Обучение плаванию деетй младшего школьного возраста
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время достаточно остро стоит проблема здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Не оспаривая комплексность и вариативность возможностей ее решения, приоритеты остаются за средствами физической культуры и спорта. Поэтому вопросы, связанные с начальным обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны. Среди других массовых видов спорта, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное и эмоциональное значение. Плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в воде ведут к укреплению органов кровообращения и дыхания. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц, особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног, тренируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит. Плаванием развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений.
В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Плавание идет на пользу здоровью, повышает иммунитет, закаливает и помогает эмоциональному развитию.
Однако, в настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка, как среди взрослых, так и среди детей. В северных городах, в частности, в Сургуте, проблема оздоровления детей и обучения их плаванию стоит еще более остро в связи с тем, что возможность купания в открытых водоемах ограничена, а наличие бассейна в дошкольных образовательных учреждениях и школах исчисляется единицами.
Немаловажное значение в организации занятий на воде имеет их систематичность и применяемые методики. Существующие программы обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, рассчитаны на участие ребенка в непрерывном процессе обучения, начиная с возраста 6-7 лет. Поэтому к школьному возрасту дети, посещавшие бассейн в дошкольном образовательном учреждении, в основном, адаптированы к водной среде, обучены двигательным навыкам, владеют навыком погружения в воду и передвижениям в воде. В детском саду, где отсутствует бассейн, воспитанники дошкольного возраста не готовы к освоению программ по обучению плаванию, рекомендуемых в качестве примерных. Исходя из многолетнего опыта работы, предлагаем рекомендации по составлению и реализации программы «Обучение плаванию» и оздоровлению, которая рассчитана, как на детей, не имеющих предварительного опыта общения с водной средой (первый год обучения – 2 часа в неделю, 72 часа в год), так и имеющих такой опыт (первый год обучения – 1 час в неделю, 36 часов в год). Второй и третий годы обучения – по 2 часа в неделю, 72 часа в год – на каждый год обучения.
Программа «Обучение плаванию» разработана на основе примерных программ для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Плавание (обучение плаванию)» под редакцией Л.П. Макаренко, а также программ и методических рекомендаций Н.Ж. Булгаковой и Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной.
Направленность программы: физкультурно-спортивная, направление - обучение плаванию. Срок освоения программы – 3 года, каждый год обучения в программе (первый, второй, третий) является самостоятельным модулем. Занятия могут проводиться в разновозрастных группах, занимающиеся в которых – дети примерно одинаковой начальной подготовки.
Форма занятий – групповая. Продолжительность занятия на всех этапах составляет 40 минут. Образовательная деятельность обучающихся осуществляется во время, свободное от занятий в общеобразовательных учреждениях.
Целью программы является обучение плаванию детей, закаливание и укрепление детского организма; формирование осознанной мотивации к занятиям физическими упражнениями и плаванием, в частности; создание основы для дальнейшего физического развития.
Задачи первого года обучения:
- ознакомление с правилами безопасного поведения на воде; привитие гигиенических навыков;
- овладение двигательными умениями и навыкам перемещения в воде;
- овладение умением плавания способом кроль на груди, на спине;
- укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;
- развитие физических качеств: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
- воспитание нравственных и волевых качеств.
Задачи второго года обучения:
- формирование умений безопасного поведения на воде; привитие стойких гигиенических навыков;
- овладение техникой плавания кроль на груди, технике плавания кроль на спине.
- укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;
- всестороннее развитие таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Задачи третьего года обучения:
- закрепление навыков безопасного поведения на воде, в том числе на открытых водоемах;
- совершенствование техники плавания способом кроль на груди, кроль на спине, выполнения простых поворотов, элементарных прыжков в воду;
- ознакомление и формирование умений способа плавания брасс;
- формирование умения плавать на глубокой воде (ноги не достают до дна);
- укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;
- всестороннее физическое развитие;
- воспитание нравственных и волевых качеств, развитие интереса к водным видам спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях тренировки
- воспитание стремления к высоким спортивным достижениям;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании каждого года обучения ребенок должен овладеть умениями и навыками для выполнения требований к уровню подготовки по годам обучения.
Контроль освоения теоретических знаний проводится с помощью собеседования, тестирования или выполнения творческой работы; практических умений и навыков – в виде контрольных срезов (входной и итоговый контроль – выполнение контрольно-переводных нормативов).
Учебно-тематический план (вариант 1)
№ п\п |
Содержание занятий |
1 год |
2 год |
3 год |
Объем учебно-тренировочной работы в неделю |
1 |
2 |
2 |
|
I |
Теоретическая подготовка |
1 |
2 |
2 |
II |
Практическая подготовка |
35 |
70 |
70 |
1 |
Общая физическая подготовка |
7 |
14 |
14 |
2 |
Обучение |
16 |
32 |
32 |
3 |
Совершенствование |
10 |
20 |
20 |
4 |
Входной и итоговый контроль, сдача КПН |
2 |
4 |
4 |
Всего часов |
36 |
72 |
72 |
Учебно-тематический план (вариант 2)
№ п\п |
Содержание занятий |
1 год |
2 год |
3 год |
Объем учебно-тренировочной работы в неделю |
2 |
2 |
2 |
|
I |
Теоретическая подготовка |
2 |
2 |
2 |
II |
Практическая подготовка |
70 |
70 |
70 |
1 |
Общая физическая подготовка |
14 |
14 |
14 |
2 |
Обучение |
42 |
32 |
32 |
3 |
Совершенствование |
10 |
20 |
20 |
4 |
Входной и итоговый контроль, сдача КПН |
2 |
4 |
4 |
Всего часов |
72 |
72 |
72 |
Содержание программы
1.Теоретическая подготовка.
Основы знаний (5/6 часов)
Правила техники безопасности в воде, правила поведения в закрытых и открытых водоемах. Гигиенические требования при посещении бассейна. Закаливание организма. Физические упражнения и здоровье человека. Полезные и вредные привычки.
2.Практическая подготовка
Освоение с водой
Передвижения по дну бассейна различными способами. Выдохи в воду, погружения. Скольжения на груди с различными исходными положениями рук. Скольжения на спине с различными исходными положениями рук.
Способы плавания
2.1.Кроль на груди, на спине
Попеременные движения ногами кроль в скольжении на груди. Попеременные движения ногами кроль в скольжении на спине. Элементарные гребковые движения руками кроль в скольжении. Проплывание отрезков кролем на груди с задержкой дыхания. Проплывание отрезков кролем на спине. Согласование движений ног и дыхания в кроле на груди. Согласование движений рук и ног в кроле на груди. Кроль на груди в полной координации. Техника движений рук в кроле на спине. Согласование движений рук и ног в кроле на спине. Кроль на спине в полной координации.
2.2.Брасс
Ознакомление с техникой плавания брасс. Техника движений рук в брассе. Техника движений ногами в брассе. Техника движений рук в брассе в согласовании с дыханием. Согласованность рук и ног с дыханием в плавании брасс.
3.Вход в воду
Соскок вниз ногами, спад из положения согнувшись толчком ног (большая ванна).
4.Старты и повороты
Старт с воды. Элементарные повороты при плавании кролем на груди.
5.Ныряния
Ныряния в длину, глубину.
Методическое обеспечение
1.Комплекс упражнений для обучения способу кроль на груди Комплекс упражнений для обучения способу кроль на спине Комплекс упражнений для обучения способу брасс.
2.Комплекс игр, применяемых при обучении скольжению. Комплекс игр, применяемых при обучении плаванию Комплекс игр для закрепления навыков.
Список литературы
1. Булгакова Н.Ж. Азбука спорта (серия) – Плавание. «Физкультура и спорт» - 1999.
2. Булгакова Н.Ж. Игры в воде, на воде, под водой. – М.: ФиС, 2000.
3.Викулов А.Д. Плавание. – М.: ВЛАДОС – ПФССС, 2003г. 4.Гончар И.Л. Плавание « Методика преподавания », 1989 .
5.Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Татьяна Сергеевна
→ Tatiiana 02.12.2013 1 2862 1124 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.