Разработка урока химии "Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение"; 9 класс
МОАУ «СОШ №5 города Соль – Илецка» Оренбургской области
Урок по теме:
Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение
9 класс
Корикова Елена Александровна, учитель химии высшей категории
Соль - Илецк
2013
Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;
Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
Совершенствовать умения логически мыслить.
Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Воспитательные:
Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.
Ход урока:
Орг. Момент.
Проверка Д/З
Устная проверка знаний: (у доски)
- строение атома элементов 2а группы
- химические свойства на примере кальция
- упражнение 5 стр. 67
-работа по карточкам
- групповая опережающая работа с коллекцией известняков
- групповая опережающая работа ( лабораторный опыт)
-остальные работают, выполняя задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)
3. Новая тема.
Карточки собрать. У всех на столах таблицы ( приложение 3)
В природе щелочноземельные металлы и магний так же как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.
Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.
Попутно заполняется таблица
1 группа: ( Приложение 2)
Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.
Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.
В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.
2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.
СaO – в производстве строительных материалов
Сa(OH)2 – в сахарной промышленности для очистки свекольного сока
Наибольшее распространение имеют соли щелочноземельных металлов
2 группа учащихся коллекцию минералов и сейчас они расскажут , какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.
2 группа ( Приложение 2)
Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.
Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки
Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги
Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для облицовки.
Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО3
Гипс СаSO4× 10 H2O используется в строительстве, медицине.
Заполняем таблицу до конца
Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.
Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.
Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинтеза.
4.Закрепление : показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.
5. Итог урока: Что мы сегодня узнали на уроке?
Мы узнали формулы магния и щелочноземельных металлов, названия и их применение.
Д/З параграф 12, задание 3
Приложение 1
Инструкция к проведению лабораторного опыта:
Рассмотрите выданное вам вещество, как оно называется?
Прилейте к оксиду кальция воды, помешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Как называется полученное вами вещество?
Поделите полученный раствор на 2 части.
Первую часть раствора профильтруйте в химический стакан. Что наблюдаете?
Во вторую часть раствора добавьте несколько капель фенолфталеина, что наблюдаете? Что доказывает изменение окраски фенолфталеина?
Учебник стр.63
Приложение 2
Инструкция к проведению работы:
Рассмотрите, выданные вам образцы минералов и работая с учебником стр. 64 -65 опишите их значение в жизни человека.
Формула |
Название вещества |
Применение |
MgO |
|
|
CaO |
|
|
Ca(OH)2 |
|
|
Прозрачный раствор Ca(OH)2 |
|
|
Белая взвесь Ca(OH)2
|
|
|
CaCO3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
CaSO4× 10H2O |
|
|
MgCO3 |
|
|
BaSO4 |
|
|
Ca3(PO4)2 |
|
|
Приложение 3
Список литературы:
О.С. Габриелян Химия 9 класс
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корикова Елена Александровна
→ lenysy70 13.11.2013 2 4968 846 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.