Электронные экзаменаторы
Электронные экзаменаторы
Использование дидактических возможностей современного компьютера развивает образное и пространственное мышление, дает возможность в динамике рассмотреть процессы, исследование которых требует дорогостоящего оборудования. Однако, анализ существующих программных средств на рынке современного ПО показал, что не все производители эффективно используют возможности современных компьютеров.
«Экзаменатор» - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.
Программу можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения квалификационных испытаний внутри фирм и предприятий, и даже в домашних условиях для проверки знаний собственного ребенка! Программа проста в использовании и имеет дружественный интерфейс. Для самых любопытных имеется подсистема помощи с самой подробной информацией.
В данном пункте рассматривается пример электронного экзаменатора по информатики. Данное электронное средство взято из Интернет ресурса «Форум. Молодые учителя».
Анализ позволит выявить принципы построения экзаменатора.
«Экзаменатор» может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных учащихся и их результатов, формируются различные отчеты.
«Экзаменатор» состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя.
Обучающая часть программы состоит из раздела “материал” и частично из раздела «тестирование» (Рис. 1).
Рис.1. Обучающая часть программы
В разделе «материал» находится текстовое изложение пяти глав учебного материала.
Глава 1 состоит из двух частей, в первой описываются основные понятия о представлении информации в компьютере, а также о том на каких базовых принципах строится его работа.
Во второй части изложена информация о представлении букв и цифр в персональном компьютере.
В главе 2 раздела, материал описывается устройство микропроцессора ПК, а также представлена ознакомительная информация по BIOS.
Рис. 2. Глава учебника
Текст для разделов находится в формате RTF и загружается в программу (Рис. 2). Для каждой главы существует свой RTF файл, названный в соответствии с номером главы.
В главе 3 происходит знакомство с важными особенностями включения и работы компьютера, а также дается подробная информация об операционных системах.
Глава 4 посвящена стандартным утилитам Windows и работе в сети. Подробное описание дается для каждой из утилит, поскольку многие начинающие пользователи после покупки компьютера не имеют представления о том как пользоваться даже самыми простыми программами, даже теми, которые включены в стандартный набор программ Windows, уже не говоря об установке программ извне и работе с ними. Поэтому важно чтобы каждый пользователь, прошедший обучение по этому пособию имел знания о том, как работать со стандартными утилитами Windows. Во второй части главы изложены основные понятия о работе в сети.
Глава 5 целиком посвящена семейству программ Microsoft Office (Рис. 3). Однако, подробное описание дано лишь для Microsoft Office Word, поскольку умение работы с этим программным продуктом стандартно необходимо для использования компьютера в образовательных целях, остальные члены семейства Microsoft Office имеют гораздо более специализированный характер. Поэтому о них рассказывается, что называется в двух словах.
Рис. 3. Глава Microsoft Office
Навигация по главам осуществляется посредством простого нажатия левой кнопки мыши в поле слева от номера главы (Рис. 4).
Рис. 4. Навигация
Материал – это раздел, в котором в текстовой форме отображено содержание учебной программы курса. Кроме раздела “материал” в обучающей часть входит раздел “тестирование”.
При выборе в главном меню пункта “тестирование”, производится процесс авторизации.
Рис. 5. Авторизация
В предложенной форме необходимо ввести свою фамилию и группу, а так же пароль. (Рис.5) Пароль необходим для того, чтобы результатами одного конкретного студента не мог бы воспользоваться посторонний человек. Если тест выполняется человек первый раз садится за тестирование и в базе нет его фамилии, группы и пароля, то появляется сообщение:
Рис. 6. Создание учетной записи
При ответе «Да» программа автоматически создаст в таблице результатов запись с введенными фамилией, группой и паролем.
Количество тестов соответствует количеству глав раздела «материал», но тесты открываются по мере их прохождения, нельзя не сдав первый тест перейти ко второму, кроме того, даже пройдя тестирование по главе с результатами ≥ 40% правильных ответов, возможность перейти к тесту следующей главы появится только после прохождения экзамена по данной главе (Рис.6).
Рис. 7. Тест к главе
Таким образом, тестирование проводится по ряду вопросов для конкретных глав (Рис. 7). Вопросы выбираются из базы произвольно. При неправильном ответе программа выдает сообщение:
Рис. 8. Результат ответа
При нажатии на «повторить материал» программа переводит обучаемого в раздел «материал» на ту главу, по которой проводится данное тестирование (Рис. 8). После повторения материала обучаемый возвращается в режим тестирования. Он не имеет возможности ответить на последний заданный ему программой вопрос, поскольку тогда была бы велика вероятность, что студент сможет получить 100% правильных ответов даже с нулевыми знаниями, так как он просто-напросто будет находить в тексте правильный ответ на конкретный вопрос, отвечать правильно и в результате не получать никаких знаний из курса.
В результате тестирования выдается сообщение с результатом, отрицательным – если вы набрали менее 40% правильных ответов в таком случае следует заново повторить материал и снова приступить к тестированию; или положительным, если набрано 40% или более правильных ответов (Рис. 9):
Рис. 9. Результат теста
Тогда можно смело перейти к выполнению экзамена по данной главе.
В экзаменационную часть также входят вопросы по соответствующим главам учебника, однако здесь, в отличие от тестирования, нельзя вернуться в раздел «материал» для повторения. После прохождения экзамена снова выдается форма результата. Здесь, также как и при обучающем тестировании, для успешного завершения необходимо получить от 40% правильных ответов. В этом случае обучаемый получает доступ к тестированию по следующей главе.
Рис. 10. Выбор теста
Соответственно, после удачного выполнения тестовой части главы 2, обучаемый получает доступ к экзамену по главе 2, а после удачного выполнения экзамена по главе 2 он получает доступ к тестированию главы 3 и так далее (Рис. 10).
После успешного выполнения последнего (пятого) экзаменационного теста выдается сообщение, в котором кроме информации о набранных баллах по последнему тесту, дается еще информация по итоговому баллу (Рис. 11).
Рис. 11. Результаты
Для того чтобы просмотреть результаты прошедших какие-либо тесты студентов, необходимо выбрать «Результаты» в главном меню (Рис. 12).
Рис. 12. Результаты
При нажатии на «Результаты» появляется окно, в котором необходимо ввести пароль для входа. Знать пароль должен преподаватель (Рис. 13).
Рис. 13. Авторизация
В случае, если информация о действующем пароле стала известна большему числу людей, чем необходимо, преподаватель может изменить пароль, для этого просто надо ввести действующий пароль в графу «Пароль» и пароль, на который преподаватель хочет заменить действующий в графу «Новый пароль» (Рис. 14).
Рис. 14. Замена пароля
Основным назначением таблицы результатов, помимо вывода информации об успеваемости конкретного учащегося, является контроль содержания учебного материала пособия, в результате которого может проводится коррекция. Сущность этого состоит в том, что уровень сложности каждого теста должен соответствовать уровню знаний, которые может получить студент по конкретной главе. К примеру, если из ста человек в таблице результатов в тестировании по главе 3 десять человек имеют минимальное количество баллов, а остальные девяносто имеют хорошие и отличные результаты, то это говорит лишь о том, что те десять человек плохо усвоили учебный материал. А если из ста человек, девяносто имели в тестах во всех главах кроме третьей хорошие и отличные результаты, а в третьей у большинства из них результаты ниже среднего, то это говорит о том, что материал, изложенный в главе 3 либо непонятно изложен, либо мало соответствует тестовым заданиям по этой главе.
На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения.
Отсюда следует вывод, что программы-экзаменаторы являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
→ Надежда_Лукиянова 11.11.2013 0 3216 707 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.