Особенности использования игр при обучении плаванию детей в учебном бассейне детского дома


Особенности использования игр при обучении плаванию детей в учебном бассейне детского дома

Бердникова Татьяна Петровна


Игровой метод и, в том числе, эстафеты, широко используется в процессе обучения детей плаванию. Этот метод создает на уроках веселую атмосферу и стимулирует творчество детей в соревновательных условиях. Игры, в том числе игры в воде при обучению плаванию, также способствуют мобилизации памяти, двигательного опыта, осмыслению происходящего и оценке своих действий (Карпенко Е.Н, Коротнова Т.П, Кошкодан Е.Н., 2009), воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности (Осокина Т.И., 1962).


Известно, что наиболее ценными для достижения образовательных целей играми являются те, в которых учащиеся используют движения, близкие к тем, которые используются в овладении приемами спортивных движений (Карпенко Е.Н. и др., 2009). Авторы считают, что эти действия легко перестраиваются впоследствии при более детальном изучении техники спортивных способов и даже облегчают овладение ими. Некоторые авторы, в частности, Петрова Н.Л., Баранов В.А. (2008) считают, что при обучении детей младшего возраста (от 1.5 до 8 лет) нецелесообразно использовать игры до того момента, пока дети не научатся работать ногами без доски, дышать в воду и скользить по воде. Однако авторы противоречат сами себе, указывая, что целесообразно в начале обучения оставлять «в конце занятия хотя бы 5-7 минут для сбора игрушек со дна бассейна, катания с пластмассовой горки или игры в салочки» (стр. 7). Наш опыт также свидетельствует о том, что игры эффективны с первых же шагов в воде. Выполнение специфических упражнений при освоении с водой, только облегчаются и ускоряются, если дети будут играть.


В этой статье не буду останавливаться на общетеоретических основах использования игр, которые достаточно детально представлены в педагогической литературе, а также на перечислении и описании известных игр, используемых при обучении плаванию. Хочу рассмотреть особенности применения игрового метода и содержание некоторых игровых упражнений, в частности, эстафет, которые могут использоваться инструктором по физической культуре при обучении детей плаванию. Особенно у кого водобоязнь, тех, которые испытывают сложности в освоении с водой, по сравнению с основной массой сверстников. Изложены будут также некоторые педагогические приемы проведения эстафет. Они позволят не просто изучать, совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширять диапазон двигательных возможностей в воде, способствовать раскрепощению и комфорту детей в водной среде. Расширение фонда двигательных умений и навыков в результате занятий в бассейне считается важной задачей, которую должны решать преподаватели плавания (Викулов А.Д., 2004).


Мой 25-летний опыт работы с детьми в учебном бассейне (размер 7х3) детского дома №31 Московского района г. Санкт-Петербурга показал, что в работе с детьми из детского дома с их неустойчивой психикой, ослабленным вниманием и трудностями концентрации внимания, целесообразно использовать несколько апробированных мной педагогических приемов. В их числе:

  1. демонстрация движений более взрослых детьми и соревнования между детьми разного возраста в режиме обычного урока по плаванию

  2. выполнение упражнений без потери физического контакта между членами команды

  3. использование упражнений с предметами

  4. присуждение победы в игре тем детям или командам, которые не просто опередили соперников, а смогли выполнить игровые движения с лучшей техникой

  5. изобретение детьми упражнений, новых игр и эстафет.


1. Опыт показывает, что дети быстрее учатся выполнять новые движения не тогда, когда эти действия им поясняет и демонстрирует преподаватель, а когда они видят, как эти движения выполняют другие дети по принципу «может мой сверстник, могу и я» (Воронова Е.К, 2010, стр. 28). Педагогический прием, который я предлагаю, заключается в такой организации расписания занятий, при котором дети младшего возраста приходят в бассейн на несколько минут раньше своего времени и имеют возможность посмотреть на то, как нужные движения выполняют дети (на год старше), уже умеющие хорошо это делать. Следует отметить, что при такой организации занятия следует немедленно использовать увиденное детьми. Опыт показывает, что принятый способ проведения эстафет и игр в конце урока (Макаренко Л.П., 1974) может быть изменен. Например, после небольшой самостоятельной разминки1, в течение которой предыдущей группе дается заключительный инструктаж, обе группы соревнуются в эстафетном плавании на основе только что увиденного упражнения. Чаще всего младшая группа проигрывает, и это стимулирует их к освоению нового материала, который будет осваиваться далее на уроке. Как правило, повышенная эмоциональность от эстафеты успешно трансформируется в желание правильно освоить новые движения и непременно выполнить их в следующей эстафете. Так же соревнование со своими друзьями стимулирует к совершенствованию навыков, умений, двигательных возможностей.


2. Показал свою высокую эффективность на этапе освоения с водой педагогический прием при использовании эстафет, когда дети одной команды держатся друг за друга при движении вдоль бассейна. Ощущение поддержки, чаще всего за пояс, позволяет детям чувствовать себя безопасно, что особенно важно на начальном этапе освоении с водой. Такая эстафета используется реже, как только дети развивают способность самостоятельно и свободно передвигаться по площади бассейна.


ПРИМЕР: Команда, примерно из пяти человек, друг за другом прыгают в воду ногами вниз, и каждый следующий берет за пояс предыдущего. Их задача – как можно быстрее пройти по дну бассейна («паровозиком») не расцепившись. Если дети падают или теряют контакт друг с другом, команда возвращается к началу действия. Такое взаимодействие

способствует дружбе и товариществу детей детского дома.


3. Использование вспомогательных средств при обучении плаванию не вызывает вопросов и широко применяется (Васильев В.С., Никитский Б.Н, 1973). В нашем бассейне кроме классических плавательных досок и надувных приспособлений, используется также новое спортивное оборудование разработанная мною: перекладина с гимнастическим кольцами, способная передвигаться вдоль бассейна по установленным на бортиках направляющим. Держась за кольца, дети, имея опору, с водобоязнью осваивают все пространство бассейна, не боясь отрываться от бортика. Полноценно перекладина используется для проведения игр и эстафет. Дети очень любят использовать перекладину для кувырков, разнообразных гимнастических движений, во время свободного плавания. Для эстафет перекладина используется следующим образом:


Считается, что при улучшении техники движений потребность в поддерживающих средствах снижается (Андрианов П.И. (ред), 2010). Однако мой опыт показал, что поддерживающие средства можно использовать не только для собственно поддержки плавучести ребенка, но и для расширения арсенала двигательных возможностей детей, развития их изобретательности в воде и овладения собственными приемами передвижения в воде. Опыт показывает, что правильно поставленная техника плавания недостаточна для того, чтобы обеспечить комфорт и выживаемость в воде в последующей жизни детей. Наблюдая за поведением детей во время свободного плавания, я заметила, что они соревнуются за обладание предметами, и с огромным удовольствием и изобретательностью их используют. Поэтому для них были разработаны эстафеты с множеством предметов (см. рис. 1 и рис. 2).


Использование таких эстафет показало, что дети настолько увлекаются достижением поставленной цели, что перестают бояться воды, не теряются, когда с ними что-то происходит (случайное столкновение, или необходимо сделать сложное движение). В наибольшей степени это расширение арсенала движений и прекращение водобоязни проявляется при поездках на Черное море в летний лагерь. По сравнению с другими детьми аналогичного возраста, купавшимися по соседству, наши дети вели себя смелее, активнее, более раскрепощенно и свободно в воде.


4. Известно, что, увлекшись игрой, дети часто не думают о выполнении педагогической задачи, которую ставит перед ними педагог, и если педагог не будет обращать внимание на их движения, ошибки в технике могут стать привычными и закрепятся (Карпенко Е.Н. и др., 2009). Педагогический прием, который предлагаю, заключается в том, что победа в эстафете присуждается поэтапно, и только той команде или пловцу, который не только быстрее других преодолеет нужное расстояние, но и выполнит движения наиболее правильно. Рекомендуется для детей начиная с 3-го класса.


ПРИМЕР: Держа в одной руке маленький мяч, ребенок выполняет гребок другой рукой. Требуется соблюдать технику гребка (правильный вход руки в воду, длину гребка, траекторию, пронос над водой). Эстафеты повторяются несколько раз, чтобы добиться нужного качества гребка. После каждого этапа я обращаю внимание на правильно выполненные элементов, и дети нацеливаются на еще более лучшее выполнение движений, чтобы опередить соперников. Промежуточные победители не поощряются, и победителем объявляется только команда, выигравшая с наилучшей техникой гребка.


5. Свободное плавание я обычно использую в заключительной части урока для того, чтобы дети отдохнули и раскрепостились. Я использую это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов2. Кроме того, детям часто даются задания на изобретение новых игр. Например, на рис. 3 изображен результат одного из таких заданий в конце урока по развитию силы и ловкости. В конце урока дети сами придумали акробатическое упражнение для передвижения по перекладине, в висе с помощью ног и одной руки. Для спортивного творчества используется не только перекладина, круги и доски, но и спортивных предметов: ласты, мячи, надувные матрасы, игрушки.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Опыт работы показывает, что обучение плаванию как умению держаться на воде и передвигаться на ней недостаточно. Дети, овладевшие техникой плавания в бассейне, не всегда способны использовать свой навык, попадая в реку, море или океан с их течением или волнами. Я считаю, что задача педагога – не просто научить технике плавания, а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно использовать водное пространство для эмоционального и физического развития и психической разгрузки. Перечисленные мною приемы были успешно апробированы с этими целями и показали свою эффективность.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Андрианов, П.И. (ред). Плавание: пер.с англ. – М: Астрель; АСТ, 2010

Васильев В.С., Никитский Б.Н. Обучение детей плаванию. – М, ФиС, 1973

Викулов А.Д. Плавание. – М.: Владос Пресс, 2004

Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

Карпенко Е.Н, Коротнова Т.П, Кошкодан Е.Н., Плавание: игровой метод обучения. – М: ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009

Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. – М:, ФиС, 1974

Осокина Т.И., Как научить детей плавать. М: АПН РСФСР, 1962

Осокина Т.И., Как научить детей плавать: пособие для воспитателя детского сада. - М: Просвещение, 1985

Петрова Н.Л., Баранов В.А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. – М.: ФАИР, 2008







1 Рядом с каждой группой детей находится воспитатель, отвечающий за их безопасность в спорткомплексе, вместе с инструктором по физической культуре, на всех этапах занятия.

2 Прежде, чем поощрять детей к изобретательности, необходимо убедиться, что бассейн безопасен, и что дети знакомы с правилами поведения и ограничениями, которые накладывает на их игры глубина бассейна и другие его особенности. Инструктаж по технике безопасности проводится в нашем бассейне на каждом занятии, и дети хорошо знают правила прыжков с бортика и ограждений. Я страхую каждого воспитанника, в каждом случае.


4



Полный текст материала Особенности использования игр при обучении плаванию детей в учебном бассейне детского дома смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бердникова Татьяна Петровна  Татьяна6810150
15.08.2011 2 8509 439

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК