От мониторинга к МФСК (5-11 классы)
Северный административный округ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 1424.
Предложения
по внесению изменений в Московский физкультурно-спортивный комплекс.
Шевченко Валерий Николаевич, учитель физического воспитания высшей категории ЦО № 1424.
Июль 2013 год.
Г. Москва.
От Мониторинга к МФСК.
«Нормативы нужно вводить, но они должны быть гибкими и должны соответствовать уровню развития ребёнка… должна быть система ориентиров». (Президент Российской Федерации В.В.Путин.).
На протяжении всего постсоветского периода (а это уже более 20 лет) для чиновников от образования и спорта головной болью является поиск эффективных средств постановки массовой физкультурно-спортивной деятельности в учреждениях образования. В советской системе физического воспитания таковыми являлись комплексы БГТО (Будь готов к труду и обороне) и ГТО (Готов к труду и обороне).
В реалии сегодняшнего дня чиновники Московского региона пытаются вписать Московский физкультурно-спортивный комплекс (МФСК). Но если внедрению комплекса ГТО предшествовало широкое обсуждение его условий в научных кругах, среди специалистов физической культуры и в СМИ, то, невесть кем созданный, МФСК появился для учителей физкультуры весьма неожиданно.
Всё это способствовало тому, что плод фантазии чиновников оказался недозревшим, а потому и вызвавший массу нареканий. Под критику учителей попал целый ряд условий комплекса. Показателем явной некомпетентности его составителей являлся норматив бега на 400м. без учёта времени для учащихся 5-6 классов. Недовольство школьных специалистов заставило чиновников внести изменения.
Они закреплены решением Коллегии Москомспорта от 23 декабря 2010 года. Заметим, что руководство от образования своего участия в этом не обозначило. Изменения, как правило, предполагают улучшения. Однако считаю, что в данном случае этого не произошло: замечания учителей были явно проигнорированы.
Анализ состояния материально технической базы школ района Аэропорт указывает на отсутствие в них условий для подготовки и сдачи, предлагаемых Москомспортом нормативов МФСК. Это касается таких нормативов как: бег на 60 и 100 м., метание мяча, плавание, лыжные гонки, стрельба. Такое положение дел лишает участия школьников района Аэропорт в состязаниях МФСК. В таком незавидном положении находятся и многие другие школьники Москвы.
Представителям Москомспорта следовало бы иметь единую базу данных о наличии в школах условий для сдачи нормативов предложенного ими комплекса МФСК.
Несовершенство программы изменённого комплекса по-прежнему ярко выражено. Заменив бег на 400 м. дистанцией в 1000 м., составители вновь предлагают учащимся 5-6 классов бежать её без учёта времени. Но согласно условиям «Мониторинга состояния физического развития и физической подготовленности школьников г. Москвы» (Мониторинг) бег 1000 м. на результат предусматривается уже с 1 класса. На этом фоне введение бега на 1000 м. без учёта времени (бег трусцой) в спортивный комплекс дискредитирует учителей столицы в их умении обеспечить высокий уровень физической подготовленности учащихся. К тому же, переход от пассивного отношения к физическим нагрузкам к повышенным соревновательным, нормативным требованиям лишь на уровне 7 класса, чреват проявлением учащимися откровенного нежелания истязать себя физкультурой. Общеизвестно, что адаптация к нормативным требованиям и повышенной физической (соревновательной) нагрузке с большим эффектом закладывается в начальной школе.
Считаю неоправданным (и такое мнение среди специалистов физической культуры распространено) введение в комплекс норматива в отжимании (сгибание и разгибание рук) от скамейки у мальчиков 5-6 классов, и у девочек всех возрастов. Устоявшийся норматив в практике оценки качества силовой подготовки у юношей – это подтягивание на высокой перекладине. Тот же мониторинг предусматривает его с 1 по 11 классы. Введение отжимания, как норматива в оценке силовой подготовки мальчиков только в 5-6 классах, исключает смысловую подоплёку упражнения и создаёт дополнительные и неоправданные хлопоты в организации тестирования.
Норматив в отжимании для девочек воспринимается негативно самими девочками. Они не хотят иметь «огромные плечи и накаченные бицепсы». В арсенале средств убеждения массовой физкультуры в пользу оздоровления отжимание во многом уступает нормативу, определяющему силу мышц живота: подъём в сед из положения лёжа. Знания о том, что упражнения для мышц живота являются эффективным средством профилактики заболеваний органов полости живота, являются стимулирующим аргументом. К тому же девочки весьма охотно «качают пресс», дабы иметь подтянутый красивый живот. Именно этот норматив в тестировании школьниц предусмотрен мониторингом.
Введение в МФСК норматива для девочек, определяющего качество развития мышц живота, было бы белее целесообразным.
И так, исключая многие школы из процесса подготовки и участия в соревнованиях МФСК, Москомспорт, относительно школ, не может утверждать, что «Комплекс является основой системы физического и патриотического воспитания…» и не сможет обеспечить выполнение предлагаемой цели: «создание единой городской системы оценки уровня физической подготовленности…».
Всего этого (в системе образования) достигает Мониторинг. В числе его составителей кандидаты педагогических наук. Рецензент доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией ВНИИФК В.А. Кабачков. Мониторинг введён приказом Департамента образования города Москвы с 2004 года. Его программа может быть реализована (и практика это доказывает) в условиях каждой школы. Поэтому я и предлагаю за основу содержания и организации проведения МФСК в школах взять многолетний оправдавший себя опыт проведения мониторинга.
Мониторинг, преобразованный в физкультурно-спортивный комплекс, сохранив массовый охват учащихся, обеспечит высокий уровень мотивации школьников при сдаче нормативов и более тщательный, более достоверный анализ состояния физической подготовленности учащихся. При этом учителя физкультуры избавятся от мероприятий перегружающих организацию физкультурно-спортивной деятельности.
Об условиях проведения. Предлагаемая мною программа МФСК каждой возрастной группы (их три) та же, что и в мониторинге: бег на 30 и 1000 м., прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине (юноши) и подъём туловища в сед (девочки). Стрельбу из МФСК необходимо исключить однозначно. Ее место в комплексах ГТО для клубов патриотического воспитания.
МФСК – это комплекс физических упражнений, стимулирующий интерес учащихся к обеспечению качества собственной физической подготовленности. Девиз комплекса: «сила, выносливость, быстрота откроют здоровью ворота».
Каждое упражнение комплекса имеет 5 уровней готовности, каждому из них соответствует определённое количество баллов. Учащийся, набравший 20 баллов, награждается «золотым значком», а учащийся, набравший не менее 15 баллов, награждается «серебряным» значком «Школьные соревнования по многоборью МФСК». Подсчёт баллов единственное и отнюдь не обременяющее дополнение к работе учителя.
При сравнении регламента (условий проведения соревнований) МФСК предложенного Москомспортом, с регламентом Мониторинга, высвечивается весьма существенный факт. В первом случае регламент исключительно бескомпромиссный. Школьник, не уложившийся в норматив хотя бы в одном из упражнений комплекса, лишается права быть в числе сдавших, а значит и в числе награждённых значком МФСК. Зная свою слабость (мальчик, например, не в ладах с подтягиванием), ученик теряет интерес к комплексу.
Во втором случае регламент весьма демократичный. Школьник, даже получив «баранку» (0 очков) в одном из упражнений (в том же подтягивании), может добиться права на награждение «серебряным» значком за счёт успешного выполнения других упражнений: подтягивание – 0 очков + прыжки – 5 очков + бег 30 м. – 5 очков + бег 1000 м. – 5 очков = 15 очков. Есть и другие комбинации набора 15 очков.
При выше указанных условиях организации соревнований по МФСК, учитель, практически не нарушая своего рабочего ритма (выполнение учебной программы и требований мониторинга), стимулирует интерес учащихся к сдаче нормативов возможностью быть награжденными значком МФСК. При этом охват учащихся состязаниями может быть близким к максимальному контингенту школы.
В соревнованиях на районном уровне применяется та же бальная система. Однако требования к физической готовности участников повышаются: результаты, показанные ниже уровня готовности «средний», не засчитываются. Школьники, набравшие необходимое количество баллов награждаются, «золотым» или «серебряным» значком «Участник районных соревнований по многоборью МФСК».
На окружных соревнованиях и первенстве Москвы в программу включаются дистанции 60 м. (1,2 ступени), 100 м. (3 ступень) и для всех пятый вид – плавание. Итоги подводятся по таблицам многоборья. На этом уровне МФСК преобразуется в МСК (Московский спортивный комплекс). К участникам предъявляются требования на уровне спортивной подготовки. Это значит, что результаты упражнений соответствующих мониторингу должны быть не ниже уровня готовности «выше среднего». Все участники окружных соревнований награждаются значком «Участник окружных соревнований по многоборью МСК», а участники первенства Москвы значком «Участник первенства Москвы по многоборью МСК».
Естественно, что победители и призёры на всех уровнях соревнований будут награждаться в каждом отдельном упражнении и в многоборье в целом.
В.Н.Шевченко, учитель физической
культуры высшей категории ЦО № 1424.
ПРОЕКТ
Нормативы 1 ступени МФСК «Юный спортсмен».
Младшая группа (5-6 классы) 11-12 лет.
№ п/п |
Виды упражнений
|
Уровни физической подготовленности |
|||||||||
«Высокий» |
«Выше среднего» |
«Средний» |
«Ниже среднего» |
«Низкий» |
|||||||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|||||||
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
||
1. |
Бег 30 м. (сек.) |
4,9 |
5,0 |
5.2 |
5,3 |
5,5 |
5,6 |
5.9 |
6.1 |
6.0 |
6.2 |
2. |
Кросс 1000 м. (мин.сек.) |
4,35 |
5,24 |
5.08 |
5,57 |
5,41 |
6,30 |
6.25 |
7.14 |
6.26 |
7.15 |
3. |
Прыжок в длину с места |
187 |
172 |
174 |
161 |
162 |
150 |
145 |
136 |
144 |
135 |
4. |
Подтягивание (количество раз) Мальчики Подъём туловища в сед за 30 сек. Девочки |
9 |
20 |
7 |
18 |
5 |
16 |
2
|
12 |
1
|
11 |
Нормативы 2 ступени МФСК «Юный спортсмен». Средняя группа (7-8 классы) 13-14 лет.
№ п/п |
Виды упражнений
|
Уровни физической подготовленности |
|||||||||
«Высокий» |
«Выше среднего» |
«Средний» |
«Ниже среднего» |
«Низкий» |
|||||||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|||||||
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев |
||
1. |
Бег 30 м. (сек.) |
4,7 |
4,9 |
5.2 |
5,2 |
5,5 |
5,5 |
6.0 |
6.0 |
6.1 |
6.1 |
2. |
Кросс 1000 м. (мин.сек.) |
4,05 |
4,53 |
4,38 |
5,26 |
5,11 |
5,59 |
5.55 |
6.43 |
5.56 |
6.44 |
3. |
Прыжок в длину с места |
208 |
188 |
195 |
174 |
183 |
160 |
166 |
144 |
165 |
143 |
4. |
Подтягивание (количество раз) Мальчики Подъём туловища в сед за 30 сек. Девочки |
11 |
22 |
9 |
20 |
7 |
18 |
4 |
13 |
3 |
12 |
Нормативы 3 ступени МФСК «Юный спортсмен». Средняя группа (9-11 классы) 15-17 лет.
№ п/п |
Виды упражнений
|
Уровни физической подготовленности |
|||||||||
«Высокий» |
«Выше среднего» |
«Средний» |
«Ниже среднего» |
«Низкий» |
|||||||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|||||||
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
||
1. |
Бег 30 м. (сек.) |
4,3 |
4,8 |
4,5 |
5,1 |
4,7 |
5,4 |
5.0 |
6.0 |
5.1 |
6.1 |
2. |
Кросс 1000 м. (мин.сек.) |
3,35 |
4,22 |
4,08 |
5,54 |
4,41 |
5,27 |
5.25 |
6.11 |
5.26 |
6.12 |
3. |
Прыжок в длину с места |
238 |
206 |
225 |
193 |
213 |
180 |
196 |
164 |
195 |
163 |
4. |
Подтягивание (количество раз) Мальчики Подъём туловища в сед за 30 сек. Девочки |
13 |
25 |
11 |
24 |
9 |
20 |
6 |
15 |
5 |
14 |
Используемая литература:
1. Подпрограмма «Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования». Информационно-методический сборник № 6. Департамент образования города Москвы, Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. Центр «Школьная книга». Москва 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевченко Валерий Николаевич
→ Никвал 29.07.2013 0 2742 453 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.