Слайд 1
Тема урока:
«Соли аммония»
Автор: Клок Галина Давидовна
МОСШ№10 г. Нижневартовска Тюменской обл.
Учитель химии 1 категории.
Приложение 2
Работа
(индивидуально-дифференцированная)
Цель. Закрепить знания о свойствах солей аммония.
Выполните один из вариантов (по степени сложности).
Вариант I
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций, происходящих между веществами, формулы которых приведены ниже:
a) NH4Cl и AgNO3; б) (NH4)2CO3 и НСl
Вариант II
Допишите уравнения реакций в полной и сокращенной ионных формах:
а) (NH4)2SO4 + ? NH4Cl + BaSO4;
б) (NH4)2S + H2SO4 (конц) ? + ?
Вариант III
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций, происходящих между следующими парами веществ:
а) соль аммония и другая соль;
б) соль аммония и щелочь;
в) соль аммония и кислота.
Урок по химии 9 класс « Соли аммония»
Цель урока:
Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий:
соли аммония
качественные реакции на ион аммония
химические свойства солей аммония
Формирование следующих специальных умений и навыков:
умение составлять химические уравнения реакций
умение пользоваться химической символикой и химическим языком
умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами
Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности
Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.
Задачи: к следующему уроку учащиеся должны:
знать:
качественные реакции на ион аммония
способы получения солей аммония на примере хлорида аммония
уметь:
составлять соответствующие уравнения реакций, отражающие свойства солей аммония
проводить эксперимент, отражающий свойства солей аммония.
Ход урока
1. Орг. момент (1-2 мин).
2. Введение: на прошлом занятии мы рассматривали соединения азота со степенью окисления (-3) на примере аммиака. На данном уроке мы продолжим рассматривать соединения азота с этой степенью. Но прежде повторим пройденный материал.
3. Проверка д/задания – тестовая работа (5 мин) Отметки за тест будут выставлены на следующий урок Приложение 1.
4. Работа по теме урока:
1. Запись в рабочей тетради темы урока, числа.
2. Чтобы рассмотреть свойства солей аммония вспомним, как образуется ион аммония.
Слайд 1 в приложении 4. (дальше на протяжении урока работаем с презентацией)
Зачитываем стихотворение со слайда.
почему же аммиак богач?
почему аммиак бедняк?
Вывод: при образовании донорно-акцепторной связи- образуется ион аммония, обладающий такими же свойствами как ионы К +, Na+ при взаимодействии с ионами Cl- , SO42- образуются соли аммония.
Образование солей аммония. (получение – сообщение учащихся на 2 мин)
Демонстрация “дым без огня”.
Запись уравнения реакции.
Какими еще способами можно получить соли аммония слайд 2
Будут ли соли аммонии проявлять характерные свойства класса солей?
ответы учащихся.
Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторную работу.
Открыть технологическую карту по лабораторной работе приложение 3
Записали название лабораторной работы, цель, таблицу. Вспомним правила техники безопасности (слайд 3).
Учащиеся работают по группам. Дальше каждая группа рассказывает о своей работе с записью уравнений реакции на доске. Время выполнения 7 мин.
Для каждой группы учитель задает вопрос
? Будут ли соли аммония проявлять свойства класса солей?
? Каким образом можно определить ион аммония?
Качественной реакцией на ион аммония является реактив Неслера. Слайд 4
Запись вывода:
Качественными реакциями на ион аммония являются
взаимодействие со щелочами
разложение солей аммония с выделением аммиака
определение реактивом Несслера.
6. Среди солей аммония можно выделить средние, кислые соли. Что значит кислые соли?
7. применение солей аммония – работа с учебником по параграфу №26.
8. Проверка знаний: дифференцированная работа приложение 2 (Проверка на 1 и 2 варианты на слайде).
9. Выставление отметок, выдача домашнего задания.
10. Для развития интереса к предмету – демонстрация: разложения бихромата аммония
( можно с помощью слайда презентации).
Литература:
Электронный учебник Химия 9 кл.
Врублевский А.И. Химия элементов. Минск: Юнипресс; 2002г.
Евстафеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии: Ростов- на Дону Феникс; 2004г.
Сорокин В.В. Тесты по химии. М; Учебная литература1997г.
http://www.youtube.com/watch?v=y8CMKBmEhT0
Приложение1
Лабораторная работа
« Свойства солей аммония».
Практическое изучение свойств солей аммония, практическое ознакомление с качественными реакциями на ион аммония.
Ход работы:
1 .Правила техники безопасности.
2, Работа по группам.
3. Запись в тетради соответствующих уравнений реакций,
/ группа:
К ачественная реакция на ион аммония
I. В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.
2 Добавьте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.
Нагрейте содержимое пробирки до кипения, но не кипятите.
Внесите красную лакмусовую бумагу в выделяющиеся пары.
Запишите наблюдения и дайте им объяснения.
Запишите соответствующие уравнения реакции.
II группа
Разложение хлорида аммония
На дне пробирки лежит несколько кристалликов хлорида аммония.
Аккуратно нагрейте пробирку, держа ее наклонно.
Когда
на внутренней поверхности пробирки
возле отверстия появится белый
налет,
прекратите нагревание.
Запишите наблюдения и дайте им объяснение.
Запишите соответствующие уравнения реакции.
III группа
Взаимодействие с солями
В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.
Добавьте к нему 1 мл раствора нитрата серебра.
Запишите наблюдения и дайте им объяснения.
Запишите соответствующие уравнения реакции.
4. Обнаружение иона аммония реактивом Несслера ( Кз [НgI4] ).
Автор: Клок Галина Давидовна
→ химбио 23.06.2011 0 15438 2702 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.