Урок химии по теме "Сложные эфиры. Жиры" для 10 класса


Тема урока
«Сложные эфиры. Жиры»
Цели:
Обучающие:
• сформировать представление о сложных эфирах и жирах как о химических соединениях;
• познакомиться с механизмом реакций, отражающих свойства и
синтез сложных эфиров и жиров.
Развивающие:
• совершенствовать логическое мышление, развить способность самостоятельного выбора механизма реакций;
• развить кругозор студентов, знакомя их с применением жиров и жироподобных веществ и их производных.
Воспитательные:
• создать положительную мотивацию изучения химии через ознакомление студентов с ролью жиров в жизни человека, а также через достижение успеха на различных этапах учебной деятельности.
Методическое обеспечение урока:
Кабинет, интерактивная доска.
Слайды, содержащие информацию по новому материалу, учебный фильм, задания для
проверки первичного усвоения знаний, тестовые задания, индивидуальные задания для
выполнения самостоятельной работы.
Тип урока – урок изучения нового материала – лекция, дополненная просмотром слайдов и видеофильма, сопровождающихся анализом просмотренного материала.
Вид урока – урок комбинированный.
План урока
1. Организационный момент
• Приветствие
• Проверка явки учащихся
• Заполнение журнала
2. Актуализация знаний учащихся
• Проверка имеющихся знаний и умений
• Подготовка к изучению новой темы.
3. Изучение нового материала

4. Первичное закрепление пройденного материала
• Решение тестовых заданий
5. Выполнение самостоятельной работы
6. Домашнее задание
В качестве иллюстрации схемы образования сложного эфира используется учебный фильм «Синтез сложных эфиров».
Затем рассматривается механизм образования названий сложных эфиров, и где в жизни мы встречаемся со сложными эфирами.
Главная реакция сложных эфиров – гидролиз – реакция, обратная реакции образования сложного эфира, анализируется механизм этой реакции.
Разновидностью сложных эфиров являются жиры. Определение жиров: жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот (жирных кислот).
Основные функции жиров (структурная, энергетическая, а также термоизоляционная для морских млекопитающих)
Составляющие жира – глицерин и жирные кислоты (предельные и непредельные)
Классификация жиров. Жиры делятся на животные (твердые), образованные преимущественно предельными кислотами, и растительные (жидкие), образованные преимущественно непредельными кислотами. Приведите примеры животных и растительных жиров. Выясняется, что существуют исключения: жидкий животный жир – рыбий жир и твердый растительный жир – кокосовое масло.
Далее анализируется схема образования жира в общем виде и жира. образованного конкретными жирными кислотами.
Далее рассматриваются свойства жиров.
Гидролиз жира. Анализируется поэтапный процесс реакции гидролиза жира. Гидролиз жира имеет место в процессе превращения жиров в живом организме. В ротовой полости гидролиз жира не происходит, т.к. слюна не содержит фермента, расщепляющего жиры (липазы), в желудке происходит ограниченный гидролиз жиров (только жиров, поступивших в эмульгированном состоянии, например жиров молока или желтка яйца). В основном гидролиз жира происходит в тонком кишечнике, где липазы достаточно. Синтез жиров, специфичных для данного организма, происходит в клетках стенки кишечника. В дальнейшем вновь созданные жиры попадают в лимфатическую систему, а затем уже в кровь.
Омыление жира (щелочной гидролиз) Реакция имеет место при превращении жиров в организме (среда в тонком кишечнике слабощелочная), а также при производстве мыла. NaОН – дает твердое мыло, КОН – жидкое мыло.
Гидрирование жира. Реакции гидрирования подвержены только жиры, образованные непредельными жирными кислотами (растительные – жидкие жиры). Реакция используется при производстве маргарина. Маргарин – это эмульсия гидрированного жира в молоке.
Моющее действие мыла. Оно основано на повышении смачиваемости загрязнения водой.
Грязь по своей природе гидрофобна. Мыло также содержит гидрофобную часть (радикал), но, кроме того, и гидрофильную часть (СОО- ). Гидрофобное притягивается к гидрофобному, а гидрофильное к гидрофильному. Таким образом, загрязнение, будучи окруженным гидрофобными частицами (радикалом), как бы подтягивает к загрязнению воду, тем самым повышая его смачиваемость и переводя загрязнение в мыльный раствор.
Недостатками мыла являются: а) необходимость использования пищевого сырья; б) образование щелочи, портящей объект стирки или мытья; в) невозможность использования в жесткой воде.
Синтетические моющие средства (СМС) лишены этих недостатков, но они могут оказывать влияние экологию. Приводится схема получения СМС.
Для закрепления теоретического материала по теме «Сложные эфиры. Жиры» учащихся предлагается ответить на вопросы теста. Преподаватель оценивает ответы учащихся.
Полный текст материала Урок химии по теме "Сложные эфиры. Жиры" для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боголюбова Ирина Владимировна  LadyIrina
31.05.2012 0 19039 3911

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК