Дополнительная образовательная программа "Специальная медицинская группа"; 1-4 классы
Дополнительная образовательная программа «Специальная медицинская группа» на 2011- 2012 учебный год, составлена в соответствие с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) и основывается на «Программу физкультурных занятий в специальной медицинской группе 1-11 классы», Т.В.Дараева, Н.В.Коновалова, М.Ю.Ушакова, 2010г.
В соответствии с Учебным планом по дополнительному образованию на 2011-2012 уч. год уроки проходят 1раза в неделю, в год 35 часов. Реализация рабочей учебной программы рассчитана на 1 учебный год.
Данная дополнительная образовательная программа «Специальная медицинская группа» направлена на формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа дополнительного образования в специально-медицинской группе должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Данная дополнительная образовательная программа «Специальная медицинская группа» направленная на создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование необходимой технической помощи, проведение групповых занятий.
Главной целью дополнительной образовательной программы «Специальная медицинская группа» является:
Развитие двигательной активности и сохранение здоровья учащихся отнесенных к специальной медицинской группе, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Также на уроках в специально-медицинской группе решаются ряд задач направленные на формирование, у занимающихся представления нужности и необходимости в их проведении:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе основного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
оздоровительные - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
гигиенические – знание ЗОЖ, режима и распорядка дня, система правильно питания;
воспитательные – формирование здоровой личности, совершенствование волевых и нравственных качеств, развитие чувства товарищества и коллективизма, повышение дисциплины и воспитание ответственности;
функциональные;
коррекция ОДА – формирование красивой осанки и мышечного корсета, укрепление голеностопа;
образовательные – обогащение учащихся знаниями в области физической культуры, овладение программой;
Концепция программы:
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному), поэтапность, учет психофизиологических и возрастных особенностей, индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность, а так же опирается на новейшие современные педагогические идеи. В том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это и пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Организация учебных занятий
Прием в группы СМГ ведется круглогодично. Занимающиеся
зачисляются в группу по медицинским справкам с сопутствующим диагнозом и указанием специальной медицинской группы. Возраст занимающихся: 1-4 классы.
Занятия в специально-медицинской группе проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу (40 мин.), 35 часов в год. Объем нагрузки соответствует возрастным особенностям.
Кроме занятий в специально-медицинской группе, занимающимся рекомендуется выполнять индивидуальные задания учителя для совершенствования отдельных элементов техники и физической подготовки.
Объем и характер упражнений определяются в зависимости от уровня общефизической подготовки, возраста, физического развития и уровня здоровья.
Организация дополнительного образования МБОУ ООШ №30 в дни отмены занятий проводиться следующим образом:
во время актированного дня, проводиться на основании расписания на данный день, согласно положению «Об организации учебно-воспитательного процесса в актированный день» от 16.11.2011 №430.
во время карантина проводиться на основании расписания на данный день, согласно Постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре №10 от 27.09.2011 г., приказа Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры №800 от 2.09.2011 г. "Об организации мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезоне 2011-2012 гг. и на основании мониторинга за ростом заболеваемости ОРВИ.
Методы и формы проведения урока
Проведение уроков в специальной медицинской группе проходят различными способами: игровая форма проведения урока – когда урок проводится способом игры; поточный способ – непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок; раздельный способ проведения – внешним признаком является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса; круговой способ;
Для развития физических качеств ОРУ осуществляются различными методами:
метод повторных усилий;
метод больших усилий;
метод динамических усилий;
метод изометрических усилий;
метод пассивных движений;
комбинированный метод.
Все эти методы применяются к отдельным комплексам в зависимости от поставленных задач и целей урока.
Помимо традиционных ОРУ на уроках по физической культуре в специальной медицинской группе применяются различные методики нетрадиционных видов гимнастики и элементы видов спорта. К таким видам можно отнести ритмическую гимнастику, стретчинг (методика развития гибкости и статических упражнений, дыхательную гимнастику. Уроки дают определенную нагрузку на формирование правильной осанки у учащихся, укрепление опорно-двигательного аппарата, придает уроку эмоциональную окраску, даст определенные знания и умения в использовании этих средств в самостоятельных занятиях, профилактике болезней и улучшении здоровья после окончания школы.
Методы и приемы на занятиях в специальной-медицинской группе:
словесный метод – слово педагога помогает понять содержание материала в полной мере, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Объяснение, пояснение, беседа;
метод практичной деятельности – конкретная деятельность школьников рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в систематических упражнениях;
игровой метод.
Дают возможность понять нужность двигательного режима на правильный и здоровый образ жизни; формируют привычку самостоятельного применения физических упражнений в повседневной жизни; это возможность научиться правильно выполнять и дозировать получаемую нагрузку на уроках; а также формируют устойчивый интерес к физической культуре.
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
К индивидуальным достижениям обучающихся, подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основные направления и содержание деятельности
В спортивно-оздоровительных группах массового обучения ведущими факторами являются: увлеченность детей, интерес, желание заниматься физической культурой.
В СМГ выделяют ряд разделов:
Порядко-строевые упражнения;
Легкая атлетика;
Аэробика;
ЛФК;
Гимнастика;
Акробатика;
Единая рационально построенная система включает конкретные задачи для всех периодов этапа предварительной подготовки, средства и методы воздействия, а также критерии, по которым оцениваются изменения двигательных качеств и техники исполнения.
В программу дополнительного образования «Специальная-медицинская группа» входят следующие разделы: гимнастика, акробатика, баскетбол, легкая атлетика, ЛФК.
На уроках по физической культуре в специальной медицинской группе применяются различные средства, приемы, формы и методики проведения урока.
Одним из главных средств применяемых на уроках физической культуры в специальной медицинской группе являются ОРУ (общеразвивающие упражнения) – движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, формирование опорно-двигательного аппарата.
Кроме того, ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания.
Психологическая подготовка
В основе психологической подготовки лежат с одной стороны, психоло-гические особенности вида спорта, с другой - психические особенности ребенка. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена высоких результатов.
В психологической подготовке можно выделить:
базовую психологическую подготовку;
психологическую подготовку к учебному процессу;
Базовая психологическая подготовка включает:
развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения;
развитие профессионально важных способностей - координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;
формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности);
формирование умения регулировать психологическое состояние, противостоять неблагоприятным воздействиям.
профилактика перенапряжений.
Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
Ожидаемые результаты и способы, определения их результативности
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками двигательных действий, что позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
В начале и в конце учебного года проводиться тестирование физической подготовленности учащихся, на основании которого можно отслеживать уровень физического развития учащегося:
поднимание и опускание корпуса (пресс);
сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание);
челночный бег 4х5м;
приседание;
прыжок в длину;
Инвентарь
волейбольные мячи;
степы;
гимнастические палки;
скакалки;
обручи;
Требования учащихся к урокам по физической культуре в специальной медицинской группе
К концу учебного года учащиеся должны обладать рядом знаний и навыков:
знать понятия «здоровье», «гигиена», ЗОЖ – здоровый образ жизни, АФК – адаптивная физическая культура, двигательный режим;
правильно выполнять упражнения для определенной группы мышц, знать его механизм воздействия на организм;
выполнять упражнения под счет и в такт с остальным коллективом;
уметь самостоятельно составлять комплексы на определенную группу мышц;
уметь правильно дышать – диафрагмальное дыхание (дыхание животом);
иметь навык самостоятельного контроля за своим здоровьем;
Знать различные исходные положения и стойки.
Контролировать и регулировать функции организма при выполнении физических упражнений;
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках физической культуры.
Учебно-тематическое планирование по дополнительной образовательной программе
«Специальная медицинская группа» на 2011-2012 у.г. преподаватель Новорусова И.Б.
№ |
Разделы подготовки для СОГ
|
Практика |
Теория |
1. |
Техника безопасности и правила поведения на уроках физической культуры в специально медицинской группе. |
- |
4 |
2. |
Общая и специальная физическая подготовка: Гимнастика Акробатика Аэробика ЛФК Легкая атлетика |
5 4 6 10 4 |
- |
3. |
Сдача контрольных нормативов физической подготовленности |
2 |
- |
|
Общее количество часов |
31 |
4 |
|
ИТОГО: |
35 часов. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новорусова Ирина Борисовна
→ Иришко1 03.01.2012 1 6275 1220 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.