Статья "Гимнастическая аэробика как инновационное направление физической культуры в системе дополнительного образования"
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Но в условиях современного общества, наблюдается увеличение учебной нагрузки за счет введения дополнительных занятий иностранными языками, музыкой и т.п., которое приводит к резкому ограничению учащихся в движениях. Большая учебная нагрузка не только снижает двигательную активность, но и увеличивает нагрузки психологического и интеллектуального характера.
Это часто приводит к развитию ожирения, нарушению сердечно-сосудистой, зрительной, дыхательной систем, искривлению позвоночника и т.д. А именно в детском возрасте потребность в движении особенно велика, так как происходит формирование двигательного анализатора, функция которого достигает высокого уровня зрелости к 13—14 годам. [1]
Все вышеперечисленные примеры вызывают необходимость постоянного контроля над уровнем физической подготовленности школьников. Полноценное развитие школьников без активных физкультурных занятий практически невозможно. Традиционные уроки – 2 раза в неделю с малой интенсивностью не могут решить проблему двигательной активности. [2]
При потребности в двигательной активности следует особое внимание уделять вопросам мотивации школьников на занятиях физической культурой, т. к. повышение эффективности учебного процесса в значительной степени зависит не только от профессионализма педагога, но и от заинтересованности школьников в активной двигательной деятельности.
Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Одним из выходов из данного положения является развитие внеклассных форм занятий по физическому воспитанию с детьми.
Внеклассные занятия по физической культуре являются одной из наиболее доступных форм обеспечения необходимого объёма двигательной активности школьников, т.к. далеко не все дети имеют возможность (помимо уроков физической культуры) посещать занятия в платных секциях и фитнес-клубах, где программы занятий рассчитаны в основном на взрослых.
Решение данных проблем во многом обусловлено возможностью использования современных оздоровительных направлений, одним из которых является гимнастическая аэробика. Современная стилистика указанного направления и спортивная направленность повышают мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, а командная форма воспитывает у детей умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества и т.п. [3]
Упражнения аэробики универсальны и доступны. Аэробика позволяет развивать у занимающихся двигательные качества, такие как: координационные, скоростно-силовые, силовые, гибкость, выносливость. Танцевальные движения вносят полезное разнообразие в содержание занятий по аэробике и способствуют эстетическому воспитанию занимающихся, развивают у них культуру движений, а также делают занятия насыщенными, интересными, повышают эмоциональное состояние.[4]
В методической литературе наработан большой материал для работы с различными возрастными группами но, несмотря на это, остается много нерешенных проблем методического характера по использованию средств аэробики в системе внеклассных занятий по физическому воспитанию.
Существующие методики проведения занятий с детьми обычно повторяют методики занятий аэробикой со взрослыми, но в упрощенном варианте, не учитывая при этом анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников данного возраста.
Разработанная нами программа дополнительного образования по аэробике для детей младшего школьного возраста, включает в себя разработанные комплексы упражнений гимнастической аэробики, упражнения с предметами, а также основные элементы хореографии и танца.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий.
Особенности программы:
- содержание доступно для занимающихся;
- Программа дает возможность работы с учащимися, имеющим разный уровень физической подготовки;
- Проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку и чередовать ее в оздоровительных целях;
- Занятия проводятся под музыку, которая задает темп и ритм выполняемых упражнений.
- Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятий, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.
Правильное использование музыки способствует лучшему усвоению двигательного навыка. Ритм должен быть четким и ясным. При этом желательно, чтобы музыкальная тема по характеру была отвлеченной, без активного воздействия на воображение занимающихся и их эмоциональное состояние. Упражнения должны соответствовать музыкальному квадрату. Музыкальный квадрат – 32 счета, состоит из четырех восьмерок.
Темп музыки в гимнастической аэробике должен соответствовать данному виду – 130-160 уд\мин.
Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю по 1,5 часа.
Это часто приводит к развитию ожирения, нарушению сердечно-сосудистой, зрительной, дыхательной систем, искривлению позвоночника и т.д. А именно в детском возрасте потребность в движении особенно велика, так как происходит формирование двигательного анализатора, функция которого достигает высокого уровня зрелости к 13—14 годам. [1]
Все вышеперечисленные примеры вызывают необходимость постоянного контроля над уровнем физической подготовленности школьников. Полноценное развитие школьников без активных физкультурных занятий практически невозможно. Традиционные уроки – 2 раза в неделю с малой интенсивностью не могут решить проблему двигательной активности. [2]
При потребности в двигательной активности следует особое внимание уделять вопросам мотивации школьников на занятиях физической культурой, т. к. повышение эффективности учебного процесса в значительной степени зависит не только от профессионализма педагога, но и от заинтересованности школьников в активной двигательной деятельности.
Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Одним из выходов из данного положения является развитие внеклассных форм занятий по физическому воспитанию с детьми.
Внеклассные занятия по физической культуре являются одной из наиболее доступных форм обеспечения необходимого объёма двигательной активности школьников, т.к. далеко не все дети имеют возможность (помимо уроков физической культуры) посещать занятия в платных секциях и фитнес-клубах, где программы занятий рассчитаны в основном на взрослых.
Решение данных проблем во многом обусловлено возможностью использования современных оздоровительных направлений, одним из которых является гимнастическая аэробика. Современная стилистика указанного направления и спортивная направленность повышают мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, а командная форма воспитывает у детей умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества и т.п. [3]
Упражнения аэробики универсальны и доступны. Аэробика позволяет развивать у занимающихся двигательные качества, такие как: координационные, скоростно-силовые, силовые, гибкость, выносливость. Танцевальные движения вносят полезное разнообразие в содержание занятий по аэробике и способствуют эстетическому воспитанию занимающихся, развивают у них культуру движений, а также делают занятия насыщенными, интересными, повышают эмоциональное состояние.[4]
В методической литературе наработан большой материал для работы с различными возрастными группами но, несмотря на это, остается много нерешенных проблем методического характера по использованию средств аэробики в системе внеклассных занятий по физическому воспитанию.
Существующие методики проведения занятий с детьми обычно повторяют методики занятий аэробикой со взрослыми, но в упрощенном варианте, не учитывая при этом анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников данного возраста.
Разработанная нами программа дополнительного образования по аэробике для детей младшего школьного возраста, включает в себя разработанные комплексы упражнений гимнастической аэробики, упражнения с предметами, а также основные элементы хореографии и танца.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий.
Особенности программы:
- содержание доступно для занимающихся;
- Программа дает возможность работы с учащимися, имеющим разный уровень физической подготовки;
- Проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку и чередовать ее в оздоровительных целях;
- Занятия проводятся под музыку, которая задает темп и ритм выполняемых упражнений.
- Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятий, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.
Правильное использование музыки способствует лучшему усвоению двигательного навыка. Ритм должен быть четким и ясным. При этом желательно, чтобы музыкальная тема по характеру была отвлеченной, без активного воздействия на воображение занимающихся и их эмоциональное состояние. Упражнения должны соответствовать музыкальному квадрату. Музыкальный квадрат – 32 счета, состоит из четырех восьмерок.
Темп музыки в гимнастической аэробике должен соответствовать данному виду – 130-160 уд\мин.
Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю по 1,5 часа.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крюкова Наталья Алексеевна
→ Lisena2007 24.04.2012 1 4536 502 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК