Урок по химии на тему: "Комплексные соединения"
Автор разработки Десяткин Александр Афанасьевич, учитель химии, заместитель директора МБОУ СОШ №1, с. Новобелокатай Республики Башкортостан
Задачи урока: познакомить учащихся с комплексными соединениями, рассмотреть значение комплексных соединений, на примере комплексных соединений раскрыть идею многообразия веществ.
Ход урока.
Первый учитель задает вопрос. Какое соединение образуется при взаимодействии аммиака и хлороводорода?
Второй учитель демонстрирует опыт. Одну стеклянную палочку смачивает в растворе аммиака, а другую в растворе соляной кислоты. Подносит эти палочки друг к другу. Появляется «белый дым». Обсуждается эта реакция. Составляется схема:
Дается определение: Соединения, образование которых из более простых молекул не связано с возникновением новых электронных пар называются комплексными.
Первый учитель предлагает другое определение комплексным соединениям. Соединения, имеющие в своем составе комплексные ионы относятся к комплексным.
Поясняем задачу урока и переходим к обсуждению структуры комплексных соединений по таблице. Несколько слов необходимо сказать об ученых, которые занимались изучением комплексных соединений (Альфред Вернер, Чугаев Л.А, Черняев И.И, Гринберг А.А.)
Второй учитель говорит о том, что структура комплексного соединения подобна строению грецкого ореха: ядро- комплексообразователь, с ним непосредственно связаны лиганды (атомы, ионы, полярные молекулы). Число этих частиц называют координационным числом. Оно зависит от строения и радиуса комплексообразователя и лигандов.
Первый учитель, пользуясь таблицей и записями на доске, знакомит учащихся с номенклатурой. Затем ученики упражняются в номенклатуре следующих комплексных соединений:
Затем учащиеся проводят лабораторные опыты, получая комплексные соединения алюминия и меди. При этом они пользуются инструктивными карточками, которые заранее отпечатаны и выданы на каждый стол.
Опыт №1
Получение гидроксида тетраамминмеди(II)
1. Налейте в пробирку 1 мл. гидроксид натрия и по каплям приливайте раствор медного купороса.
2. К полученному раствору гидроксида меди (II) прилейте раствор аммиака.
Вывод: а) Цвет…………, почему?
б) Составьте уравнения реакций и назовите вещества.
Опыт №2
Получение тетрагидроксоалюминат натрия.
1. Налейте в пробирку 1 мл. хлорида алюминия и по капелькам приливайте к нему
гидроксид натрия до исчезновения осадка.
Вывод: а) Почему образуется осадок?
б) Почему осадок исчез при избытке гидроксида натрия?
в) Составьте уравнения реакций и назовите вещества.
Первый учитель с учениками составляют уравнения реакций, называют комплексные соединения, разбирают структуру полученных комплексных соединений.
Второй учитель контролирует выполнение опытов, обращая внимание на технику безопасности, на культуру эксперимента.
Затем рассматриваем одно из свойств комплексных соединений – диссоциацию.
В заключении урока учителя рассказывают о том, что изучение комплексных соединений – одно из интереснейших областей химии, в том числе биологической химии. Ученики сами рассказывают о роли комплексных соединений, как хлорофилл, гемоглобин, медный купорос, криолит.
Для закрепления изученной темы предлагаем следующие задания::
а) Составить и назвать комплексное соединение, если комплексообразователь – Ag3+, лиганды – F- , координационное число -4, внешняя сфера комплексного соединения – К+.
б) Определить внешнюю и внутреннюю сферу комплексного соединения:
в) Найти лиганды, степень окисления комплексообразователя, координационное число, внешнюю и внутреннюю сферу:
г) Какие ионы и сколько образуется при электролитической диссоциации:
В конце урока выставляем оценки, всем кто принимал активное участие в уроке и задаем домашнее задание: Записи в тетрадях и вычислить относительную
молекулярную массу
На странице приведен фрагмент.
Автор: Десяткин Александр Афанасьевич
→ 250857 07.11.2012 1 7421 1508 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК