Формирование у учащихся положительной мотивации к здоровью как приоритетной жизненной ценности


Формирование у учащихся положительной мотивации к здоровью как приоритетной жизненной ценности (из опыта работы).

Ничто так не истощает и не разрушает человека,

как продолжительное физическое бездействие

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Физическое воспитание учащихся является одним из основных звеньев системы школьного обучения. Став учителем по физической культуре я «столкнулась» с актуальными проблемами физического воспитания в общеобразовательной системе:

  • малоподвижный образ жизни (занятия в школе, уроки дома, сидение перед компьютером и телевизором) сказывается на общем состоянии здоровья детей. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности лишь на 40 %.

  • как указывают большинство исследователей, лишь не более чем у 30 % учащихся в ходе овладения школьной программой формируются мотивы к занятиям физической культурой.

Стремясь устранить эти недостатки, я сформулировала цель своей работы: формирование у учащихся «физкультурного образования», ответственности за личное здоровье, воспитание конкурентоспособной и гармоничной личности, способной реализовать свои потенциальные возможности в выбранном жизненном пути.

Успех в решении цели достигается при совместной деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей. Когда имеется взаимодействие всех форм организации физического воспитания (урок, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассные и внешкольные занятия), то каждая из форм имеет свою целевую направленность, решает специфические задачи и имеет свои организационные структуры.

Формы, задачи и организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы МОУ «СОШ № 1» г. Мензелинска РТ.

Форма внеурочной работы

Задачи

Организационные структуры

Результат

Утренняя гимнастика

- Организованное начало учебного дня.

- Оптимальная активизация функционального состояния систем организма.

-Предупреждение нарушений осанки.

Комплекс упражнений, состоящий из 5-8 упражнений, разучивается на уроках физической культуры, с применением «гимнастической терминологии» и разъяснением значения утренней гимнастики. Особое внимание уделяется последовательности выполнения упражнений.

Для учащихся 1- х классов проведение УГ старшеклассниками.

Проводим состязание по лучшему выполнению УГ между классами.

Двигательная активность в перемену.

Организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых.

Создание в школе здоровой среды обитания, способствующей физическому, психическому благополучию детей.

- проведение подвижных игр (разучиваются во время урока по физической культуре);

- игра в настольный теннис

(в школе имеется четыре стола).

- игра в шахматы, шашки

(в кружке трудового обучения силами учащихся были изготовлены самодельные шахматные доски и фигуры);

- прогулки на свежем воздухе во время перемен помогают «размять» организм после статического положения;

- в школе имеется свои уголки отдыха: «фонтан», «зеленый уголок», « круглая скамейка», «уголок природы», где ребята отдыхают эмоционально….


- Конкурс в проведении подвижной игры в перемену между классами.

- Самостоятельная подготовка к участиям в школьных, районных соревнованиях по настольному теннису, шахматам, шашкам.

Ежегодно в рамках школы проводится школьная спартакиада, в результате которой подводится итог в номинации «Самый спортивный класс».

- Приобщить учащихся к «живительной силе» физической культуры и спорта.

- Воспитание морально- нравственных качеств (смелости, находчивости, настойчивости, дисциплинированности, решительности, самообладания, коллективизма, самостоятельности и т.д.)

В пяти возрастных группах: 1 группа –1-2 классы ; 2 группа – 3-4 классы; 3 группа – 5-6 классы; 4 группа – 7-8 классы; 5 группа – 9-11 классы.

В течение года провожу соревнования по видам спорта, входящим в комплексную программу общеобразовательных учреждений: легкая атлетика, волейбол, настольный теннис, лыжная подготовка, баскетбол, мини-футбол, футбол.

Такие мероприятия вырабатывают у ребят стремление развивать физические качества, переживать удовольствие от достигнутых успехов. В классах укрепляются межличностные отношения, и появляется стимул борьбы за переходящие кубки (их у нас в школе пять), которыми награждаются классы – победители в каждой возрастной группе на итоговой линейке.

Традиционные спортивно-оздоровительные мероприятия: «День здоровья», «Зарница», «День лыжника», «Зимние забавы» и др.

Обеспечить максимально возможный уровень физического развития для каждого учащегося, показать значение физического развития в гармоничном развитии личности.


В проведение соревнований вовлекаются все учащиеся школы.

Результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия.

Развитие эстетического чувства, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту.

Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении.

Активное участие в районных соревнованиях по видам спорта: баскетболу, футболу, волейболу, хоккею, настольному теннису, лыжным гонкам, плаванию

Выявить детей, обладающих высокими физическими двигательными способностями, содействовать раскрытию и применению этих способностей.

На основании спортивных мероприятий, проводимых в рамках школьной спартакиады, я формирую команды школы по видам спорта и возрастным группам. Затем по плану районных мероприятий, готовлю их к предстоящим соревнованиям.

Из года в год наши команды занимают призовые места.

Школьная и муниципальная Олимпиада по физической культуре

- Овладение знаниями основ теории физической культуры;

-Развитие двигательных действий;

- Развитие физических качеств.

Отбор учащихся для участия в олимпиадах проводится на основе проведенного диагностирования уровня физической подготовленности и двигательных действий на уроках физической культуры.

Метод диагностирования помогает в отборе детей для занятий в спортивных секциях.

За непродолжительное время работы мои воспитанники внесли в «копилку школы» 16 призовых мест: (2007 г. - два 1-х места, два 2-х места, одно 3-е место; 2008г. - два 1-х места, одно 2-е место, два 3-х места, 2009 г. – два 1-х места, одно 2-е место, три 3-х места)

в районной олимпиаде по физической культуре и успешно выступают в республиканском туре.

Мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни.


Приобщение учащихся к здоровому образу жизни и формированию у них чувства ответственности за свое здоровье.


Для участия в районных и зональных соревнованиях приглашаются команды, занявшие первые места по итогам школьного тура.

Участие в зональном туре:«Здорово живешь!» (город Нижнекамск) -2 место,

- «Знай наших!» (город Мензелинск) – 1 место. Конкурс, посвященный акции «День отказа от курения», «Спорт – остров спасения».

- Конкурс на тему: «Борьба со СПИДом», «Спорт – это здорово!».

Работа с родителями

Просвещение родителей о проблемах физического воспитания детей в семье и привлечение их к процессу объединения школьного и семейного воздействия на учащихся в формировании культуры здоровья.


- Выступление на родительском лектории для начальных классов по теме: «Роль семьи и школы в воспитании здорового образа жизни»;

- проведение спортивных мероприятий совместно с родителями.

- родители – зрители в районных соревнованиях,

- оказание помощи в ремонте и приобретении спортивного инвентаря.

Благодарность родителей, в том, что их дети занимаются не зависимо от финансового положения родителей, не вырастут хулиганами или бездельниками. Спорт – это труд, и преодоление себя ежедневно.

Я считаю, что формирование активного отношения к спорту, «спортивного воспитания» является одной из важных задач физкультурно-спортивной работы. В школе выработан механизм привлечения детей к спорту, начиная с 1-го класса.

В режиме группы продленного дня провожу занятия с учащимися 1-го класса. Основные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям спортом, формирование у занимающихся стойкого интереса к регулярным занятиям спортом, воспитание физических, интеллектуальных, нравственных качеств. Для осуществления индивидуального подхода к учащимся, в работе использую различные виды диагностики, прослеживая динамику развития ребенка по контрольным нормативам учебной программы, что помогает мне в дальнейшем вырабатывать план для коррекции физической подготовленности детей. Многолетний опыт работы позволяет легко определить предрасположенность ребенка к определенному виду спорта. В следующий учебный год происходит формирование спортивных групп по выбору учащихся и рекомендации учителя. Я не могу охватить все виды спорта для достижения высоких спортивных результатов. По этой причине учебно-тренировочный процесс по видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол, мини-футбол проводят тренеры-преподаватели, приглашенные из Детско-юношеских спортивных школ города. Они работают в спортзале нашей школы согласно утвержденному расписанию.

Работа в школе помогает мне в формировании спортивной группы по лыжным гонкам и дает возможность контролировать посещение тренировок. Руководя единым процессом спортивного воспитания своих учеников, я постоянно учитываю и реализую взаимосвязанные виды подготовки: техническую, тактическую, физическую (общую и специальную), психологическую, моральную и теоретическую. Такое деление обеспечивает более эффективную реализацию педагогических аспектов воспитания, обучения и тренировки, дифференцированный подход установления задач, средств, методов нагрузок. Создаются и лучшие условия для планирования подготовки спортсменов и управления ею.

Упорная работа по внедрению инновационных технологий обучения дает высокий результат технической подготовки у моих воспитанников, которые стали неоднократными победителями районных, республиканских, зональных соревнований по лыжным гонкам. В 2007-2008 учебном году два воспитанника стали членами сборных команд Республики Татарстан, которые отстаивали честь республики на Всероссийских соревнованиях.

Я постоянно добиваюсь оснащения необходимым оборудованием материально-технической базы школы, привлекая бюджетные и спонсорские средства, что позволяет моим воспитанникам достойно выступать на соревнованиях.

Многие воспитанники стали неоднократными победителями и призерами районных, зональных, республиканских соревнований по лыжным гонкам. Воспитанники имеют спортивные разряды: один – Кандидат в Мастера Спорта, трое – первый взрослый разряд, четверо – второй взрослый разряд, двое – третий взрослый разряд, двенадцать лыжников младших классов – второй юношеский разряд.

Учебно-тренировочный процесс проходит круглогодично. В каникулярное время в школе работает пришкольный лагерь. Ежегодно формируется спортивный отряд под моим руководством, где я продолжаю учебно-тренировочный процесс со своими воспитанниками.

Многолетние наблюдения за учащимися и личный опыт работы по физическому воспитанию показали необходимость учета возрастных психологических особенностей детей школьного возраста для формирования культуры здоровья.

Психологический портрет школьника

Организация

Дети, поступающие в школу - первоклассник.

Отчасти уже личность, осознающая свое «Я», со сложившимся в общих чертах характером. Очень любопытные «почемучки».

-организация спортивных часов в режиме ГПД;

- диагностирование;

- мотив на результат;

- смена заданий; показ двигательных действий, акцентируя внимание на наиболее существенных моментах.

- правила повторения изученного материала;

Младший школьник

Называют периодом «двигательного расточительства». Может проявлять настойчивость, выдержку, однако волевые проявления еще недостаточно устойчивы – «мечется по видам спорта».

- Формирование спортивных групп по выбору учащихся и рекомендации учителя;

- кадровая политика (приглашение тренеров ДЮСШ);

- игры на внимание, постепенно усложняющие задания;

- выполнение простых упражнений по описанию (без показа) «мысленное проговаривание движений»;

- побуждение к взаимному контролю и самооценке;

- разнообразие изучаемых двигательных действий.

Подростковый возраст – 10- 11 – 14-15 лет

Переход от детства к взрослости, охватывающий все стороны развития растущего человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности,

«переход к абстрактному мышлению».

- личная значимость для каждого при подготовке к соревнованиям на первенство школы – «Самый спортивный класс года» (5 возрастных групп) района, республики.

- лично-ориентированный подход

- сотрудничество

- объяснение значимости физических упражнений и двигательных действий.

- самонаблюдения, самоконтроль, самооценка.

- вовлечение в общественно-полезную деятельность: помощь в проведении УГ, соревновании, конкурсов, в ходе учебно-тренировочного процесса учащимся младших классов,

- помощь со стороны взрослых как в поисках и воплощении идеала взрослости, так и в организации процесса самовоспитания,

- использовать идеомоторную, аутогенную тренировки.


Старший школьник от 15 до 17-18 лет

Возраст «открытия своего внутреннего мира, открытия «Я».

Наблюдается массовый уход из спорта тех, кто уверен, что не сможет достичь больших спортивных высот.


- Беседы в группе,

- создание в процессе занятий ситуаций, требующих проявления различных волевых качеств, особенно настойчивости, решительности, самостоятельности, инициативности, самообладания.

- теоретические знания преподносить в проблемной форме, побуждая к дискуссии.

- - планирование индивидуального стиля тренировочной деятельности,

- самоанализ двигательных действий, посредством видеокамеры,

-профессиональное и нравственное самоопределение,

-развитие творческих способностей,

- проявление «интеллектуальной инициативы»,

- повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, связав ее с профессиональной деятельностью, в том числе у юношей – к службе в армии.

Труд спортивного наставника – нелегок. До позднего вечера мне приходится заниматься разработкой учебных, тренировочных планов, записывать контрольные материалы в журнал, рабочую тетрадь, пытаться отыскать новые пути к прогрессу учеников. И так изо дня в день, из месяца в месяц. И почти без выходных. Ведь по субботам и воскресеньям обычно проводятся или состязания или учебно-тренировочный процесс. Но, поверьте, это не в тягость. Наоборот, если трудится честно, творчески, плодотворно, то все заботы сразу же забываются, стоит лишь моим ученикам добиться хотя бы маленьких успехов, подняться в своем мастерстве еще на одну ступеньку. Любовь к детям, желание помочь им стать сильными, умелыми и выносливыми – вот что ведет меня по жизненному и профессиональному пути! А что может быть прекраснее, чем видеть ощутимые результаты своего труда, видеть, как физически слабые, угловатые мальчишки и девчонки превращаются, как глина в руках искусного ваятеля, в красиво сложенных, крепких и смелых молодых людей! Но чтобы этого добиться, нужно постоянно работать над собой, повышая профессиональную компетентность.


Полный текст материала Формирование у учащихся положительной мотивации к здоровью как приоритетной жизненной ценности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрово Лилия Усмановна  lili2969
29.01.2012 0 2791 541

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК