Создание условий для физического развития школьников на основе природных задатков и склонностей.
Воспитание есть управление и своевременная коррекция процесса развития личности. Гуманистический характер образования в школе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика. Основными в организации воспитательного процесса мы считаем системный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Обращаясь к разработке названного аспекта физической культуры личности, мы исходили из следующих положений:
здоровье - высшая человеческая ценность; здоровый человек — исходное условие, обеспечивающее душевное равновесие, моральный комфорт личности, с одной стороны, с другой - это главное условие общественного процесса воспроизводства рабочей силы и решения социально-демографических проблем;
каждый ребенок от рождения имеет природные задатки. Задатки — это возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности; задатки проявляются в склонностях к определенному виду деятельности;
необходимо воспитание культуры здоровья, включающей осознание его ценности, формирование умения беречь и регулировать здоровье;
«здоровый образ жизни» - это понятие, охватывающее все сферы жизнедеятельности личности школьника, это совокупность социальных условий и, прежде всего, деятельность самого субъекта, обеспечивающих максимальную реализацию потенциальных возможностей. Здоровый образ жизни призван максимально раскрыть и обратить на пользу общества физические, духовно-нравственные, деловые возможности и силы каждой личности;
в школе необходим здоровый образ жизни каждого учащегося, предусматривающий его двигательную активность, сбалансированную учебную нагрузку, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Значимость физического развития школьников обусловлена необходимостью сохранения и укрепления социальной, психической и физической составляющих здоровья. Физическая подготовленность, психологическая устойчивость и социальная адаптированность к отрицательным внешним факторам среды являются основными компонентами физической культуры личности, показателями ее физического развития и базисом для раскрытия ее потенциала.
Цель воспитательной системы – создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка.
Создание в школе условий для развития личности ребенка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Для физического развития личности необходимы следующие условия:
- осуществление целенаправленного формирования у школьников мотивации к здоровому образу жизни;
- обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием для проведения комплексных мероприятий физкультурно-спортивной подготовки обучающихся;
- систематизация двигательной активности школьников;
- мониторинг здоровья и учет особенностей воспитания физической выносливости школьников;
- организация обучения практическим приемам восстановления функционального состояния организма.
Таким образом, физическая культура как педагогический процесс включает в себя физкультурные знания, двигательные умения, навыки и привычки, приобретенные в ходе реализации образовательных функций обучения.
Физкультурные знания обеспечивают овладение ценностями физической культуры; формируют сознательное и правильное отношение человека к своему здоровью, собственному телу; способствуют оптимизации процессов развития физических качеств, двигательных умений и навыков; усвоению правил личной и общественной гигиены. Приобретенные знания лежат в основе становления умений и навыков применять их на практике в ходе различных видов деятельности. Физическая культура создает условия для физического развития школьников на основе их природных задатков и склонностей.
На странице приведен фрагмент.