения поступающее таким образом вместо результата приобщения детей к занятиям спортом, наоборот отталкивают их от этого, так как нарушается принцип систематичности и последовательности. А ведь ещё основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен, отмечал, что для того чтобы десять человек занимались физической культурой, надо чтобы один человек занимался спортом.
К учреждениям дополнительного образования спортивного направления в городе Пыть-Яхе относятся: Детско-юношеская спортивная школа, Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, Детско-юношеская спортивная школа «Айкидо-реал» и Центр детского творчества. В детских учреждениях развивается 11 спортивных видов: Айкидо-127 человек - воспитанников
Баскетбол-25 человек
Бокс-170 человек
Волейбол-87 человек
Вольная борьба-279 человек
Дзюдо-65 человек
Лыжные гонки-126 человек
Пауэрлифтинг-82 человек
Рукопашный бой-71 человек
Аэробика-51 человек
Футзал-195 человек
Итого в спортивных секциях города занимается 1278 детей. В том числе:
в спортивно-оздоровительных группах - 336 человек,
в группах начальной подготовки -604 человека;
в учебно-тренировочных группах- 228 человек;
в группах спортивного совершенствования - 42 человека,
в группе высшего спортивного мастерства - 8 человек.
Вопрос о том, как пробудить интерес у подростков к занятиям физической культурой и спортом волнует многих людей. Однозначного ответа на этот вопрос не найти. Можно только проанализировать и попробовать разобраться, в чём же причина низкой посещаемости спортивных и кружков и секций.
Рассматривая причины низкой заинтересованности в спортивных занятиях детей на примере г.Пыть-Яха, нельзя не учитывать особенности малых северных городов. А это в первую очередь суровые климатические условия и как следствие гиподинамия - проведение свободного времени в домашних комфортных условиях: у компьютера, телевизора, мобильного телефона. Малая площадь и компактность города, расположение социальных объектов внутри жилых микрорайонов, порождает ленивую привычку не передвигаться на большие расстояния, используя рейсовый транспорт, а выбирать социальные объекты для занятий в свободное время в шаговой доступности. От расположения спортивной секции в том или ином микрорайоне, порой напрямую зависит, какой контингент будет ее посещать. И в этой проблеме чаще всего решающую роль играют родители, которые в первую очередь выбирают секцию, находящуюся ближе к дому. Личный пример родителей играет важную роль в формировании отношения к физкультуре и спорту. Если сами родители ведут здоровый образ жизни, приобщены к активному отдыху, организуют лыжные прогулки, посещают бассейн, выезжают как туристы на рыбалку и пикники, то и дети будут стремиться к тому же.
Что и кто может побудить в ребенке желание заниматься физкультурой и спортом регулярно и систематически?
Привлечь на занятие в спортивную секцию ребенка не трудно, а вот привить детям любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом очень сложно.
О чем неумолимо твердит статистика. По итогам 2011 года из 1278 детей занимающихся в спортивных секциях города Пыть-Яха 1142 человека – в возрасте до 14 лет и только 387 человек - старше 14 лет.
Часто можно слышать изречение от уже взрослых людей: "Как жаль, что я не занимался раньше спортом." Какие же причины могли помешать занятиям физической культурой и спортом в своё время?
Может быть, виноваты преподаватели, которые не смогли вовлечь ребёнка в спортивную секцию, когда он нуждался в большей двигательной активности, или родители, которые не поддержали его в этих помыслах, или же друзья, с которыми лучше и интересней общаться, а не испытывать большие физические нагрузки на спортивных тренировках? На этот вопрос однозначного ответа, наверное, нет. Но если учесть все факторы, которые могут отталкивать ребёнка от занятий спортом, можно добиться хороших результатов.
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба
Конечно же руководящая роль ложится на тренера, которому необходимо убедить, поддержать ребёнка, а не оттолкнуть его от себя и от занятий спортом. Более наглядно можно рассмотреть существующие проблемы на примере конкретной секции школьного волейбола.
Волейбол является командным видом спорта. А все командные виды спорта развивают в ребенке социальное мышление, учат работать с группой, что поможет в дальнейшем легко адаптироваться в обществе. Любая спортивная команда - это сплочённый коллектив, в котором вырабатываются такие качества, как дружба, уважение друг к другу, честность, справедливость. Роль тренера в этом процессе - дать возможность каждому ребёнку развиваться индивидуально, а это большой, кропотливый труд. В процессе работы с детьми в одной группе часто оказываются дети одного возраста, но различной физической, интеллектуальной, волевой подготовки. Чаще всего большая часть детей имеет слабые и средние способности. Необходимо иметь постоянную «обратную» связь с учениками, своевременно применять методы поощрения, подробно разбирать изучаемый материал. Все это должно способствовать повышению самооценки занимающихся.
Сами школьники отмечают следующие факторы, привлекающие их в тренировочные секции:
получать удовольствие;
развивать свои физические способности;
приобретать друзей;
всегда быть в спортивной форме.
Таким образом, командный дух, друзья, положительные эмоции, взаимопонимание с тренером, смена вида тренировочной работы – все это создает позитивное настроение у школьников.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Например, на занятиях волейбольной секции самостоятельное проведение учащимися разминки, направленной на развитие тех или иных двигательных качеств в соответствии с задачей, поставленной тренером. Или работа с новичками, когда учащимся-«старожилам» поручается продемонстрировать и отработать тот или иной технический элемент с новичком.
Наивысшей формой самостоятельности учащихся является выполнение ими общественных поручений. Устойчивость мотивов общественной работы во многом зависит от удовлетворения учащихся этой работой. Даваемое школьнику поручение должно иметь общественную значимость и целесообразность. Так например, с целью контроля посещаемости волейбольной секции учащиеся ведут «Экран посещаемости», что является важным фактором для всей спортивной команды.
Мало кто из ребят не хочет уметь как можно больше. На это, например, ориентируется тренер, когда дает задания, направленные на развитие силы и выносливости. Однако школьников отпугивает интенсивная тренировка, они легко капитулируют перед трудностями. Как изменить это – серьезная педагогическая проблема. Давать задания, при выполнении которых встречаются трудности и, следовательно, требуются выдержка и упорство, – вот необходимые условия. А что касается мотивации, то мы уже назвали ее основные пути. Здесь же нужно подчеркнуть: следует, развивая такие качества личности учащихся, как память, сила воли, самодисциплина, объяснять школьникам значение данных качеств в жизни человека. В этом же заключается и часть нравственного воспитания. Очень важно убедить каждого школьника на его собственном опыте в том, что он сам обладает такими возможностями и что самовоспитание стоит того, чтобы им заниматься. Занятия в, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в секции, но и в жизни вообще.
Литература:
О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации: Приказ МО России, Минздрава России, Госкомспорта и РАО от 16. 07. 02 г. № 2715/227/166/19 // Вестник образования. – 2002. – № 18.
Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях севера Я. 1996г.
Теория и практика физической культуры 2002г. №9,10,11,12.
Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка 2000г. №4,7.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Решетник Сергей Григорьевич
→ serega-86 18.10.2012 0 3835 854 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.