Урок-игра "Мир веществ"; 8 класс





Обобщающий урок-игра по химии «Мир веществ»


Автор:учитель химии

МОУ СОШ г. Петрозаводска

Шаталова Наталья Юрьевна


Тип урока: обощающее повторение основных классов неорганических веществ .

Форма урока: урок-состязание по теме (если есть возможность, то лучше занять 60мин).

Цели: актуализация знаний и умений учащихся по теме, обратить внимание на те вопросы, которые были недостаточно поняты.

Задачи: 1. Образовательные: повторение понятий "кислота", "оксид", "основание", "соли", "щелочь", "индикатор", "таблица растворимости",

"степень окисления", "назания веществ",рассмотрение свойств некоторых веществ.

2. Воспитательные: формирование научного мировозрения (принадлежность вещества к определенному классу, принцип названия веществ и области их применения); нравственное (умение работать в группе, межгрупповое взаимодействие); эстетическое.

3. Развивающие:

  • мышление;

  • речь;

  • память;

  • воля и целеустремленность;

  • эмоции;

  • познавательный интерес к предмету;

  • внимание;

  • воображение.

Развитие специальных умений: называть вещества, определять их принадлежность к классу, чтение формул веществ, составление формул веществ, определение степеней окисления элементов.

Подготовка к игре: класс разбивается на 4 группы. Дается задание: придумать название и девиз команды.

Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги, таблица растворимости.

Жюри: два ученика из старших классов.

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока, формы урока "Своя игра "Мир веществ".

Настрой учащихся. Представление команд (максимум 3 балла).

Ведущий: учитель

Правила игры: открыв "Игровое поле"(слайд 2), бросив жребий, определяется очередность при ответах на вопросы. Первой команде дается право на выбор секторов при проведении игры. У остальных команд- в порядке очереди. На игровом поле 6 секторов: "Крестики-нолики", "Черный ящик", "Детективы", "Фотоконкурс", "Найди меня", ""Работа над ошибками". В каждом секторе -4 задания( по одному- каждой команде, выбор в порядке проведенного жребия), только в секторе "Черный ящик" -8 заданий( по два задания). Задания выполняются в группе. Через 2-3 мин команда говорит ответы, спроверкой при просмотре презентации при щелчке мыши. За каждый правильный ответ-1 балл(конролирует жюри). При проверке правильных ответов с помщью слайдов презентации, есть возможность у других команд заработать баллы за объяснение правильного ответа.Но главное, при проверке должно быть обязательно пояснение правильности ответа.

"Игровое поле": 1. Сектор "Крестики-нолики": правила этой игры знакомы. Представлено четыре задания на определение формул оксидов, кислот, оснований и солей. Групповое обсуждение задания.. При проверке задания все вместе вспоминаем отличительные признаки каждого класса.

2. Сектор "Черный ящик"(8 заданий). Представлены химические загадки по свойствам веществ. Задача:отгадать спрятанное вещество в ящике(ящик откроется по щелчку после устного ответа команды ). Если команда не дает ответа ,есть право у другой команды. Это задание не только проверяет знания учащихся, но и параллельно способствует приобретению новых знаний (применение веществ, о которых рассказывает учитель).

3. Сектор "Детективы": используя слайды сектора(по щелчку мышки), ученики расследуют "химические преступления". После каждого задания учитель комментирует выполненное задание.

4. Сектор"Фотоконкурс" позволяет включить элемент изучения нового материала, если учитель об этом не говорил на предыдущих уроках.

Задача: ответить на вопрос, смотря на изображение слайда.

5. Сектор"Найди меня": проверяются умения составлять формулы веществ, определять их растворимость, определять степень окисления элементов. Проверяем задания с помощью слайда презентации(по щелчку мыши).

6. Сектор"Работа над ошибками":учащимся надо найти химические ошибки и дать правильный ответ. Среди предложенных заданий есть как правильные ответы, так и неправильные. Проеряем с объяснением с помощью слайдов презентаций.

Жюри подсчитывает баллы, заработанные командами. Подводим итоги. Команда-победительница получает "5". Выделяем активных участников других команд и выставляем оценки. Обобщаем, что повторили на уроке и настраиваем на контрольную работу на следующем уроке.

P.S.:после проведения уроки, многие учащиеся воспользовались данной презентацией при подготовке к контрольной работе.




























Цель:

Закрепление знаний о ионных уравнениях с помощью информатики.


Задачи:

  1. Образовательная: изучить особенности реакции нейтрализации; развивать умения записывать уравнения реакции в молекулярной и ионной формах.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

  3. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.











































Тип урока

объяснительно-демонстрационный с элементами компьютерного практикума(интегрированный).


Подготовительная работа

  1. подготовка и распечатка карточек с заданиями;

  2. установка на все компьютеры ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»;

  3. установка на все компьютеры зрительного тренажера «Поймай снежинку» для проведения физминутки.


Оборудование

  1. персональные компьютеры;

  2. мультимедийный проектор;

  3. локальная компьютерная сеть.


Дидактические средства

  1. компьютерная презентация «Реакции ионного обмена»;

  2. карточки с заданиями;

  3. рабочая тетрадь;

  4. зрительный тренажёр «Поймай снежинку» для проведения физкультминутки.


Прикладные программы

  1. ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»;

  2. текстовый редактор MS Word;

  3. редактор презентаций MS PowerPoint.


План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Физкультминутка: зрительный тренажёр «Поймай снежинку».

4. Выполнение лабораторной работы с использованием ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»:

  1. опыт № 1 «Взаимодействие гидроксида меди Cu(OH)2 c серной кислотой H2SO4»;

  2. опыт № 2 «Взаимодействие гидроксида алюминия AL(OH)3 c соляной кислотой HCL»;

  3. опыт № 3 «Взаимодействие гидроксида натрия NaOH c азотной кислотой HNO3».

5. Подведение итогов (рефлексия). Выставление оценок.


Хронометраж


п/п

Вид работы

Время

1

Организационный момент

2 мин

2

Актуализация знаний

8 мин

3

Физкультминутка

1 мин

4

Выполнение лабораторной работы с использованием ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»:

27 мин

5

Подведение итогов (рефлексия)

2 мин

ИТОГО


40 мин


Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя и учеников.

Слайд № 1. Объявление темы и цели урока. Обсуждение хода урока.



Слайд № 2. Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение перед уроком.














2. Актуализация знаний.

  1. Какие вещества диссоциируют на ионы?

  2. При каких условиях реакции между электролитами доходят до конца?


Слайд № 3.














Слайд № 4.















3. Физкультминутка

Слайд 5. Зрительный тренажёр «Поймай снежинку».


4. Выполнение лабораторной работы с использованием ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»























Опыт № 1.

Cu(OH)2↓ + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O


ионное: Cu(OH)2↓ + 2H+ + SO4-2 → Cu+2 + SO4-2 + 2H2O


краткое ионное: Cu(OH)2↓ + 2H+ → Cu+2 + 2H2O(слабодиссоциирующее вещество)



Опыт № 2.

2Al(OH)3↓ + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2O


ионное: 2Al(OH)3↓ + 6H+ + 6Cl- → 2Al+3 + 6Cl- + 3H2O


краткое ионное: 2Al(OH)3↓ + 6H+ → 2Al+3+ 3H2O(слабодиссоциирующее вещество)



Опыт № 3.

NaOH + HNO3 → NaNO3 + H2O


ионное: Na+ + OH- + H+ + NO3-→ Na+ + NO3- + H2O


краткое ионное: OH- + H+ → H2O(слабодиссоциирующее вещество)



5. Подведение итогов (рефлексия)

Выставление оценок за лабораторную работу в электронном журнале (сервис ЭОР «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»



Слайд № 6. Выберите смайлик, характеризующий ваше настроение после урока.















6. Домашнее задание

§37, задание № 1 на стр. 155;








Список информационных ресурсов


  1. Габриелян О.С. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с.: ил.

  2. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.: ил.

  3. http://vrbsh.narod.ru/ - Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю)





















Слайд 1
Урок-игра по химии «Мир веществ» 8класс Презентация составлена: учитель химии МОУ СОШ №1 г. Петрозаводска Шаталова Наталья Юрьевна 2011г
Слайд 2
Вперед!!!
Слайд 3
крестики-нолики черный ящик детективы фотоконкурс найди меня работа над ошибки
Слайд 4
оксид ы основани я кислот ы соли
Слайд 5
1.ВЫБРАТЬ ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ И СОЕДИНИТЬ ИХ ПРЯМОЙ ЛИНИЕЙ – НАЙТИ ВЫИГРЫШНЫЙ ПУТЬ CuO NaOH FeO CaO Na2O KOH BaO NiSO4 CrCl3 MgO CO2 NaCl PbO MnO BaSO3 ZnO
Слайд 6
ВЫБРАТЬ ФОРМУЛЫ ОСНОВАНИЙ СОЕДИНИТЬ ИХ ПРЯМОЙ ЛИНИЕЙ - НАЙТИ ВЫИГРЫШНЫЙ ПУТЬ Cu(OH)2 NaOH Fe(OH)3 KOH Ca(OH)2 Na2O BaO CuCl2 NiSO4 Cr(OH)3 CO2 PbO H2SO4 LiOH HCl ZnO далее
Слайд 7
ВЫБРАТЬ ФОРМУЛЫ КИСЛОТ СОЕДИНИТЬ ИХ ПРЯМОЙ ЛИНИЕЙ - НАЙТИ ВЫИГРЫШНЫЙ ПУТЬ Cu2O HCl KCl NaCl MgCO3 HNO3 KOH Al2O3 Ni(OH)2 H3PO4 CaCO3 PbO BeO H2S BaS ZnSO4 далее
Слайд 8
ВЫБРАТЬ ФОРМУЛЫ СОЛЕЙ СОЕДИНИТЬ ИХ ПРЯМОЙ ЛИНИЕЙ - НАЙТИ ВЫИГРЫШНЫЙ ПУТЬ CuSO4 LiOH СаO NaCl BaCO3 KNO3 AlCl3 NaI NiO H2SO4 CaCO3 BaCl2 K2S MnO NH3 ZnO далее
Слайд 9
1 2 5 6 3 7 4 8
Слайд 10
1 КАКОЕ ВЕЩЕСТВО НАХОДИТСЯ В ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ? кислоты Лакмус будет в них краснеть, Растворяться – цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие … далее
Слайд 11
2 угольная сернистая Кислота воды боится, быстро в воду превратится? далее
Слайд 12
3 Известковое молоко (гидроксид кальция) Молоко не скисло, на стене повисло? далее
Слайд 13
4 мрамор известняк Красив,наряден карбонат,ему строитель будет рад? далее
Слайд 14
5 Горный хрусталь песок SiO2 кварц гранит И хотя порой блистаю я в коронах королей,чаще строить помогаю от дворцов до кораблей? далее
Слайд 15
6 Н2О А ну, скорей снимите шляпу! Я дочь космического папы. И вездесуща и легка, Я лед, я пот, я - облака. Я иней, чай, бульон, туман, Река, ручей и океан. Когда я злюсь, то закипаю; А от мороза застываю. далее
Слайд 16
7 Ах, что же я поделаю с собой Ведь в щелочи я сине-голубой. А в кислоте быть синим я не смею: Я - ..., и в кислотах я краснею. далее
Слайд 17
8 Серная кислота Я растворю любой металл. Меня алхимик получал в реторте глиняной простой. Слыву я главной кислотой... Когда сама я растворяюсь В воде, то сильно нагреваюсь. далее
Слайд 18
Кислотаразбойница Проишествие в стакане Трагедия в Саланге Веществозагадка
Слайд 19
КИСЛОТА-РАЗБОЙНИЦА Восстановите картину проишествия? H 2O H2SO4 разбился стакан с ПриПочему растворении серной кислоты серной кислотой? надо помнить: Тонкую струю кислоты приливай в стакан воды,если же наоборотждет опасный поворот! (серная кислота поглощает воду с выделением большого количества энергии) далее
Слайд 20
ТРАГЕДИЯ В САЛАНГЕ 3Скапление ноября 1982 СО(угарного года погибли сотни газа,или афганских оксида и углерода II) советских от работающих солдатдизелей в горном в тоннеле тоннеле.Это Саланг бесцветный в Афганистане. газ,без завпаха В центре и цвета.При его возникает концентрации заторэтого из-загаза 2 мг двухстороннего в 1л воздуха у человека движения машин.Водители наступает потерядвигатели сознания и не смерть.Угарный глушат.Через несколько газ минут вытесняет солдаты кислород теряютиз сознание гемоглобина и крови умирают.Объясните причины трагедии? далее
Слайд 21
ПРОИШЕСТВИЕ В СТАКАНЕ РАСТВОРА ЩЕЛОЧИ кислота ? 1.Почему изменилась окраска в стакане? В стакан с раствором щелочи был добавлена индикаторная бумажка фенолфталеина,которая изменяет окраску в щелочной среде на малиновую 2.Почему изменилась окраска раствора ,когда прилили к нему раствор кислоты? При добавлении раствора кислоты к раствору щелочи происходит нейтрализация,и окраска обесцвечивается NaOH далее
Слайд 22
ВЕЩЕСТВО-ЗАГАДКА ? HF Посмотрите внимательно:через некоторое время произойдет необычное явление! Благодаря какому веществу на стекле появляется рисунок? Способность плавиковой кислоты растворять стекло используется для нанесения на стеклянные изделия рисунков, надписей, меток, для полировки стекла. далее
Слайд 23
Удивительные кристаллы Рецепт сока Строительный материал Крымские пещеры
Слайд 24
УЗНАЙТЕ ВЕЩЕСТВО НА ФОТО? Кристаллы поваренной соли-хлорида натрия NaCl далее
Слайд 25
ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА СДЕЛАНО ИЗДЕЛИЕ(ЛЕПНИНА)? Гипс-минерал из класса сульфатов по составу CaCO4*2H2O далее
Слайд 26
КАКАЯ КИСЛОТА ВХОДИТ В СОСТАВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА? Соляная кислота HCl Также в состав сока входят: вода (995 г/л); хлориды (5—6 г/л); сульфаты (10 мг/л); фосфаты (10—60 мг/л); гидрокарбонаты (0—1,2 г/л) натрия, калия, кальция,магния; аммиак (20—80 мг/л). Молодцы!Вперед к знаниям!
Слайд 27
ПЕЩЕРЫ. КАКАЯ ОСАДОЧНАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА СТАЛА ОСНОВОЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭТИХ ПЕЩЕР? КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭТОЙ ПОРОДОЙ И КЛАССОМ СОЛЕЙ? Карстовые пещеры образованы известняком. Это горная порода осадочного происхождения, состоящая из соли-карбоната кальция CaCO3.
Слайд 28
названия осадок щелочи cтепень тепень окислени я
Слайд 29
ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИОНОВ СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ ЩЕЛОЧЕЙ + Na + H OH NO3 + K Cl + Li + Ag 2+ Cu 3+ Fe 2+ 2CO3 Zn NaOH KOH LiOH Гидроксид натрия Гидроксид калия Гидроксид лития далее
Слайд 30
СООТНЕСТИ ФОРМУЛУ ВЕЩЕСТВА И НАЗВАНИЕ Mg(OH)2 Хлорид магния MgO Иодоводородная кислота HI Гидроксид магния Mg(NO3)2 Оксид магния MgCl2 Нитрат магния !
Слайд 31
ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИОНОВ СОСТАВИТЬ ФОРМУЛЫ НЕРАСТВОРИМЫХ СОЛЕЙ + Na Cl Cl 2+ Ba Ba NO2 2+ Cu 22SO4 + Н + K + Ag AgCl хлорид серебра(I) Ba3(PO4)2 фосфат бария BaSO4 сульфат бария Ag3PO4 фосфат серебра(I) 33PO4 NO3 OH далее
Слайд 32
СООТНЕСТИ CТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЭЛЕМЕНТА И ФОРМУЛУ ВЕЩЕСТВА SO2 K2S +1 +4 P2O5 +3 AlCl3 +2 Mg3N2 +5 +4 -2 SO2 +1 -2 K2S -2 P+52O5 +3 -1 AlCl3 +2 -3 Mg3N2 Молодец!Далее
Слайд 33
Слайд 34
НАЙТИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ кремниевая кислота; H2SiO3 двухосновная; кислородсодержащая; Нерастворимая растворимая ввводе. воде! FeCl3 хлорид железа; железа(III) соль; растворимая в воде; степень окисления железа+3 оксиды сложные вещества,состоящие из двух трех элементов, элементов, среди которых кислород со степенью окисления-2 !
Слайд 35
ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ОШИБКИ? H2CO3 кислородсодержащая Угольная кислота : двухосновная трехосновная растворимая +3 Нитрат хрома(III): NaOH: Cr(NO3)32 соль растворимая степень окисления хрома+3 в составе ион натрия и гидроксид-ион степень окисления натрия+1 нерастворимое растворимое основание вещество едкий натр !
Слайд 36
ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ В ФОРМУЛАХ! БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!  cтепень ульфат меди(II)------CuSO4  сульфид натрия-----Na2SO3  нитрат серебра(I)----AgNO3  фосфат калия---------K2PO4  карбонат кальция----CaCO3 Na2S + 3- K3PO4 !
Слайд 37
КАКИХ ОКСИДОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?  Сa2O3 +3 -2 +3 -2 CaO степень окисления Ca+2 Fe2O3 Al2O3 NaO +4 -2 CO2 Na2O степень окисления Na+1 Молодцы! Игра закончена!
Слайд 38
Литература  Смирнов В. Ф., Чиркова А. Н. Путешествие в страну тайн-М.: Новая школа, 1993.-208с.  Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга для домашнего чтения.-2-е изд., стер.М.:Химия,1995г.-400с.  http://www.gifpark.su/PEO.htm

Полный текст материала Урок-игра "Мир веществ"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаталова Наталья Юрьевна  Nysa23
14.08.2011 3 9035 1862

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК