Рабочая программа к календарно-тематическому планированию секции "Теннис".
Пояснительная записка
Все занимающиеся в школьной секции настольного тенниса делятся на три возрастные группы с учетом возраста, общефизической и спортивной подготовленности, младшую (3-5 кл. ), среднюю (6-8 кл. ), старшую(9-11 кл. ). Программа рассчитана соответственно на 3 года обучения. Занятия в каждой группе. проводятся 1 раза в неделю по 2 ч, количество занимающихся в каждой группе 4-5 человек. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Большое место в подготовке игрока в настольный теннис надо уделять воспитанию его волевых качеств и совершенствованию психических показателей, необходимых для успешной игры. По плану секции школьного коллектива следует регулярно проводить соревнования по настольному теннису.
В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, необходимые инструктору-общественнику и спортивному судье.
В процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований преподаватель должен воспитывать у учащихся добросовестное отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом, добросовестное отношение к своим обязанностям. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и
Преподаватель-тренер секции должен систематически следить за успеваемостью и дисциплиной своих воспитанников в общеобразовательной школе, иметь тесный контакт с классным руководителем и родителями. В соответствии с общими задачами работы секции определяются задачи каждой группы В младшей группе - повышение функциональных возможностей организма занимающихся, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование технико-тактических основ игры, участие в соревнованиях. В средней группе - повышение функциональных возможностей организма, совершенствование спортивно-технических показателей, участие в соревнованиях, В старшей группе – физическая подготовка, совершенствование спортивно-технических показателей, получение звания судьи по спорту или инструктора-общественника,
В учебном процессе теннис используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение тенниса в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
доступностью игры для любого возраста;
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Цели программы:
приобретение крепкого здоровья; развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
задачи:
1. Оздоровительные:
всестороннее воспитание двигательных качеств;
создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
2. Образовательные:
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость координацию движения, быстроту реакции, меткость);
3. Воспитательные:
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
воспитанию нравственных и волевых качеств;
привлечение учащихся к спорту;
устранение вредных привычек.
Учебно-тематический план
№п/п |
Содержание занятий |
|
||||
Младш. (5-7 кл. ) |
Средняя (8-9 кл. ) |
Старшая (10-11 кл. ) |
||||
1. |
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. |
1 |
1 |
1 |
||
2. |
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. |
1 |
1 |
1 |
||
Итого:
|
2 |
2 |
2 |
|||
Практические занятия |
||||||
1. |
Общая и специальная подготовка |
В процессе занятий |
||||
2. |
Основы техники и тактики игры |
56 |
56 |
56 |
||
3. |
Контрольные игры. Посещение соревнований |
10 |
10 |
10 |
||
Итого: |
66 |
66 |
66 |
|||
Всего часов: |
68 |
68 |
68 |
Содержание тем учебного процесса
Младшая группа (5-7 классы).
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. (1)ч.
Развитие настольного тенниса в России и за рубежом. Этапы развития игры в теннис в стране, ее популярность, изменение инвентаря, техника и тактика игры. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Особенности строения кровеносной системы человека в разном возрасте. Опорно-двигательный аппарат.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Положительное влияние постепенности увеличения нагрузки и повторности упражнения на повышение функциональных возможностей организма детей.
Гигиена и режим дня спортсмена. (1)ч.
Значение режима дня в тренировке спортсмена, врачебный контроль, и самоконтроль, средства закаливания, ежедневная утренняя гимнастика, уход за телом.
Общая и специальная физическая подготовка. (в процессе занятий).
Применяются те же средства, игры и эстафеты, что и в подготовительной группе, но при этом увеличиваются объем и интенсивность занятий и шире используются специальные упражнения.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1, 2, 3 мин, имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме “треугольник” на количество повторений за 30 с, имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 С, прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку на количество повторений за 30 с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме “восьмерка”, игра на двух столах на счет, имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на количество повторений за 1, 2, 3 мин.
Основы техники и тактики игры.(16) часов.
Совершенствование изученных приемов игры. . Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча.
Практические занятия. Сочетание сложных подач ( атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов “восьмеркой” (по прямой и по диагонали). Удар справа “топ-спин” против “подрезки”, то же против длинной подачи “подрезкой”. Парные . игры с применением изученных атакуюrцих ударов. Защита “свечкой” С верхним вращением мяча. То же с вращением мяча вверх и в сторону.
Подачи: “подрезкой” мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа; с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении, чередование и выполнение серий различных по вpaщeниям мяча подач. .
Отражение сложных подач: “накат”, “подрезка”, “подставка” и “топ-спин”. Удары: слева против “подставок” и контрударов с различными вращениями мяча, справа против “подставок”, “подрезок” и контрударов с различным вращением, сильный завершающий удар справа без вращения сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола.
Игры (на счет - двумя мячами) “подставкой” против “подставки” только ударами “накат” слева против защиты “подрезками” по углам, то же справа легкими “накатами”, слева и справа неигровой рукой, в “крутиловку” втроем в одну и другую сторону. Тактика одиночной игры с противниками: защитниками, нападающими, комбинационными игроками. Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в разных зонах.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному, от основного к второстепенному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Значение психологических показателей для повышения спортивных результатов.
Практические занятия. Определение ошибок в технике и тактике игры, проведение урока, работа над исправлением ошибок.
Оборудование и инвентарь. Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки. Замена игровых покрытий ракетки. Профилактический уход за ракетками. Оформление залов, наглядные пособия.
Практические занятия. Ремонт спортивного инвентаря, смена игровых покрытий ракеток.
Правила игры, организация и проведение соревнований. Ознакомление с правилами игры, требования к организации и проведению соревнований по настольному теннису. Системы проведения соревнований, требования, предъявляемые к участникам, контрольные турниры.
Практические занятия. Судейство соревнований, оформление документации.
Контрольные испытания. (10) часов.
Общая и специальная подготовленность занимающихся проверяется два раза в год по контрольным нормативам. Практика инструктора-общественника. Организация мест занятия, самодельный инвентарь. Обучение занимающихся основам техники игры, проведение тренировочных занятий, организация и проведение соревнований по настольному теннису.
Соревнования. Практические занятия. Проведение учебных занятий, организация и проведение соревнований, составление планов одного и нескольких уроков.
Средняя группа (8-9 классы ).
Развитие настольного тенниса в России. (1)ч.
Paспространение игры в России. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Уровень игры российских и зарубежных спортсменов.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. (1)ч.
Влияние природных факторов. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм, особенности травматизма в настольном теннисе, практические навыки оказания первой помощи занимающимся.
Общая и специальная физическая подготовка.(в процессе занятий). Совершенствование приобретенных на занятиях умений и навыков. Упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.
Практические занятия. Выполнение упражнений в соответствии с планами подготовки.
Основы техники и тактики игры. (56)ч.
Совершенствование подач различной длины, направлений. Подача “двойника”, прием сложных подач атакующими ударами, “подставкой”, “подрезкой”. Организация этих атак посредством сложной подачи.
Практические занятия. Выполнение серийных ударов: удары “откатка” справа (слева) по диагонали и по прямой; удары “накат” справа (слева) по диагонали и по прямой, сочетание ударов “накат” справа и слева в левый угол стола, подача справа и слева разученными ударами с завершением комбинации атакующими ударами “топ-спин” и “накат”. .
Совершенствование техники и тактики игры по всему пройденному материалу. Повышение точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета 'мяча. Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Углубленное изучение тактических комбинаций. Сочетание и. чередование сильно подрезанных мячей с ударами “топ-спин”. Совершенствование завершающих ударов с укороченными заторможенными мячами. Тренировка различных финтов кистью рук. Совершенствование ударов по “свече”, “подрезкой” против “подставок” и “подрезок. Сложные передвижения на косые мячи, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов. Удары слева в броске по укороченному мячу. Отражение ударов “топ-спин”, “подставкой” и “подрезкой” и ударов справа и слева. Парные игры с различными партнерами и противниками. Игры двумя мячами “накатами” слева и справа и в “крутиловку” втроем.
Соревнования , контрольные игры.(10) ч.
Старшая группа (10-11 классы)
Развитие настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.(1)ч.
Развитие настольного тенниса в республике, крае, области, городе. Участие российских теннисистов в крупнейших международных соревнованиях. Ремонт столов, ракеток, стоек, сеток. Изготовление приспособлений и тренажеров.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.(1)ч.
Гигиена мест проведения занятий, гигиена спортивной формы. Режим дня, питание. Спортивный массаж, способы самомассажа. Природные факторы закаливания - солнце, воздух, вода.
Общая и специальная физическая подготовка. (в процессе занятий).
Занятия различными видами спорта. Строевые упражнения, изученные ранее специальные упражнения.
Практические занятия. Выполнение упражнений из других видов спорта. Специальные упражнения теннисиста. Участие в соревнованиях по другим видам спорта в соответствии с индивидуальными и групповыми планами подготовки.
Основы техники и тактики игры. (56)ч.
Повторение пройденного материала, разбор современных тенденций в развитии игры, анализ новейших способов игры.
Практические занятия. Игра на столе разными ударами по элементам и в сочетаниях, игра на счет из одной, трех, пяти, семи партий, свободная игра.
Правила игры, организация и проведение соревнований. (10)ч.Подготовка к сдаче правил игры, судейство соревнований, организация соревнований в группах, классе, школе, районе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
Технику и тактику игры, методы обучения.
Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.
Методические приемы обучения групповым и командным действиям.
Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
уметь:
Овладеть навыками судейства.
Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.
Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.
Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
анализировать свои действия.
Провести
учебно -тренировочные занятия по
обучению и совершенствованию приемов
тактики игры.
Перечень учебно-методичекой литературы
Учебно-тренировочная работа с юными теннисистами (10-16 лет): Методич. материалы. – Москва., 2001г.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства тенниса: Учебно-метод. пособие –Нижневартовск, 2001.
Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка в теннисе.
Календарно-тематическое планирование
Класс ________5-_11_________
Учитель Рыбалкин Сергей Александрович учитель физической культуры
МОУ СОШ с. Орловка
Количество часов :
Всего 68__ , в неделю __2__ часа
Плановых контрольных занятий _10_, практических __68_
Планирование составлено на основе :
Теория и методика игры в настольный теннис. Москва «Просвещение» 2000г.
Учебник «Теннис для всех». Москва метод.пособие для начинающих.1999г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыбалкин Сергей Александрович
→ легеон 18.11.2010 10 8981 1652 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.