Презентация и разработка по химии по теме "Щелочные металлы"








Конспект урока по теме: Щелочные металлы



МОУ СОШ №5, г. Егорьевск

Учиетель: Е.А. Семенова
























Конспект урока по теме: Щелочные металлы

Цели урока:

  1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.

  2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.

  3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;

  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

  1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

  2. Совершенствовать умения логически мыслить.

  3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.

  4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

  2. Продолжить развитие речевых навыков.

  3. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.

  4. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: литий металлический, стакан, вода, раствор фенолфталеина, фильтровальная бумага, компьютер, проектор, презентация Power Point.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.

Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.

На интерактивной доске (слайд 1) зашифрована фамилия знаменитого русского ученого, который сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно». Давайте отгадаем фамилию этого ученого, вспомнив чемпионов среди металлов по тем или иным физическим свойствам:

- Самый тугоплавкий металл – ответ: вольфрам

- Самый распространенный на Земле – ответ: алюминий

- Самый легкий – ответ: литий

- Самый электропроводный – ответ: серебро

- Самый твердый – ответ: хром

- Самый пластичный – ответ: золото

- Самый легкоплавкий – ответ: ртуть

- Самый тяжелый – ответ: осмий

- Самый космический – ответ: железо (в природе очень редко самородное железо, его происхождение считают метеоритным, т.е. космическим, а не земным)

Таким образом, вспомнив важнейшие физические свойства металлов, мы отгадали фамилию русского ученого, который сказал, что «Металлом называется светлое тело, которое можно ковать». Это М. Ломоносов.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы.

Записываем тему нашего урока: «Щелочные металлы» (cлайд 3)

Раскрываются цели урока. (слайд 4)

3. Объяснение нового материала

Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд 5)

Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.

Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице (слайд 6)

Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

Нахождение в природе (слайд 7)

Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:

- NaCl – поваренная соль

- Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия.

- KCl · NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.

- KCl·MgCl2·6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния


Получение щелочных металлов (слайд 7)

Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.

В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:

Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.

Физические свойства щелочных металлов (слайд 8)

Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.

Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.

Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.

Демонстрация: разрезание кусочка лития ножом.

Химические свойства щелочных металлов (слайд 9)

У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны

Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.

1. Взаимодействие с простыми веществами:

4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид)

6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием)

2. Взаимодействие со сложными веществами

Демонстрация: Взаимодействие лития с водой.

2Li + 2H2O → 2LiOH + H2

LiOH + ф. фт. → малиновый раствор

Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается.


  1. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени

Биологическая роль и применение соединений калия (слайд 10)

Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).

Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель

Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности

Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание по карте урока и затем вместе с учителем проверяют на доске (слайд 11).

Домашнее задание: (слайд 12)

Подведение итогов урока.



























Слайд 1
Семенова Елена Анатольевна Учитель химии МОУ СОШ №5 г. Егорьевска, МО
Слайд 2
Отгадайте фамилию русского ученого, который сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно». Au Cr Hg Li W Л Os О М О Н О Fe С Al О Ag В 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Самый Самый Самый Самый Самый Самый Самый Самый Самый тугоплавкий. распространенный на земле. легкий. электропроводный. твердый . пластичный. легкоплавкий. тяжелый. космический.
Слайд 3
• Дать характеристику элементам IA группы по их положению в периодической системе химических элементов. • На основе строения их атомов рассмотреть физические и химические свойства щелочных металлов. • Указать области щелочных металлов применения
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Элеме нт Li Аr Валентны Число е энергетиче ских электрон уровней ы 7 )) 3s1 1 4s 39 )))) )))) 1 5s 85 ) 13 )))) 6s1 )) 3 [22 ))))) 1 7s 3] )) Na 23 ))) K Rb Cs Fr 2s1 R атома Металлическ ие свойства Восстановительн ые свойства
Слайд 7
NaCl –поваренная (каменная) соль Na2SO4 ∙ 10H2O – глауберова соль KCl ∙ NaCl – сильвинит KCl ∙ MgCl2· 6H2O – карналлит Na + ClCl- каменн ая Глауберо ва сильвин ит карналл ит ClNa + Cl- Na Na + + + 2NaCl NaCl → → Na 2Na ++ -
Слайд 8
Li t пл = 181 Rb t пл = 39 Na t пл = 98 C s t пл = 28 K t пл = 64 Вещества серебристо-белого цвета Электропроводны и теплопроводны Легкоплавкие. пластичные
Слайд 9
Д АКТИВНОСТИ МЕТАЛЛОВ / ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД НАПРЯЖЕНИ Li Rb K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb (H) Bi Cu Hg Ag Pt Au Реагируют с простыми Реагируют со сложными веществами веществами (с неметаллами) 4 Li + O2 →2 2Na + O2 → Na2O2 2 Li +2 H2O2→ LiOH + 2 H2+ Na2O2 →2 Na2O Na 2Li2+ O Cl2 2→ LiCl 2Li + H2 →2 Li + N2 → 2 Li3N 6LiH Почему щелочные металлы не используют для реакции с растворами кислот и солей? Катионы щелочных металлов окрашивают пламя спиртовки Li Na K
Слайд 10
Сколько водынатрия и хлорида Раствор хлорида (0,9%) натрия нужно взять для применяется в медицине. Такой приготовления раствор называется физиологического раствора физиологическим массой 0,5 кг? 4,5г соли ответ 495,5 г воды Калийные удобрения играю важную в жизни растений. Хлоридроль калия - очень ценное минеральное удобрение. Рассчитайте массовую долю калия (%) в этом веществе. ответ 52% Смесь хлорида и Питьевая сода применяется в гидрокарбоната натрия массой кулинарии, для выпечки 15 г обработали уксусной кондитерских изделий. кислотой, при этом Хлорид натрия - как добавка к выделилось 2,8 л (н.у.) газа. пище Определите массовые доли в процентах компонентов смеси. ответ 70% NaHCO3 30% NaCl Тривиальные названия солей: Kпоташ NaCl 2CO3 Поваренная соль Na Кристалл Калийная 2CO3*10H2 KNO3 O и-ческая сода NaHCO3 Питьевая сода селитра Na2SO4*10H2 Глауберова соль O
Слайд 11
Проверь себя: ☺ Вычеркните неверное суждение о щелочных металлах: 1. Число электронов на внешнем энергетическом уровне щелочных металлов равно 1. 2. В реакциях щелочные металлы являются окислителями и восстановителями. 3. При взаимодействии натрия с кислородом образуется пероксид натрия 4. Щелочные металлы – это металлы IA группы Периодической системы химических элементов. 5. Щелочные металлы получают электролизом расплавов их солей. 6. Щелочные металлы не взаимодействуют с водой. 7. Качественной реакцией на ионы щелочных металлов является их взаимодействие с кислородом. 8. При переходе от лития к калию уменьшается радиус атома
Слайд 12
1. § 11 2. Выполнить превращений: цепочку химических Na →Na2O2→Na2O→Na2CO3 NaOH → NaCl
Слайд 13
Слайд 14
Интернет-ресурсы http://schoolcollection.edu.ru/ http://ru.wikipedia.org/ images.yandex.ru

Полный текст материала Презентация и разработка по химии по теме "Щелочные металлы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семенова Елена Анатольевна  lenok7839
30.05.2012 2 10437 2069

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК