Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры; 5 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа для учащихся 5 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидатпедагогических наук А.А. Зданевич.Москва «Просвещение», 2008г., учебник Лях В.И. «Физическая культура 5-9 классы, издательство «Просвещение»), в соответствие с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и региональными нормативными документами.

Программа определяет инвариантную (обязательную) и вариативную части учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение из расчёта трёх часов в неделю в 5 классе.

Программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.

Особенностью программы является увеличение часов на спортивные игры и включение в каждый урок подвижных игр, соревновательно-игровых упражнений.

Структура документа

Программа включает разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.

В программе для 5 классов двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивную деятельность. Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.

Вторая содержательная линия «Спортивная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.

Цели и задачи

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В соответствии с этим, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:

• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции.
На уроках физической культуры в 5 классе решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания.

Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание (если есть соответствующие условия).

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.

В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности в зависимости от возраста и пола. По прохождении разделов программы проводится контрольный урок. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах.

Основные требования к уровню подготовленности
учащихся 5 класса по физической культуре за учебный год

Учащийся должен знать
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
1. Правила безопасности на уроках легкой атлетики;
2. название разучиваемых легкоатлетических упражнений и основы правильной техники в беге, прыжках и метаниях;
3. основные типичные ошибки при выполнении беговых упражнений, высокого старта, бега по дистанции, прыжковых упражнений, прыжков в длину и в высоту с разбега, при метании малого мяча на дальность с места и с 4-5 бросковых шагов;
4. оптимальный угол вылета малого мяча при метании на дальность;
5. основные упражнения для развития физических качеств;
6) основные правила соревнований в беге на короткие дистанции, прыжках в длину с разбега, метании малого мяча.

ГИМНАСТИКА
1) Правила личной гигиены и правила безопасности на уроках с использованием гимнастического инвентаря и оборудования;
2. названия строевых упражнений (строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания), акробатических упражнений, упражнений в висах, упорах, опорных прыжках и основы правильного их выполнения;
3. упражнения для развития гибкости, силы, скоростно-силовых и координационных способностей, силовой выносливости;
4. правила профилактики травматизма и оказания первой медицинской помощи.

БАСКЕТБОЛ
1) Правила безопасности на уроках баскетбола;
2. название технических приемов игры в баскетбол и основы правильной техники;
3. основные типичные ошибки при выполнении ловли и передачи мяча двумя руками, ведении мяча, броске мяча одной рукой с места в кольцо;
4. упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей;
5. основные правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу).

ВОЛЕЙБОЛ
1) Правила безопасности на уроках волейбола;
2. название разучиваемых технических приемов игры в волейбол и основы правильной техники;
3. основные типичные ошибки при выполнении приема и передачи мяча сверху двумя руками, нижней прямой подачи;
4. упражнения для развития скоростных и скоростно-силовых способностей;
5. основные правила соревнований по волей болу.

Учащийся должен уметь
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
1. Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках легкой атлетики;
2. технически правильно выполнять высокий и низкий старт в беге на короткие дистанции;
3. ставить ногу на переднюю часть стопы в беге на короткие дистанции;
4) различать быстрый и медленный темп бега;
5. прыгать в длину с места и с 7—9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
6. выполнять правильно метание малого мяча на дальность с места и с 4-5 бросковых шагов способом «из-за спины через плечо».
7. проводить подвижные игры с элементами лёгкой атлетики

ГИМНАСТИКА
1) Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках гимнастики;
2. пользоваться современным гимнастическим инвентарем и оборудованием;
3. технически правильно выполнять строевые упражнения (перестроения), акробатические упражнения (кувырки вперед, назад, стойка на лопатках), упражнения в висах (простые и смешанные висы, подтягивание из виса), в упорах (на перекладине и брусьях), опорные прыжки (вскок в упор на гимнастический «козел», соскок прогнувшись);
4. выполнять комбинации упражнений на перекладине и брусьях, владеть гимнастической терминологией.
5. проводить подвижные игры с элементами гимнастики.

БАСКЕТБОЛ
1. Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках баскетбола;
2. выполнять передачу мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
3. выполнять ведение мяча правой и левой рукой в беге;
4. выполнять правильно бросок мяча в корзину одной рукой с места (от плеча);
5. проводить подвижные игры с элементами баскетбола.

ВОЛЕЙБОЛ
1. Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках волейбола;
2. выполнять прием и передачу мяча сверху двумя руками;
3. выполнять нижнюю прямую подачу мяча через сетку;
4. проводить подвижные игры с элементами волейбола.

Библиографический список литературы

1. Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ, олимпийского резерва (этапы:спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренеровочный).-М.: Советский спорт,2003.-112с.- 2 шт.
2. Баскетбол. Справочник болельщика /Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 352 с.
3. Баскетбол: теория и методика обучения: Учебное пособие для педагогических вузов. – Пенза, 2001 Ч.2 Основы обучения тактике игры.
4. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора, действительного члена РАО Ю.М. Портнова. – М.: АО «Астра семь», 1997. – 480 с.
5. 500 игр и эстафет. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.: ил. – (Спорт в рисунках)
6. Русская лапта. Правила соревнований/ Коллектив авторов. – М.: Советский спорт, 2004. – 36 с.: ил.
7. Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
8. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. Пед. вузов. – М.: Издательсктй центр «Академия», 2002. – 160 с.
9. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми»)
10. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1 – м.: Советский спорт, 2002. – 160 с.: ил.
11. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
12. Красников А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с. (Наука – спорту)
13. Соха Т. Женский спорт (новое знание – новые методы тренировки. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. – 203 с., ил.
14. В.Г. Марц. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 204 с. (Классическое научное наследие.Физическая культура)
15. Физическая культура. Учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура» М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 174с: ил.
16. Шилин Ю.Н. Сам себе психолог: Учебн.-метод. пособие.- М.: СпортАкадемПресс, 2000.- 103 с.

Полный текст материала Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Витенко Юрий Борисович  борисыч0426
24.12.2012 2 21200 2413

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК