Слайд 1
Урок по теме:
«Подгруппа азота»
Составитель:
учитель химии
МБОУ СОШ № 10
МО Темрюкского района
Краснодарского края
Обобщающий урок по теме:
«Подгруппа азота»
(нестандартный тип урока – химический обед)
9 класс
Составитель:
учитель химии
МБОУ СОШ № 10
МО Темрюкский район
Краснодарского края
Холодкова Валентина Александровна
Повторение по теме « Подгруппа азота»
Цель урока: повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Подгруппа азота». Уметь писать уравнения, решать задачи по данной теме. (Урок проводится в нетрадиционной форме – «ХИМИЧЕСКИЙ ОБЕД».)
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
Урок мы начнем с того, что вспомним технику безопасности при работе в хим. кабинете. Одним из пунктов там записано, что нельзя принимать пищу в химическом кабинете и из химической посуды. А на сегодняшнем уроке мы это правило нарушим и устроим себе «ХИМИЧЕСКИЙ ОБЕД».
На этот урок я вам предлагаю МЕНЮ из следующих блюд:
На первое у нас будет азот, а съесть его надо полностью, но чтобы первое блюдо лучше усвоилось, мы дадим характеристику жителям данной подгруппы
Вторым блюдом у нас будут самые интересные свойства азота, фосфора и их соединений.
А на третье у нас – десерт с изюминками, будем доставать и съедать изюм с удовольствием.
И если в течении урока мы все это съедим, то выполним то, что написано в нашем лозунге: «Усваивается хорошо то, что принимается с аппетитом».
Приступим к первому блюду
Дать общую характеристику элементам подгруппы азота по положению их в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение их атомов.
(Ответ учащихся)
Главная подгруппа V группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева включает 5 элементов: N, P, As, Sb, Bi. Каждый из этих элементов на внешнем энергетическом уровне имеет 5 электронов (конфигурация S2 P3)
С увеличением порядкового номера свойства простых веществ образованных атомами элементов этой подгруппы закономерно изменяются: - увеличивается плотность,
- усиливается окраска,
- уменьшается электроотрицательность.
Особенно большое значение из них имеют АЗОТ и ФОСФОР
7N )2 )5 1S2 2S2 2P3 степени окисления: -3, +1, +2, +3, +4, +5.
Примеры: NH3 N2O NO N2O3 NO2 N2O5
N2O- веселящий газ, имеет сладковатый запах, без цвета,
Обладает анестезирующим свойством
NO - N2 +O2 = 2NO (в природе)
N2O3 – соответствует азотистая кислота НNO2
NO2 -бурый газ с резким удушливым запахом, токсичен.
N2O5 – бесцветное, твердое, летучее вещество, неустойчиво
2 N2O5 = 4NO2 + O2
15Р )2 )8 )5 1S2 2S2 2P6 3S2 3P3 3d0
степень окисления: -3, +3, +5
в возбужденном состоянии 3S1 3P3 3d1 Примеры: PH3 ; Ca3P2 P2O3 P2O5
Тесты на экране (или печатные таблицы на доске)
1) N2O - P2O3 - As2O3 - Sb2O3 - Bi2O3
С ростом порядкового номера элемента кислотные свойства оксидов в ряду…
а) усиливаются
б) ослабевают
в) остаются неизменными
2) Азот в природе встречается преимущественно в виде соединения:
а) Mg3 N2 в) NH3
б) KNO3 г) KNO2
(Отвечает учащийся у доски с использованием таблиц)
3) Электронная конфигурация атома азота представлена следующим образом :
а) N б) N в) N г) N
4) Отрицательная степень окисления азота проявляется в соединении:
а) N2O б) NO в) NO2 г) Na3N
ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
б |
б |
в |
г |
С первым блюдом мы справились.
Переходим ко второму блюду.
Перейдем к наиболее интересным свойствам азота, фосфора и их соединений.
Молекула АЗОТА очень устойчива (3 ковалентных связи) , следовательно обладает низкой реакционной способность.
? что происходит с АЗОТОМ во время грозы?
(ответ учащихся у доски):
В воздухе 78% азота и 21% кислорода. При грозе высокая to - электрической дуги 30000 С.
N2 – восстановитель N2 + O2 = 2 NO – Q О2 - О3 - озоновый слой
NO – NO2 – HNO3 - нитраты ( в почве)
500 p k
N2 – окислитель N2 + 3 H2 ==== 2 NH3
с активными металлами а) при комнатной температуре только с Li
6Li + N2 = 2Li3N-3
(нитрид лития)
б) при нагревании:
3Ca + N2 = Ca3N2
(нитрид кальция)
Ой, а знаете ли вы, что пшеница при среднем урожае из почвы берёт в год - 72 кг АЗОТА и 30 кг ФОСФОРА. Что, плохо стало, закружилась голова?
Приведем Вас в чувства, получим АММИАК.
(ученик получает аммиак)
(В 1 v воды растворяется 700v аммиака!!!)
Получение аммиака. 1.Нагреть смесь хлорида аммония и гидроксида кальция.2.Определить выделение газа по влажной фенолфталеиновой бумажке. 3.Правильно нюхать выделяющийся газ.
При растворении в воде аммиак реагирует с ней. Образуя гидраты аммиака и в небольшой концентрации- ионы аммония и гидроксид-ионы ОН¯:
NH3+H2O↔ NH3 ∙H2O↔ NH3 +H+- OH¯ ↔NH4++OH¯
Поэтому аммиак обладает свойствами слабого растворимого основания. Его раствор в воде имеет щелочную среду (рН˃7).
Тест ( на знание способа собирания аммиака.)
На доске вывешены таблицы с тестами-рисунками, учащиеся находят верный рисунок и объясняют свой выбор. (1 моль возд =29; 1 моль аммиака =17)
О чем стихами Вам расскажу. (учащиеся слушают стихотворение и дают ответ)
Чтоб растения росли,
Вещества изобрели.
Хорошо бы нам такие,
Чтобы выросли большие.
В этом нет теперь сомненья,
Воздух стал теперь не тот.
Стал он пищей для растений,
??? что он нам теперь даёт?
(удобрения даёт)
Работа по вариантам для учащихся всего класса
Получено письмо от молодого фермера, где он просит помочь в выборе удобрений более богатых АЗОТОМ И ФОСФОРОМ.
1- вариант 2 - вариант
Какое из удобрений богаче АЗОТОМ |
какое из удобрений богаче ФОСФОРОМ |
А) KNO3 Б) NH4NO3 В) NaNO3 |
А) Ca3(PO4)2 Б) Ca(H2PO4)2
|
Сделав в тетради расчеты, учащиеся помогают фермеру в выборе удобрений.
Перейдем к десерту ( кто не любит вкусненькое?)
ЗАЙМЁМСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ, КТО ШУСТРЕЕ И БЫСТРЕЕ
Осуществить превращения, 1 вариант против 2 варианта по очереди выбегают и пишут уравнения.
(у горы 2 склона кто быстрее выполнит свою цепочку превращений, та команда устанавливает флаг на вершине горы как победитель)
1 вариант
P Mg3 P2 PH3 P2O5 H3PO4 Ca3(PO4)2
2 вариант
N2 NH3 NO NO2 HNO3 NH4NO3
1) 2P +3Mg t= Mg3P2 1) N2 + 3H2 =2NH3
2) Mg3P2 + 6H2O =3Mg(OH)2+ 2PH3 2) 4NH3 +5O2 k= 4NO +6H2O
3)2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3 H2O 3) 2NO + O2 = 2NO2
4) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4 4) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3
5) 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 +6H2O 5) HNO3 + NH3 = NH4NO3
Задача – шарада.
Соль имеет состав NH5SO4 2)Карбонат аммония получают смешиванием
Как следует изменить формулу, 3-х веществ каких именно?
Чтобы было видно, о какой соли Составить уравнение.
Идет речь, назвать её. Ответ: 2NH3 + CO2 + H2O =(NH4)2CO3
Ответ:(NH4HSO4 –гидросульфат аммония.)
Любителям опытов.
Экспериментально доказать, что выдано вещество: ( NH4)2SO4
(учащиеся выполняют практически)
на ион NH4+ + NaOH = NH3(газ)
на ион SO42- + BaCI2 = BaSO4 ( белый осадок)
Какой любитель химии не любит решать задачи.
Задача. 10,5 г хлорида аммония смешали с 6 г гидроксида кальция, смесь нагрели. Какой газ и сколько его по массе и объёму выделится.
(учащиеся решают задачу, проверяем у доски. Ответ: 2,76 г; 363 л аммиака)
Рефлексия.
Выводы по уроку, оценки.
.
Автор: Холодкова Валентина Александровна
→ Valya9516 23.08.2012 0 9490 1585 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.