Исследование "Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся"











«Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся»






Куприянова Дария Аммосовна

учитель физической культуры

МОБУ ПСОШ №15 г.Якутск














Введение

Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска новых подходов и совершенствования методов профессиональной подготовки. Важность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что физическая культура предъявляет специфические требования к индивидуальности субъекта деятельности.

В теории и методике физического воспитания принцип индивидуализации предполагает учет возрастных, половых, физиологических, физических и индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательной деятельности.

Решение проблемы системного подхода к развитию индивидуальности и развития волевых качеств особенно актуально в сфере физической культуры учащихся предъявляющей специфические требования.

В работах по  теории и методике физического воспитания де­тей школьного возраста отмечается, что активные занятия раз­нообразными физическими упражнениями,  подвижными и спортивны­ми играми способствуют формирование у детей жизненно важных фи­зических и волевых качеств. Воспитания положительных нравственно-во­левых черт личности,  активности,  самостоятельности в процессе занятий физической культурой четко сформулирована в программе по физической культуре.

Объект и предмет исследования.  Исследовались  особенности проявления в процессе воспитания волевых качеств - целенаправленность и настойчи­вость, учащихся школ г.Якутска.

Гипотеза исследования.  Систематическое применение на за­нятиях определенной группы физических упражне­ний,  осознанное достижение детьми поставленных целей   выпол­нения упражнений,  а также активное преодоление возникающих при этом трудностей путем продолжительного непрерывного напряжения физических и психических сил позволит эффективно развивать у детей важные волевые качества - целенаправленность и настойчи­вость. Развитие волевых качеств у старшеклассников  возможно,  окажет поло­жительное влияние на улучшение показателей их физической подго­товленности.

Цель: Исследовать психолого-педагогические приемы - волевых качеств на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

1.  Разработать способы оценки целенаправленности и настой­чивости у учащихся 10-11 классов в условиях двигательной деятельности с помощью физических упражнений.

2. Изучить взаимосвязь между волевыми качествами и общим физическим развитием учащихся.

Методы исследования. Для выявления состояния исследуемого вопроса применялся педагогический эксперимент:  В работе были использованы педагогиче­ские наблюдения, результаты анкетирования и индивидуальных бесед;  ознакомление с медицинской документацией; мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности.

Для обработки количественных результатов исследования привлекались общеизвестные методы математической статистики.

Методологической основой исследования явились положения о влиянии уроков физической культуры на формирование волевых качеств, силы воли; 

Научная новизна исследования заключается в том,  что раз­работана методика объективной оценки уровня развития волевых качеств старших школьников по результатам выполнения двига­тельных заданий;  выявлены и проанализированы индивидуальные особенности проявления волевых качеств, силы воли у учащихся в условиях двигательной деятельности;  исследована степень взаимосвязи изучаемых ка­честв воли с разными сторонами физического развития.

Теоретическое значение работы состоит в  том,  что  ее резуль­таты расширяют представления о разносторонней взаимосвязи фи­зического и волевого воспитания учащихся старшего школьного воз­раста; доказана возможность  эффективного развития волевых ка­честв под влиянием целенаправленных педагогических воздействий в процессе двигательной деятельности.

Практическое значение заключается в  том,  что на основе результатов исследования разработаны практические ре­комендации по  отбору и использованию двигательных заданий для оценки уровня развития целенаправленности и настойчивости,  по воспитанию этих качеств воли путем применения комплекса физи­ческих упражнений,  преимущественно направленных на развитие вы­носливости;   представлена методика воспитания  ведущих качеств воли на физкультурных занятиях.

Понятие  «воля» отражает сознательную целеустремленность к дея­тельности в избранном направлении,  устанавливающую способ и ха­рактер действий человека.  Отсюда с неизбежностью следует вывод, что ведущим и жизненно важным качеством воли в любой сфере дея­тельности человека выступает целеустремленность. С позиции психологии воля и волевые качества не являются врожденными, развиваются под влиянием условий жизни на всем протяжения становления личности индивида по мере усвое­ния социального опыта и разнообразных видов деятельности.  Ут­верждение единства сознания и деятельности является важным по­ложением советской психологии (С.Л. Рубинштейн,  Д.Б. Эльконин).


Исполнительные этапы волевого действия:






















Организация и методы исследования – сформулированы в цели и в задачи исследования, рассмотрены органи­зации.

Основные этапы метода работы. Работа проводилась с сентября по октябрь месяц этого года в городе Якутске, в трех общеобразовательных учреждениях школы №15, №2, №3. Исследованием было охвачено 18 учащихся 16-17лет, среди которых 9 учащихся занимаются спортом, а 9 не занимаются спортом. Работа проходила в два этапа. На первом этапе,  с сентября по октябрь 2011 года решались первые две задачи исследо­вания. В начале первого этапа в ходе поискового эксперимента на основе анализа опубликованных данных разрабатывалась и прове­рялась экспериментальная методика оценки целенаправленности и настойчивости в процессе выполнения физических упражнений. В поисковой части эксперимента обследовалось 18 учащихся. В конце первого этапа с по­мощью разработанной методики и выбранных двига­тельных заданий было проведено массовое обследование особенно­стей проявления и развития изучаемых качеств воли.

Контрольные упражнение

Норматив

Прыжки через скакалку(за 30мсек. )

Прыжки через скакалку(за 1мин )


40 – 50раз.

90 – 130 раз.

Многоскоки (за 30 сек.)

Многоскоки (за 1 мин.)

30- 50 раз.

60 – 100 раз.

Поднимание туловища(15 сек.)

Поднимание туловища(30 сек.)

Подтягивание (количество раз)

Подтягивание из виса лежа (количество раз)

Приседание(30 сек.)

Приседание(1 мин.)

10-20 раз.

20 – 40 раз.

10-16раз.

14 – 25 раз.

30-50 раз.

45 – 70 раз.

Прыжки в длину с места (см)

175 – 240 см.

Кросс: 2000м

3000м

8.48 9.20 10.00

12.20 13.00 13.50

Сравнение упражнений всех серий показало, что наиболее эффективным для оценки целенаправленности и настойчивости ока­зались многократно повторяемые длительные упражнения, т.е прыжки через скакалку, приседание, поднимание туловища. Если для первой группы, т.е для не занимающихся спортом учащихся выполнение упражнений намного ниже стандарта, а  для второй группы он существен­но выше стандарта, возросли средние значения показателей  (на­пример,  челночного бега)  и значительно повысилось поведение учащихся.

  Второй этап: 4 вида анкетирования:

  1. Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции.

  2. Методика «Социальная смелость»-это многофакторное исследование.

  3. Тест на самооценку силу воли.

  4. Анкета уровня развития волевых качеств.

Участники анкетирования учащиеся 10-11 классов ПСОШ №15 - 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 1: Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

61балл

22 балла

сила воли большая

высокий

2.

56 баллов

26 балла

сила воли средняя

низкий

3.

81 балл

23 балла

сила воли средняя

высокий

Таблица 2: Не занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

62 балла

24 балла

сила воли средняя

высокий

2.

76 баллов

20 балла

сила воли слабая

низкий

3.

41 балл

18 балла

сила воли средняя

низкий


Участники учащиеся 10-11 классов ПСОШ №2 - 6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 3: Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

30 баллов

20 баллов

сила воли средняя

высокий

2.

63 балла

21 балл

сила воли средняя

высокий

3.

63 балла

23 балла

сила воли большая

высокий

Таблица 4: Не занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

37 баллов

23 балла

сила воли слабая

низкий

2.

80 баллов

22 балла

сила воли большая

высокий

3.

69 баллов

21 балл

сила воли средняя

низкий

Участники учащиеся 10-11 классов ПСОШ №3-6 учащихся, из них 3 занимаются на спортивных секциях, 3 не занимаются никакими видами спорта;

Таблица 5: Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

28 баллов

19 баллов

сила воли слабая

низкий

2.

60 баллов

20 баллов

сила воли большая

высокий

3.

60 баллов

21 балл

сила воли средняя

низкий

Таблица 6: Занимаются спортом.


Изучение импульсивности и волевой регуляции

Изучение волевых качеств

Самооценка силы воли

Уровень развития волевых качеств

1.

30 баллов

21 балл

сила воли слабая

низкий

2.

61 балл

22 балла

сила воли большая

высокий

3.

62 балла

23 балла

сила воли средняя

низкий

Была изучена возможность опреде­ления волевых качеств у старших школьников по результатам анкетирования и тестирования. Такими признаками рассматривались способность про­должительное время концентрировать внимание на достижение по­ставленной цели, умение мобилизовать свои возможности для прео­доления трудностей,  стремление добиваться положительных резуль­татов. Всесторонний учет индивидуальных особенностей по всему комплексу показателей выполнения физических упражнений позво­лил с большой надежностью выявить уровень развития целенаправ­ленности и настойчивости каждого учащегося условно распределить на три группы - с высоким,  средним и низким уровнем раз­вития.  Анализ показал, что из 18 обследованных учащихся   (0%)-имеют средний,  (25%) - низ­кий и   (66%)-высокий уровень развития волевых качеств, Самооценки силы воли (41%)-средний, (50%)-большая, (8%) – слабая.  Полученные в эксперименте результаты позволили сделать вывод о наибольшей эффективности многократно повторяе­мых длительных упражнений в качестве контрольных, а также воз­можности использования аналогичных упражнений в виде основного средства развития целенаправленности и настойчивости в процес­се двигательной деятельности старших школьников.

В качестве основного средства формирования целенаправлен­ности и настойчивости в проведенной работе использовались физи­ческие упражнения. Для достижения положительных результатов в развитии волевых качеств важно, чтобы   выбор  движения   опре­деленной группы физических упражнений отвечал необходимым; пе­дагогическим требованиям: упражнения должны быть хорошо знако­мы по способу выполнения,  достаточно освоены;  их целе­сообразно использовать на этапе совершенствования двигательных навыков,  чтобы можно было проводить упражнения как в игровой, так и соревновательной форме.  Важными критериями отбора упраж­нений явилось соответствие результатов выполнения физических упражнений основным показателям проявления изучаемых качеств воли в условиях двигательной деятельности.

Из результатов исследования видно,  что действенными фак­торами воспитания волевых качеств могут служить условия,  по­буждающие к преодолению трудностей.  С учетом этого в пе­дагогическом эксперименте проводилось усложнение упражнений пу­тем постепенного увеличения   числа повторений и длительности их выполнения,  повышения их интенсивности  (например,  Выполнение  в разном темпе),  вариативности условий проведения  (напри­мер,  с отягощающими пособиями и без них,  в привычной позе или необычном положении тела и т.д.). Опыт показал,  что основным методом воспитания волевых ка­честв является метод упражнений:

1.Многократное повторение дви­гательных действий осуществляется при этом в двух режимах рабо­ты - непрерывном и интервальном.

2. Для повышения отношения к проявлению волевых качеств наиболее эф­фективными являются приемы,  направленные на достижение умствен­ной и моральной основы волевых действий. 

Обнаружено,  что дети с 5-ти лет способны воспринимать  общую и конкретные цели занятий физическими упражнениями,  если расширить  их представления и зна­ния о пользе этих занятий,  о разных параметрах движений. 

Боль­шое значение в обеспечении успешной работы имеет:

1.Применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий:  как кон­троль и учет степени развития волевых качеств;

2. Наглядная демон­страция результатов выполнения упражнений и др. 

Сравнение результатов,  полученных в  экспериментальной группе, осуществлялось на основе анализа данных выполнения контрольных упражнений и анкетирования.  При этом была учте­на разница исходных уровней развития изучаемых волевых качеств у учащихся занимающихся спортом и не занимающихся спортом.


Выводы.

1.  В процессе двигательной деятельности под влиянием педа­гогических воздействий создаются благоприятные условия для про­явления и развития у старшего школьного возраста таких ведущих волевых качеств как целенаправленность и настойчивость, развитие с воли связанных с  преодолением трудностей объективного и субъективного  характера.

2.  Для оценки волевых качеств в условиях двигательной деятельности целесообразно использовать  физические упражнения,  основанные на длительном и многократном повторении однотипных двигательных действий. При этом возникает необходи­мость  проявлять волевые усилия для преодоления постепенно  нара­стающего физического и эмоционального напряжения. Основными по­казателями проявления волевых качеств являются длительность, число повторений и интенсивность выполнения физической работы.

3.  Эффективным средством воспитания целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения,  выполняемые в непрерывном и интервальном режимах работы и связанные с преодолением трудностей разного  характера.

4. Ведущим методом при воспитании волевых качеств явля­ется метод упражнения, основанный на повторении двигательных действий, побуждающих учащихся к сознательному и активному выпол­нению двигательных заданий. Для стимуляции волевых усилий важно использовать приемы самоконтроля и учета степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и со­ревновательные формы выполнения движений, например, поощрения.















Список использованной литературы

  • Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1993.

  • Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

  • Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Просвещение, 1996.

  • Архангельский Н.В. Ценности и воспитание // №4 – М.: Педагогика, 1999.

  • Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. – М: МГУ, 1999.

  • Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. – М., 1991. – №1. – с. 32–35.

  • Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение, 1997.

  • Болдырева Н.И. Педагогика. – М., 1998.

  • Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999.

  • Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин т им. Горького – Омск: ОГПИ, 2001.

  • Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997.

  • Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 1993.

  • Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1999.

  • Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. – М., 1996.

  • Джемс У. Психология. М., 1999.

  • Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.

  • Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999. – с. 7–9.

  • Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999. – с. 19–23.

  • Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.

  • Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. – Тбилиси, 1999.

  • Макаренко А.С. Педагогика. – М., 1979.

  • Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. – 1999. – №2. - с. 35

  • Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта. – Киев, 1998. – с. 16

  • Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 1997.

  • Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СпбУ 1995. – №3

  • Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1999.

  • Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. – М., 1998.

  • Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. – М., 1994.

  • Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1991. – с. 16–19.

  • Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1997.

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.

  • Рудик П.А. Психология воли спортсмена. М., 1993.

  • Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 1992.

  • Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. – СПб, 1999.



Слайд 1
НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ» КУПРИЯНОВА ДАРИЯ АММОСОВНА МОБУ «ПСОШ №15» УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ: Системный подход к развитию индивидуальности и развития волевых качеств в сфере физической культуры.
Слайд 3
ЦЕЛЬ:  Исследовать приемы волевых качеств на уроках физической культуры.
Слайд 4
ЗАДАЧИ: o Разработать способы оценки целенаправленности и настойчивости у старшеклассников в условиях двигательной деятельности с помощью физических упражнений. o Изучить взаимосвязь между волевыми качествами целенаправленности и общим физическим развитием учащихся.
Слайд 5
МЕТОДЫ:  Анкетирование импульсивности и волевой регуляции.(Вопросы на внимание, раздражительность и организованность.)  Уровень развития волевых качеств, тестирование методики многофакторного исследования личности Р.Кеттелла, т.е изучение методики волевых качеств.(умения общения с людьми.)  Тест на самооценку силы воли.(Проявления силы воли)  Тест на физическую подготовленность. (умение высказывать свое мнение, сдержание своих чувств)
Слайд 6
Слайд 7
 Цели, которые человек ставит перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие).  Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий.  Волевые действия разделяются на простые и сложные.
Слайд 8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  Сила воли  Волевое усилие  Целеустремленность  Инициативность  Выдержка  Решительность  Энергичность  Намерение  Самоконтроль
Слайд 9
ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПСОШ №15, ПСОШ №2, ПСОШ №3: В эксперименте принимали участие учащиеся ПСОШ №15, ПСОШ №2 и ПСОШ №3. Из них, 9 учащихся занимаются спортом, а 9 учащихся не занимаются спортом. Работа проводилась в II этапа: I этап: Контрольные срезы физической подготовленности; II этап: Тестирование.
Слайд 10
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ: Прыж ки ч.с за 1мин. Много Под.т улови скоки ща Подтя Присе гиван дания ие Прыж ки Кросс ПСОШ №15 III II III I III II III ПСОШ №2 II I II III II I II ПСОШ №3 I III I II I III I
Слайд 11
1. Многократно повторяемые длительные упражнения: - прыжки через скакалку; - приседание; - поднимание туловища; 2. Учащиеся не занимающиеся спортом выполняют упражнения намного ниже стандарта, а для второй группы он существенно выше стандарта, возросли средние значения показателей и значительно повысилось поведение учащихся.
Слайд 12
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПСОШ №15: Изучения импульсивно сти и волевой регуляции Изучения волевых качеств Самооценка силы воли Уровень развития волевых качеств 1. 76 баллов 24 балла Сила воли средняя высокий 2. 41 балл 18 баллов Сила воли слабая низкий 3. 69 баллов 20 баллов Сила воли средняя низкий 1. 61 балл 22 балла Сила воли большая низкий 2. 56 баллов 26 баллов Сила воли средняя высокий 3. 81 балл 23 балла Сила воли большая высокий
Слайд 13
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПСОШ №2: Изучения импульсивно сти и волевой регуляции Изучения волевых качеств Самооценка силы воли Уровень развития волевых качеств 1. 37 баллов 23 балла сила воли слабая низкий 2. 80 баллов 22 балла сила воли большая высокий 3. 1. 69 баллов 30 баллов 21 балл 20 баллов низкий низкий 2. 63 балла 21 балл Сила воли Сила воли средняя средняя Сила воли средняя 3. 63 балла 23 балла Сила воли большая высокий высокий
Слайд 14
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПСОШ №3: Изучения импульсивно сти и волевой регуляции Изучения волевых качеств Самооценка силы воли Уровень развития волевых качеств 1. 55 баллов 15 баллов Сила воли средняя низкий 2. 83 балла 11 баллов высокий 1. 3. 83 балла 82 балла 19 баллов 22 балла 2. 78 баллов 21 балл Сила воли большая Сила воли Сила воли большая средняя Сила воли большая 3. 65 баллов 23 балла Сила воли средняя высокий высокий низкий низкий
Слайд 15
ИЗУЧЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ: 90 80 70 60 Волевая регуляция 50 40 Волевые качества 30 20 10 0 ПСОШ №15 ПСОШ №2 ПСОШ №3
Слайд 16
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ: 66% 66% 60% 40% 34% Низкий 34% Средний Высокий ПСОШ 0% №15 ПСОШ 0% №2 ПСОШ 0% №3
Слайд 17
РЕЗУЛЬТАТ САМООЦЕНКИ СИЛЫ ВОЛИ: 50% 45% 40% 35% 30% 25% слабая средняя большая 20% 15% 10% 5% 0% С П О Ш № 15 СО П Ш 2 № С П О Ш № 3
Слайд 18
ФОТО:
Слайд 19
ТРЕНИРУЕМ ВОЛЮ:  Посвятите целый день наблюдению за собственной волей.  Наблюдайте за собственными проявлениями безволия.  Привыкните к мысленному совершению усилий "жесткого" типа.  Совершайте реальные действия, связанные с усилиями "жесткого" типа, - бегайте по утрам, заставляйте себя делать неприятные, но необходимые вещи.  Умейте наблюдать за ситуацией и собственным состоянием лени со стороны, не отождествляясь с ним.  Приучайтесь к продлению сосредоточенного внимания во время совершения усилий "жесткого" типа.  Соединяйте проявления воли с основными мотивами, стараясь при этом быть целостным в своих желаниях, обладать непротиворечивыми побуждениями и личностными чертами.  Учитесь мгновенно подключаться к психофизиологическим ресурсам, чтобы энергия ресурсов помогала Вам избегать внутреннего беспокойства.  Тренируйте свое терпение и «мягкую» волю.
Слайд 20
ВЫВОДЫ:  Для оценки волевых качеств основными показателями проявления являются длительность, число повторений) и интенсивность выполнения физической работы.  Развитие волевых качеств у учащихся характеризуется, во-первых, отсутствием показателей целенаправленности и настойчивости вовторых, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в проявлении этих качеств у учащихся.  Особенности развития целенаправленности и настойчивости у старшеклассников является взаимосвязь между показателями качеств воли и одним из параметров состояния здоровья учащихся - частотой заболеваний.  Эффективным средством целенаправленности и настойчивости на физкультурных занятиях являются физические упражнения, выполняемые в непрерывном и интервальных режимах работы связанные с преодолением трудностей разного характера.  Упражнения, основанные на повторение двигательных действий, побуждают к сознательному и активному выполнению двигательных заданий.  Для волевых усилий важно использовать приемы самоконтроля и учета степени развития волевых качеств, оценки достигнутых результатов, игровые и соревновательные формы выполнения движений, например, поощрения.
Слайд 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1993.  Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.  Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Просвещение, 1996.  Архангельский Н.В. Ценности и воспитание // №4 – М.: Педагогика, 1999.  Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. – М: МГУ, 1999.  Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. – М., 1991. – №1. – с. 32–35.  Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение, 1997.  Болдырева Н.И. Педагогика. – М., 1998.  Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999.  Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин т им. Горького – Омск: ОГПИ, 2001.  Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997.  Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 1993.  Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Рязань, 1999.  Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. – М., 1996. 
Слайд 22
Джемс У. Психология. М., 1999.  Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.  Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999. – с. 7–9.  Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999. – с. 19–23.  Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.  Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. – Тбилиси, 1999.  Макаренко А.С. Педагогика. – М., 1979.  Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. – 1999. – №2. - с. 35  Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта. – Киев, 1998. – с. 16  Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М., 1997.  Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СпбУ 1995. – №3  Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1999.  Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. – М., 1998.  Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. – М., 1994.  Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1991. – с. 16–19.  Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1997.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.  Рудик П.А. Психология воли спортсмена. М., 1993.  Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 1992. 
Слайд 23
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Исследование "Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куприянова Дария Аммосовна  Конос
16.02.2013 0 2566 531

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК