Урок химии "Сравнительная характеристика полисахаридов на примере молекул крахмала и целлюлозы"


Комитет по науке и профессиональному образованию

Архангельской области

ГОУ НПО

Профессиональное училище № 31 г. Архангельска












Методическая разработка урока



«Сравнительная характеристика полисахаридов на примере молекул крахмала и целлюлозы»












Автор разработки:

Преподаватель химии и биологии

Чернакова Наталия Владимировна



Цель: Сравнение свойств и строения природных химических веществ – крахмала и целлюлозы.

Задачи:

Образовательные

- сформировать знания о строении, свойствах и применении природных химических веществ – крахмала и целлюлозы;

- сформировать умения проводить логическую связь между строением и свойствами веществ;

интегрировать химические и профессиональные знания с помощью химических опытов (растворимость целлюлозы в органических растворителях).

Развивающие

- выработать умение строить логическую цепь рассуждений (теоретический анализ, прогнозирование свойств, составление плана экспериментальной проверки, формулирование выводов) при выполнении практических и теоретических заданий;

- создать условия для развития речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы при ответах на вопросы и выполнении химических опытов;

- продолжить формировать умение обобщать, делать выводы при прохождении каждого пункта плана;

- научить обучающихся основным этапам организации исследовательской деятельности (выбор темы, постановка проблемы, выполнение эксперимента, выводы).

Воспитательные

- способствовать выявлению сознательной дисциплинированности, четкости, ответственности и организованности при выполнении исследовательской работы;

- помочь обучающимся проявить желание учиться с интересом, без принуждения путем вовлечения их в исследовательскую деятельность и применения дополнительного материала то теме.

Оборудование: ноутбук, проектор, химическая посуда, химические вещества (крахмал, целлюлоза, йод, вода, бензин, этанол). Продукция крахмала и целлюлозы, продукты питания (картофель, крупа, сахар, огурец)

Время: 45 минут

Тип урока: урок совершенствования ЗУН

Форма: урок-исследование

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия,10 -М.:Дрофа,2010

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Контрольные и проверочные работы по химии 10класс – М.: Дрофа, 2007

3. Верховский Н.П. Техника химического эксперимента. М.: Просвещение, 1973.

Рисунки и видео, используемые в презентации, взяты из электронного пособия «Электронные уроки и тесты по химии/Сложные химические соединения в повседневной жизни. ЗАО «Новый диск»,2005

Условие:

Необходимо заранее выдать исследовательские домашние задания по темам «Растворимость целлюлозы в органических и неорганических растворителях», «Определение крахмала в продуктах питания.



Ход урока:

Этап урока

Содержание урока//Деятельность учителя

Наглядность

Деятельность учащихся

Мотивационно-ориентированный этап


На столе находятся известные полисахариды: крахмал и целлюлоза. Вещества имеют одинаковую молекулярную формулу (С6Н10О5)п. В химических ящиках находятся продукты, которые получаются из крахмала:

- клей, кисель, картофельное пюре

И целлюлозы:

- бумага, карандаш, пластмассы, каучук, мебель, глюкоза, ткани.

Почему у веществ с одинаковой молекулярной формулой области применения и физические свойства разные?

Ни одна наука не нуждается в эксперименте

в такой степени как химия. Ее основные законы,

теории и выводы опираются на факты.

Поэтому постоянный контроль опытом необходим.

Майкл Фарадей

Отдельные пункты плана обучающиеся представляют в виде мини-исследований по темам:

«Исследование растворимости целлюлозы в органических растворителях»

«Определение крахмала в продуктах питания»



Слайд 1,2












Слайд 3,4








Записать число и тему в тетрадь, ознакомиться с планом урока





Заполняют таблицу по ходу изучения материала (слайд 5)


Операционно-исполнительный

этап


План рассказа

1. Строение молекулы крахмала и целлюлозы

Закрепление: Почему из целлюлозы делают ткани, нитки, одежду, а из крахмала нет?




2. Физические свойства крахмала

Физические свойства целлюлозы (рассказ обучающегося)

Закрепление: На кухонных полках находятся 2 пакета без этикеток: мука и крахмал. Предложите способ распознавания веществ.



Слайд 6





Лабораторный опыт: «Растворимость крахмала в воде»

Слайд 7



Обучающиеся отвечают на вопросы после каждого пункта плана.



Отчет обучающегося об исследовательской домашней работе «Растворимость целлюлозы»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

(слайд 8)


Операционно-исполнительный

этап





3. Химические свойства веществ (качественные реакции, реакции гидролиза)

Закрепление: Почему при долгом пережевывании хлеб приобретает сладковатый вкус?






Лабораторный опыт

«Качественная реакция на крахмал»

Слайд 9


Отчет обучающегося об исследовательской домашней работе «Определение крахмала в продуктах питания»

(Приложение 1)

Слайд 10


Просмотр видео

«Гидролиз целлюлозы»

Оценочно-рефлексивный этап



1. Тест с выбором правильного утверждения

2 . Перечислите отличительные особенности природных веществ (беседа)

Поблагодарить всех за работу, выставить оценки активным ребятам.





Слайд 11


Ответы записывают в тетрадь (необходима взаимопроверка)




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исследование растворимости целлюлозы.

Целлюлоза нашла применение во многих областях промышленности (текстильная, бумажная, машиностроительная, полиграфическая). Бумага – это тонкий слой волокон целлюлозы, спрессованных и проклеенных для создания механической прочности, гладкой поверхности, для предотвращения растекания чернил, красок. Кстати, первоначально для изготовления бумаги употребляли растительное сырье, из которого чисто механически можно было получить необходимые волокна, стебли риса (так называемая рисовая бумага), хлопка, использовали также изношенные ткани. Однако по мере развития книгопечатания перечисленных источников сырья стало не хватать для удовлетворения растущей потребности бумаги. Особенно много бумаги расходуется для печатания газет, причем вопрос о качестве (белизне, прочности, долговечности) для газетной бумаги значения не имеет.

Интересно, какое свойство целлюлозы легло в основу этого продукта? Для ответа на вопрос необходимо исследовать физические свойства целлюлозы (агрегатное состояние, запах, отношение к растворителям).

Целлюлоза по агрегатному состоянию – твердое волокнистое вещество без запаха. Для исследования растворимости в воде, этаноле, уксусной кислоте, уайт-спирте, бензине использовалась паронитная бумага и опилки. Результаты исследования представлены в таблице:

Растворитель

Целлюлоза

вода

-

этанол

-

уксусная кислота

-

уайт-спирт

-

бензин

-

Целлюлоза не растворяется в растворителях. Возможно, это свойство легло в основу применения целлюлозы во многие отрасли промышленности.




Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Крахмал является запасным и питательным веществом клеток организма. Его недостаток вызывает серьезные изменения в организме человека. Восполнить недостаток могут продукты питания, содержащие крахмал. Можно ли в домашних условиях определить крахмал в пищевых продуктах? Для этого используется реактив йод, который продается в аптеке. Для исследования были взяты следующие образцы и испытаны реактивом йода. В исследуемых образцах в присутствии крахмала йод приобретает синее окрашивание. Результаты исследование представлены в таблице:

Образец

результат

Образец

результат

мука

+

сахар

-

хлеб

+

картофель

+

кисель

+

свежий огурец

-

горох

+

яблоко

-

В результате, экспериментальным путем с помощью йода можно определить крахмал в продуктах питания (мука, хлеб, кисель, горох, картофель).



Слайд 1
ПОЛИСАХАРИДЫ КРАХМАЛ и ЦЕЛЛЮЛОЗА (С6Н10О5)n
Слайд 2
СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ ПОЛИСАХАРИДОВ НА ПРИМЕРЕ МОЛЕКУЛ КРАХМАЛА И ЦЕЛЛЮЛОЗЫ Преподаватель химии ГОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №31» Чернакова Наталия Владимировна
Слайд 3
ПЛАН: 1.Строение крахмала и целлюлозы 2.Физические свойства веществ 3.Химические свойства веществ 4.Применение крахмала и целлюлозы
Слайд 4
Майкл Фарадей: Ни одна наука не нуждается эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты.Поэтому постоянный контроль опытом необходим. Домашние мини-исследования: - Определение крахмала в продуктах питания - Исследование растворимости целлюлозы в органических растворителях
Слайд 5
СВОЙСТВА 1. Строение молекулы КРАХМАЛ ЦЕЛЛЮЛОЗА
Слайд 6
СВОЙСТВА 1. Строение молекулы КРАХМАЛ ЦЕЛЛЮЛОЗА (С6Н10О5)n М= до4000 Разветвленная молекула М=до10000 Линейная молекула
Слайд 7
КРАХМАЛ ЦЕЛЛЮЛОЗА 2. Белое Твердое Физические кристаллическое волокнистое свойства вещество, вещество, нерастворимо в нерастворимо холодной воде, в в воде, горячей воде органических набухает растворителях На кухонных полках находятся 2 пакета без этикеток: мука и крахмал. Предложите способ распознавания веществ.
Слайд 8
Исследование растворимости целлюлозы в органических и неорганических растворителях РАСТВОРИТЕЛЬ ВОДА ЭТАНОЛ БЕНЗИН УКСУСНАЯ КИСЛОТА БУМАГА ЦЕЛЛЮЛОЗА
Слайд 9
КРАХМАЛ 3. Химические свойства Качественная реакция на крахмал – реактив йод ЦЕЛЛЮЛОЗА ___________ Реакция гидролиза: (С6Н10О5) п +Н2О ----- п С6Н12О6 глюкоза Почему при долгом пережевывании хлеб приобретает сладковатый вкус?
Слайд 10
Определение крахмала в продуктах питания КРАХМАЛ + ХЛЕБ + ГОРОХ + КАРТОФЕЛЬ + КИСЕЛЬ + САХАР _ ЯБЛОКО _ ОГУРЕЦ _
Слайд 11
Выбери правильные утверждения: 1. К дисахаридам относятся крахмал и целлюлозу. 2. Крахмал и целлюлоза имеют одинаковую молекулярную формулу. 3. Целлюлоза имеет разветвленное строение молекулы. 4. Крахмал в горячей воде набухает. 5. Целлюлоза растворяется в органических растворителях. 6. Реакция гидролиза характерна только для крахмала. 7. При гидролизе целлюлозы образуются молекулы глюкозы. 8. Качественной реакцией на определение крахмал в природных объектах является реактив йод
Слайд 12
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Слайд 13
Рисунки и видео, используемые в презентации, взяты из электронного пособия «Электронные уроки и тесты по химии/Сложные химические соединения в повседневной жизни. ЗАО «Новый диск»,2005

Полный текст материала Урок химии "Сравнительная характеристика полисахаридов на примере молекул крахмала и целлюлозы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чернакова Наталия Владимировна  НВЧ
26.08.2011 5 22967 3361

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК