Здоровьесберегающие технологии в Кировской СОШ
« Здоровьесберегающие технологии в Кировской школе »
Автор : Синельникова Марина Михайловна, учитель физической культуры.
МОУ Кировская СОШ
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ребенка.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении! и т. д.
Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Готовясь к научно- практической конференции с ребёнком. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего опрошено 32 учащегося) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все, меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Физкультурно–оздоровительное направление в школе выбрано приоритетным, это обусловлено спортивными традициями. В традициях спортивно-оздоровительной работы школы является проведение Дней Здоровья и спортивных соревнований. В школе не первый год работает спортивные секции общей физической подготовки и спортивные игры. Всего посещают занятия в спортивных кружках около 50% учащихся.
Важнейшим компонентом спортивно-оздоровительной работы является увеличение двигательной активности через процесс внедрения малых форм физического воспитания. Ребята школы с удовольствием занимаются во время перемен и после уроков теннисом в помещении рекреации первого этажа. Благодаря хорошему спортивному залу сегодня наши учащиеся имеют возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой и гимнастикой . Это позволяет удовлетворить интересы учащихся, позволяет каждому раскрыть свои способности. Учащиеся школы всегда активно участвуют в районных соревнованиях , праздниках, в школьных мероприятиях, в сельских соревнованиях, «Веселые старты», «Дни здоровья», турнир по волейболу в селе. Традиционным стал турнир в « День учителя» между учителями и учащимися. Здоровьесберегающая деятельность не возможна без мониторинга. В целях привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и укрепление здоровья подрастающего поколения два раза в год в школе проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Итоги доводятся до родителей на классных собраниях, и даются рекомендации учащимся, кто не улучшил свои результаты. В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры. Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Это позволяет своевременно корректировать состояние здоровья ребенка, целенаправленно строит работу по формированию навыков ЗОЖ. Еще одним условием успешной работы по формированию здорового образа жизни является привлечение к ней родителей. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Ребята в ходе исследовательских работ исследует класс, например на неправильную осанку. На родительском собрании презентуется работа, даются советы автора, рекомендации врачей. Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают территорию села. Хочется рассказать о профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это, конечно же, закаливание и прогулки на свежем воздухе. Благодаря в этом году залитому катку на территории школы, с ребятами проводились подвижные игры на свежем воздухе. В январе проходила неделя физкультуры, ребята с удовольствием соревновались по хоккею с шайбой, в младших классах проходили « Весёлые старты» на свежем воздухе. Результатом этой работы можно назвать и то, что несмотря на то что в районе в этом году была не простая ситуация в связи с болезнью гриппом и многие школы района были закрыты на карантин, дети нашей школы практически не болели. Отдельное внимание в школе отводится гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Методы отслеживания здоровья:
ежегодным профилактическим медицинским осмотром детей (создан банк данных по заболеваниям),
проверка физического развития учащихся на уроках физкультуры,
учет посещаемости занятий,
в школе осуществляется сбор информации:
-исследование уровня адаптации первоклассников и пятиклассников к учебно-воспитательной деятельности школы,
- изучение познавательной активности, эмоционального состояния, трудности обучения в 5-11 классах.
В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащихся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синельникова Марина Михайловна
→ 28882 08.11.2011 1 2394 528 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.