Урок химии в 10 классе по теме "Витамины"


ВИТАМИНЫ


Цели урока: формирование у учащихся представления о витаминах, знакомство с их классификацией и значением для организма человека; приобретение навыков исследовательской деятельности; побуждение учащихся к активным действиям по профилактике авитаминоза и устранению этой проблемы; формирование навыков компьютерной грамотности.

Оборудование: коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота( порошок), рыбий жир, хлороформ, серная кислота (конц.), лакмусовая бумажка, стаканчики, пипетки, часовые стекла. Дидактический материал на печатной основе.

Возраст учащихся: 10 класс.

Программное обеспечение: компьютер, проектор, экран, программные средства Microsoft Office: Word, Power Point, Publisher.

Предварительная подготовка:

  • Поиск определений слова «витамины» в различных источниках информации – работает весь класс.

  • Подготовка сообщений по теме: «История изучения витаминов», используя материалы сети Интернет – три ученика.

  • Подготовка сообщений по темам: «Водорастворимые витамины», «Жирорастворимые витамины» - двое учащихся. Оформление в виде буклетов в Publisher – от 2 до 4 человек.

  • Подготовка сообщений по темам: «Витамин С», «Витамин А». Оформление в виде информационных листов – 2 человека.

  • Оформление компьютерных презентаций в Power Point по темам: «Виды витаминной недостаточности», «Витаминные препараты и правила их приема», «Витамины в ягодах Архангельской области», - от 3 до 6 человек (если учащиеся работают в паре).


Ход урока:


1. Организационный момент.

У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, «Ошибка господа бога», в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. (Слайд 2)

«Вместо ответа человек показал на свой рот, с усилием растянул вспухшие губы, и Смок невольно отшатнулся.
- Цинга, - негромко сказал он Малышу, и больной подтвердил диагноз.
- Еды хватает? – спросил Малыш.
- Ага, - отозвался человек с другой койки. – Можете взять. Еды полно».

В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания – отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.

(Слайд 3) Цель нашего урока: познакомится с понятием «витамины», рассмотреть их строение, классификацию и значение для организма человека.

Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану: (Слайд 4)

  1. Что такое витамины.

  2. Витамины: история изучения.

  3. Виды витаминной недостаточности

  4. Классификация витаминов.

  5. Водорастворимые витамины.

    1. Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина С».

  6. Жирорастворимые витамины.

    1. Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина D».

  7. Витаминные препараты и правила их приема.

  8. Основы рационального питания.


2. Знакомство с понятием «витамины».

Вам необходимо было найти определение слова «витамины» в различных источниках информации.

Учащиеся зачитывают определения, затем, совместно с учителем, формулируют единое определение, записывают его в тетрадь.

(Слайд 5) Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах.


3. Историческая справка.

В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к этой группе биологически активных веществ.

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным и продолжено польским врачом и биохимиком К.Функом. (Слайд 6)

О том, как происходило открытие витаминов, мы узнаем, прослушав сообщения.

Учащиеся прослушивают сообщения, делают записи в тетрадях.

(Тексты сообщений даются в приложении 1).

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно витамины А1, В1, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.


4. Виды витаминной недостаточности

При недостатке в организме витамина или комплекса витаминов может возникнуть группа заболеваний, именуемых общим термином – витаминная недостаточность. Витамины — незаменимые биологически активные вещества, выполняющие роль катализаторов различных ферментных систем или входящие в состав многих ферментов. Витамины не синтезируются в организме, однако они необходимы для нормального обмена веществ, роста и обновления тканей, биохимического обеспечения всех функций организма. (Через гиперссылку на слайде 6 выходим на детскую презентацию).

Демонстрация презентации «Виды витаминной недостаточности».


5. Классификация витаминов

Важнейший признак классификации витаминов – способность растворяться в воде и в жирах. По этому признаку различают два класса витаминов: (Слайд 7)

  1. Водорастворимые: к ним относятся витамины С, РР, группы В и др.

  2. Жирорастворимые: к ним относятся витамины группы А, D, Е, и К.

Учащиеся прослушивают сообщение, делают записи в тетрадях.

(Тексты сообщений можно оформить в виде буклетов Publisher).


6. Водорастворимые витамины

Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.

Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.

Учитель предлагает учащимся решить проблему:

- Проанализируйте формулу аскорбиновой кислоты. Объясните причину ее активности. (Слайд 8)

Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки.

Дело в том, что она способна легко отдавать два атома водорода, окисляясь при этом и превращаясь в дегидроаскорбиновую кислоту. А последняя так же легко «заряжается» водородом, превращаясь опять в аскорбиновую.

Благодаря существованию такой обратимой системы витамин С и способен участвовать в самых разнообразных ферментативных химических процессах окислительно-востановительного типа, обеспечивающих нормальный обмен веществ в организме.

Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт:

Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина С»

- Растворите немного порошка витамина С (на кончике шпателя) в стакане с 5 мл воды и испытайте раствор лакмусовой бумажкой. Что можно сказать о растворимости и кислотных свойствах этого вещества?

Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки.

Витамин С хорошо растворяется в воде, проявляет кислотные свойства из-за значительной подвижности водородных атомов, находящихся около 2-го и 3-го атомов углерода.

Какую роль играет этот витамин для здоровья человека?

Учащиеся прослушивают сообщение, делают записи в тетрадях.

(Текст сообщения можно оформить в виде буклета Publisher).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

- Какие продукты наиболее богаты витамином С?

Учащиеся отвечают на вопрос, используя таблицы «Содержание витаминов в различных продуктах», находящиеся на партах.

(Таблица представлена в приложении 2).

Изучению свойств витамина С была посвящена учебно-исследовательская работа выпускницы нашей школы Тончихиной Марии. (Слайд 9, 10, 11)

Анализ диаграмм, представленных на слайдах.

Итоги исследования были представлены на районной научно-практической конференции «Юность Поморья» в 2006 году. Результат участия – 2 место.


7. Жирорастворимые витамины

Учитель просит назвать ребят отличительные признаки этого класса витаминов, исходя из информации, которую они получили выше. Учащиеся без особого труда называют такие особенности:

- жирорастворимые витамины усваиваются организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;

- способны накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;

- наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять (этот признак указывает учитель).

Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам. Жирорастворимые витамины имеют одну общую структурную формулу – их молекулы построены из изопреновых структур – изопреноидных блоков, подобно терпенам и стероидам. (Слайд 12)

Витамин А – ретинол по своей химической структуре является непредельным циклическим одноатомным спиртом, который легко окисляется в альдегид (ретиналь).

Какую роль играет этот витамин для здоровья человека?

Учащиеся прослушивают сообщение, делают записи в тетрадях.

(Текст сообщения можно оформить в виде буклета Publisher).

Как было сказано, витамин А существует в виде двух аналогов: А1 (ретинол-1) и А2 (ретинол-2). Оба аналога представляют собой спирты, содержащие шестичленный цикл и боковые изопреновые цепи. Недостаток в пище витамина А ведет к нарушению зрения (сумеречное или «куриная слепота»), поражению дыхательных путей(склонность к бронхитам, пневмониям), поражению покровов (сухость кожи, фурункулёзы). (Слайд 13)

Участие ретинола в процессе зрения заключается в том, что содержащиеся в сетчатке глаза комплексное соединение – родопсин или зрительный пурпур распадается на составные части: белок (опсин) и альдегид (ретиналь), который восстанавливается в ретинол.

Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт:

Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина D»

- На сухое часовое стекло поместить пипеткой одну каплю рыбьего жира, прилить 5 капель хлороформа и 1 каплю концентрированной серной кислоты. Смешать.

Появляется фиолетовое окрашивание, которое быстро переходит в бурое.

Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки.


8. Витаминные препараты и правила их приема

Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема.

Учащиеся прослушивают сообщение, делают записи в тетрадях.

Демонстрация витаминных препаратов.

(Через гиперссылку на слайде 13 выходим на детскую презентацию).

Демонстрация презентации «Витаминные препараты и правила их приема».


  1. Основы рационального питания.

В отличие от пищевых добавок и таблеток витамины могут поступать в организм человека в сбалансированном виде, если он употребляет в пищу натуральные продукты, например, лесные ягоды. В этом состоит их особая ценность. (Слайд 14)

(Через гиперссылку на слайде 14 выходим на детскую презентацию).

Демонстрация презентации «Витамины в ягодах Архангельской области».


10. Рефлексия.

Вам предлагается выполнить тест по материалу урока. Учащиеся выполняют тест, обмениваются ответами, проводят взаимопроверку, выставляют друг - другу оценки.

(Текст теста в приложении 7)

11. Заключительный этап.

Сегодня ни для кого не секрет, что витамины необходимы для нормального роста, развития и функционирования организма.

Я благодарю вас за активность, проявленную на уроке, и прошу выбрать цвет, показывающий ваше отношение к сегодняшнему уроку. (Слайд 15)

(Тест Люшера в приложении 8)

Литература:

  1. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: «Блик и К», 2001.

  5. Материалы Интернет-сайтов (сноски указаны в приложениях).

История изучения витаминов

***

Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи.

Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко де Гама, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу вводить известное количество лимонного сока или отвара

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует отсутствие подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

***

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшему новую главу в науке исследованию русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании.

В 1880 году русский биолог Николай Лунин скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар, белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В то же время мыши, которых кормили молоком, нормально развивались. В своей диссертационной (дипломной) работе Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом. Другие учёные не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин использовал тростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный сахар, плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина B.

Работа Лунина в 1881 была опубликована в иностранной печати, но не нашла должного признания.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося, главным образом, полированным рисом.

Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.

Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь один человек из 10000.


***

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшему новую главу в науке исследованию русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании.

Казимир ФУНК – американский биохимик польского происхождения, придумавший слово «витамин». В 1912 году он выделил из рисовых отрубей активное вещество, которое излечивало голубей от полиневрита – болезни, сходной с бери-бери (теперь оно известно как тиамин, или витамин B1), и еще одно активное соединение, ныне известное как никотиновая кислота, или витамин B3. Для обоих веществ он предложил название «витамины».

Функ высказал предположение, что и другие болезни — цинга, пеллагра, рахит — тоже могут вызываться недостатком каких-то веществ.

Ввел термин авитаминоз, разработал методы предупреждения и лечения авитаминозов.

Показал, что витамины входят в состав многих ферментов и способствуют их синтезу в организме. Усовершенствовал метод промышленного получения витамина В12.

После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания бери- бери, был открыт ряд других витаминов. Большое значение в развитии учения о витаминах имели работы Гопкинса, Степпа, Мак-Коллума, Мелэнби и многих других учёных.

Информационные источники:

http://blood.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=995&Itemid=0

http://print.biografija.ru/?id=79686

http://ru.wikipedia.org/wiki/

 http://botinok.co.il/node/7176



Общая таблица содержания витаминов в пищевых продуктах (в 100 г продукта)

Продукты

А
рети-нол,  мг

А
β-каро-тин,

мг

 

D
каль-цифе-ролы, мкг

E
токо-

феролы,

 мг

 

С
аскор-биновая кислота,

мг

В6
пири-

доксин,

 мг

В12
цианоко-баламин, мкг

Н
биотин,

 мкг

РР
ниацин,

мг

 

В5
панто-теновая к-та,

мг

В2
рибо-флавин,

мг

В1
тиамин, мг

В9
фола-цин,

мкг

Молоко коровье

0,025

0,015

0,05

0,09

1,50

0,05

0,40

3,20

0,10

0,38

0,15

0,04

5,00

Молоко сухое

0,13

0,10

0,25

0,45

4,00

0,20

3,00

10,0

0,70

2,70

1,30

0,27

30,0

Творог жирный

0,10

0,06

-

0,38

0,50

0,11

1,00

5,10

0,30

0,28

0,30

0,05

35,0

Яйцо куриное желток

1,26

0,26

7,70

-

-

0,37

2,00

56,0

-

3,8

0,24

0,18

19,0

Яйцо куриное белок

-

-

-

-

-

0,01

0,08

7,0

-

0,24

0,56

следы

1,00

Масло подсолнечное

-

0,04

-

67

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Масло соевое

-

0,17

-

114

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Говядина

следы

-

-

0,57

следы

0,37

2,60

3,04

4,70

0,50

0,15

0,06

8,40

Печень говяжья

8,2

1,00

-

1,28

33

0,70

60

98

9,0

6,8

2,19

0,30

240

Печень свиная

3,45

-

-

0,44

21

0,52

30

80

12,0

5,8

2,18

0,30

225

Почки свиные

0,1

-

-

-

10

0,58

15,0

140

7,3

3,0

1,56

0,29

-

Шпроты в масле

0,14

0

20,5

-

1,5

0,13

-

-

1,00

0,20

0,10

0,03

15,5

Фасоль

-

следы

-

3,84

-

0,90

-

-

2,10

1,20

0,18

0,50

90,0

Соя

-

0,07

-

17,30

-

0,85

-

60,0

2,20

1,75

0,22

0,94

200,0

Крупа овсяная

-

следы

-

3,40

-

0,27

-

20,0

1,10

0,90

0,11

0,49

29,0

Крупа рисовая

-

0

-

0,45

-

0,18

-

3,50

1,60

0,40

0,04

0,08

19,0

Макаронные изделия

0

0

0

2,10

0

0,16

0

2,02

1,21

0,30

0,04

0,17

20,00

Батон нарезной

0

0,001

0

2,30

0

0,15

0

1,75

1,51

0,29

0,08

0,15

20,00

Дрожжи прессован.

0

0

-

0

0

0,58

-

30,0

11,4

4,2

0,68

0,60

550

Баклажаны

-

0,02

-

-

5

0,15

-

-

0,60

-

0,05

0,04

18,50

Горошек зеленый

-

0,40

-

2,60

25

0,17

-

5,30

2,00

0,80

0,19

0,34

20

Картофель

-

0,02

-

0,10

20

0,30

-

0,10

1,30

0,30

0,07

0,12

8

Лук репчатый

-

следы

-

0,20

10

0,12

-

0,90

0,20

0,10

0,02

0,05

9

Морковь красная

-

9,00

-

0,63

5

0,13

-

0,60

1,00

0,26

0,07

0,06

9

Помидоры

-

1,20

-

0,39

25

0,10

-

1,20

0,53

0,25

0,04

0,06

11

Ананас

-

0,04

-

-

20

0,10

-

-

0,20

0,16

0,03

0,08

5

Апельсин

-

0,05

-

0,22

60

0,06

-

1,00

0,20

0,25

0,03

0,04

5

Банан

-

0,12

-

0,40

10

0,38

-

-

0,60

0,25

0,05

0,04

10

Груша

-

0,01

-

0,36

5

0,03

-

0,10

0,10

0,05

0,03

0,02

2

Лимон

-

0,01

-

-

40

0,06

-

-

0,10

0,20

0,02

0,04

9

Шиповник

-

2,60

-

1,71

470

-

-

-

0,60

-

0,33

0,05

-

Яблоки летние

-

0,02

-

-

10

0,08

-

-

0,23

-

0,03

0 ,01

1,60



Синий цвет: больше, чем в других продуктах. http://immunologia.ru/2-vitamin.html



Тест по теме «Витамины»

Выберите один правильный ответ.

  1. Витамин А содержится в большом количестве в:
    а) неочищенных злаках;
    б) зелени;
    в) моркови;
    г) чесноке.

  2. Для профилактики цинги необходимо употреблять:
    а) говяжью печень;
    б) молочные продукты;
    в) яйца;
    г) овощи и фрукты.

  3. При нехватке витамина D развивается:
    а) болезнь бери-бери;
    б) куриная слепота;
    в) рахит;
    г) пеллагра.

  4. Витамин D содержится в большом количестве в:
    а) оболочках семян злаков;
    б) рыбьем жире;
    в) моркови;
    г) лимонах.

  5. «Куриная слепота» возникает при недостатке витамина:
    а) А;
    б) С;
    в) В 6;
    г) D.

  6. Какова роль витаминов в организме человека?
    а) служат источником энергии;
    б) влияют на обмен веществ, участвуют в образовании ферментов;
    в) являются строительным материалом клетки;
    г) участвуют в хранении и передаче наследственных свойств.

  7. К жирорастворимым витаминам относится:
    а) витамин К;
    б) витамин РР;
    в) фолиевая кислота;
    г) аскорбиновая кислота.

  8. Авитаминоз возникает при:
    а) избытке витаминов в пище;
    б) продолжительном пребывании на солнце;
    в) отсутствии в пище витаминов;
    г) питании растительной пищей.





Рекомендации психолога (интерпретационная характеристика по цветовым выборам согласно тесту М. Люшера):


I группа


Зелёный – упорство, целеустремлённость, волевое усилие, эластичное напряжение, высокий уровень притязания, стремление к самовыражению, успеху, деловитость, энергичность позиции, настойчивость, логичность, критичность анализа, отстаивание своих интересов.

Красный – выражение жизненной силы, воли к победе, стремление к успеху, полноте бытия, творческое начало, возбуждённую деятельность, потребность в достижении самоутверждения.

Жёлтый – раскованность, потребность в эмоциональной активности, движении, эмоциональной вовлечённости, стремлении к новому, оптимизм, восприимчивость, расширение возможностей.

Таким образом, выбирая данные цвета для характеристики своего отношения к тем или иным предметам, учащиеся обнаруживают состояние, характеризующееся активной позицией, высоким уровнем работоспособности, готовностью проявлять волевые усилия, эмоциональным благополучием, душевным комфортом.


II группа

Синий – состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональная стабильность, умиротворённость чувств, удовлетворённость, тенденция к эмоциональному комфорту, покою.

Серый – тенденция к пассивности, потребность в отдыхе, освобождающий от обязательств, отгораживающий от внешних причин и воздействий, нейтральность, неучастие, социальная отгороженность.

Фиолетовый – потребность в уходе от реальной действительности, нереальнее требования к жизни, мечтательность, индивидуальность.

Таким образом, выбирая данные цвета, учащиеся, обнаруживают на тех или иных уроках состояние, характеризующееся наличием эмоциональной стабильности, удовлетворённым эмоциональным состоянием, однако некоторой пассивностью, нейтральностью позиции, социальной отгороженностью и потребности в покое, отдыхе.



Ш группа

Коричневый – потребность в снижении тревожности, к физическому и психологическому комфорту, ощущение физиологического дискомфорта, стресс, потребность адекватных отношений.

Чёрный – отказ, неприятие, огорчение, протест против существующего положения вещей, потребность в независимости, негативизм по отношению к любым авторитетам.

Таким образом, выбирая данные цвета, учащиеся, обнаруживают на тех или иных уроках состояние, характеризующееся наличием тревожности, дискомфорта, стресса или фрустрации каких-либо потребностей, низкий уровень работоспособности.


Информационные источники:


http://psyfactor.org/lib/lusher.htm

http://www.aquarun.ru/psih/ct/ct4p9.html

Слайд 1
Виды витаминной недостаточности Выполнила: Байкач Анна.10 «А» класс. : Ба: Байкач Анна.10 «А» класс. йка: Байкач Анна.10 «А» класс. ч Анна.10 «А» класс. Анна: Байкач Анна.10 «А» класс. .10 «А» кла: Байкач Анна.10 «А» класс. сс. УМСОШ. 2010 год.. 2010 год..
Слайд 2
Авитаминоз – полное отсутствие в организме какого-либо витамина. Цинга Острый недостаток витамина С (аскорбиновой кислоты). Рахит Острый недостаток витамина D. Симптомы — вялость, быстрая утомляемость, ослабление мышечного тонуса, ревматоидные боли в крестце и конечностях (особенно нижних), расшатывание и выпадение зубов; хрупкость кровеносных сосудов приводит к кровоточивости дёсен, кровоизлияниям в виде тёмно-красных пятен на коже. Заболевание детей грудного и раннего возраста, протекающее с нарушением образования костей и недостаточностью их минерализации.
Слайд 3
Пеллагра Дефицит в организме витамина РР (никотиновой кислоты). Бери-бери Расстройство углеводного и белкового обмена, развиваются процессы атрофии кожных покровов и органов пищеварения, нарушается работа центральной нервной системы. Куриная слепота Дефицит в организме витамина А (ретинола). Человек не может видеть в условиях недостаточной освещенности. Дефицит в организме витамина В1 (тиамина). Энцефалопатия Вернике (острое поражение среднего мозга) или полиневрит (поражения нервной системы).
Слайд 4
Гиповитаминоз – частичное отсутствие в организме какого-либо витамина Бессонница Постоянная усталость Раздражительность Повышенная утомляемость Ослабление памяти Снижение аппетита Недостаток витаминов группы В (В1, В6, В3, В12) и витамина D.
Слайд 5
Гипервитаминоз – избыток витаминов в организме, возникающий при избыточном их Передозировка Витамина Е, проявляется потреблении. в расстройствах ЖКТ, нестабильной работе сердечнососудистой системы, изменениях в иммунной системе, и, как следствие, усталости, слабости, головокружении. Сонливость, упадок сил, тошнота, головные боли, нарушается работа печени, ухудшается свертываемость крови, повышается давление, желтеет Передозировка кожа, появляются признаки остеопороза Витамина D - все это симптомы длительной неблагоприятно отразится на работе нервной системы, передозировки Витамина А. вызовет образование Литература: камней в почках и может http://www.100vitaminov.ru/ способствовать разрушению костной ткани. http://ru.wikipedia.org/
Слайд 6
Интернет-ссылки на картинки, используемые в презентации: http://100vitaminov.ru/pic/cinga.jpg http://www.vipvitamin.ru/wp-content/uploads/2011/01/rahit11.jpg http://100vitaminov.ru/pic/pellagra.jpg http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2008/05/07/031.jpg http://100vitaminov.ru/pic/eye_kurinslep.jpg http://www.mycharm.ru/files/10052007/migraine-headache.jpg http://img.videla.ru/predubejdenija/1.jpg
Слайд 1
Витаминные препараты и правила их приема Выполнили: ученицы 10 «В» класса УМСОШ Пырикова Наталья, Шигина Наталья. 2010 год.
Слайд 2
Витаминные препараты следует принимать, сразу после еды, так как выделение желудочного сока, желчи, панкреатических и кишечных ферментов облегчает растворение и усвоение препаратов. Желательно распределить прием суточной дозы витаминов равномерно в течение дня.
Слайд 3
Поскольку водорастворимые витамины, при чрезмерно высокой концентрации в крови, могут выводиться с мочой, суточную дозу лучше принимать в три приема, это позволит поддерживать оптимальный уровень содержания витаминов в организме в течение всего дня, без потери с мочой.
Слайд 4
Если мультивитамины принимаются один раз в день, лучше всего это делать после самой сытной еды в первую половину дня для обеспечения максимального результата. Реальный клинический эффект можно достичь только при регулярном приеме препаратов
Слайд 5
При приеме витаминов ферментативные препараты, такие как мезим или фестал, лучше не пить без предварительной консультации с врачом. Вы рискуете нарушить работу поджелудочной железы. Витаминные препараты категорически запрещено пить вместе с сердечными и гормональными средствами - витамины могут помешать всасыванию лекарств. Разница между приемом лекарств и витаминов не должна быть меньше 15 минут.
Слайд 6
Интернет - ссылки: http://www.vitamini.ru/news/new.aspx?id=13664&theme=62 http://www.medlinks.ru/article.php?sid=19406 http://www.mirdiet.com/vitgolod.html http://www.zdr.ru/images/publs/big_4472.jpg
Слайд 1
Витамины в ягодах Архангельской области Выполнили: Лосева Юлия, Киреева Ирина. 10 «А» класс УМСОШ. 2010 год.
Слайд 2
В лесах Архангельской области встречается более 30 видов растений, ягоды которых полезны для человека. Среди них всем известные брусника, клюква, черника, морошка, голубика и многие другие ягоды. Все они являются ценнейшим пищевым продуктом для человека. Ценность и польза ягод заключается не только в том, что они дают сахара, минеральные соли, органические кислоты, многие микроэлементы и являются носителями витаминов. Северные лесные ягоды гораздо богаче витаминами, чем их сородичи в южных областях.
Слайд 3
БРУСНИКА КЛЮКВА МОРОШКА каротин, до 300-400 мг витамина С, витамин С, много витаминов РР, А, В, Е, витамин С, В1, В2, каротин каротин витамин Р ЧЕРНИКА витамин РР, каротин и витамин А, которыми черника в два раза богаче, чем молоко; витамины группы В ГОЛУБИКА витамины С ,А, РР, витамины группы В
Слайд 4
КРАСНАЯ СМОРОДИНА Достаточно съесть 150 граммов красной смородины, чтобы обеспечить суточную потребность организма в витамине С; витамин Р. ЧЁРНАЯ СМОРОДИНА Достаточно съесть 15-20 граммов свежих ягод, чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине С, причем организм получит витамины А, Р, В1, каротин. МАЛИНА витамин С, А, каротин, В1, В2, РР, фолиевая кислота ЕЖЕВИКА витамин С, каротин
Слайд 5
РЯБИНА Она богаче абрикосов по содержанию каротина (в плодах рябины его содержится до 18 мг%) и уступает только шиповнику в содержании витамина Р. Аскорбиновой кислоты в плодах рябины до 200 мг%, что во много раз больше, чем в лимонах. Содержит провитамин А, витамины РР, В6, B2, С. ШИПОВНИК В ягодах шиповника содержится 4— 6, иногда до 18% витамина С, что в 10 раз превышает содержание его в черной смородине и в 100 раз — в плодах лимона; каротин, витамин В2, В6,Р, А, К и Е.
Слайд 6
ЗЕМЛЯНИКА КОСТЯНИКА витамин С, витамины группы В, каротин, фолиевая кислота витамин С, каротин КАЛИНА витамин С, В ЧЕРЁМУХА Литература Материалы Интернет-сайтов: ● http://evgkop79.narod.ru/pom_yagodka.htm ● http://www.forest-berry.ru/ejevika.html ● http://www.e-tat.ru/zv/2000/j09_2000/st13.htm витамин Р ● http://www.lakomica.ru/berry_list.html ● http://ejevichka.ufanet.ru/medic/pit_yagod.shtml ●http://www.cybertown.ru/catalog.php?action=site&id=73494
Слайд 1
Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 2
«Вместо ответа человек показал на свой рот, с усилием растянул вспухшие губы, и Смок невольно отшатнулся. - Цинга, - негромко сказал он Малышу, и больной подтвердил диагноз. - Еды хватает? – спросил Малыш. - Ага, - отозвался человек с другой койки. – Можете взять. Еды полно». Джек Лондон. «Ошибка господа бога» Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 3
Цель урока: познакомиться с понятием «витамины», рассмотреть их строение, классификацию и значение для организма человека. Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 4
План урока: 1.Что такое витамины. 2.Витамины: история изучения. 3.Виды витаминной недостаточности 4.Классификация витаминов. 5.Водорастворимые витамины. 5.1. Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина С». 6. Жирорастворимые витамины. 6.1.Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина D». 7. Витаминные препараты и правила их приема. 8. Основы рационального питания. Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 5
Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 6
Николай Иванович Лунин 1853 - 1937 Основоположник учения о витаминах Казимир Функ 1884 - 1967 Ввел термин «витамины» Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 7
Классификация витаминов Водорастворимые Витамины С, РР, группы В и др. Жирорастворимые Витамины группы А, D, Е, и К Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 8
Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 9
Исследовательская работа Исследование содержания витамина С в соке цитрусовых культур Тончихина Мария. 10 класс. 2006 год Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 10
29,2% 27,0% Апельсин Лимон Мандарин Грейпфрут 19,3% 24,5% Рис.1. Содержание витамина С в соке цитрусовых культур при нормальных условиях. 30,3% 27,5% 18,0% Апельсин Лимон Мандарин Грейпфрут 24,2% Рис.2. Содержание витамина С в соке цитрусовых культур после кипячения. 31,9% Апельсин Лимон Мандарин 27,7% 17,5% Грейпфрут 22,9% Рис.3. Содержание витамина С в соке цитрусовых культур после погружения железного предмета. Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 11
-количество 7,88 5,6 5,08 9,45 9,28 Лимон 9,98 7,56 6,65 Апельсин 11,9 Количество витамина С при привитамина нормальныхС условиях 11,0 8,58 8,05 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 Мандарин Грейпфрут нормальных условиях; Количество витамина С после кипячения -количество витамина С после Количество витамина С кипячения; после погружения железного предмета -количество витамина С после погружения железного предмета. Рис.4. Содержание витамина С в соке цитрусовых культур при различных условиях. Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 12
Витамин А Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 13
Участие ретинола в процессе зрения Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 14
Основным источником витаминов для человека является пища. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи, выбора блюд и привычек в питании. Важную роль играет состав пищи. Важно употреблять в пищу свежие овощи и фрукты. Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 15
Выбери цвет! Выполнила Пищикова Т.Н., учитель химии Урдомской МСОШ п.Урдома Ленского района Архангельской области
Слайд 16

Полный текст материала Урок химии в 10 классе по теме "Витамины" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пищикова Татьяна Николаевна  эфир
11.04.2011 7 10714 1912

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК