Разработка урока химии "Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение"; 9 класс


МОАУ «СОШ №5 города Соль – Илецка» Оренбургской области











Урок по теме:

Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение



9 класс













Корикова Елена Александровна, учитель химии высшей категории













Соль - Илецк

2013

Цель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочноземельных металлов;

  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

  1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

  2. Совершенствовать умения логически мыслить.

  3. Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.

  4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

  1. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.

  2. Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: коллекция известняков, гидроксид кальция, вода, фенолфталеин, штатив с пробирками, фильтр, воронка, химический стакан.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

  2. Проверка Д/З

Устная проверка знаний: (у доски)

- строение атома элементов 2а группы

- химические свойства на примере кальция

- упражнение 5 стр. 67



-работа по карточкам

- групповая опережающая работа с коллекцией известняков

- групповая опережающая работа ( лабораторный опыт)

-остальные работают, выполняя задание по компьютеру(найти соответствие формулы и названия вещества)

3. Новая тема.

Карточки собрать. У всех на столах таблицы ( приложение 3)

В природе щелочноземельные металлы и магний так же как и щелочные металлы находятся только в виде соединений, вследствие своей высокой химической активности.

Я попросила 2 группы ребят провести исследования. Что они исследовали, какие результаты у них получились, мы сейчас и узнаем.

Попутно заполняется таблица

1 группа: ( Приложение 2)

Выданное нам вещество называется оксид кальция или негашеная известь. Оно твердое, белого цвета. В воде растворяется плохо. При растворении образовался гидроксид кальция, который по-другому называется гашеной известью.

Затем мы разделили раствор гидроксида кальция на 2 части.

В 1 часть добавили несколько капель фенолфталеина, он изменил свою окраску на малиновый цвет. Из этого следует, что в растворе есть гидроксогруппа и раствор является щелочью.

2 часть раствора мы профильтровали. Из учебника мы узнали, что прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковая вода, а то что осталось на фильтровальной бумаге – известковое молоко.

СaO – в производстве строительных материалов

Сa(OH)2 – в сахарной промышленности для очистки свекольного сока

Наибольшее распространение имеют соли щелочноземельных металлов

2 группа учащихся коллекцию минералов и сейчас они расскажут , какие минералы кальция они узнали, где они применяются. Продолжается работа с заполнением таблицы.

2 группа ( Приложение 2)

Изучив коллекцию минералов и работая с учебником, мы выяснили, какие соединения образует кальций и где эти соединения применяются.

Сначала мы увидели мел. Его мы используем в школе, а так же его добавляют в зубную пасту, при производстве бумаги, резины, для побелки

Потом мы рассмотрели известняк. Он бывает ракушечный и плотный. Используется для получения цемента, стекла, гашеной и негашеной извести. Известковой щебенкой укрепляют дороги

Мрамор мы увидели: белый, серый, красный. Мрамор используется для изготовления скульптур, в архитектуре, для облицовки.

Мел, мрамор, известняк имеют формулу СаСО3

Гипс СаSO4× 10 H2O используется в строительстве, медицине.

Заполняем таблицу до конца



Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.

Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.

Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинтеза.

4.Закрепление : показываю карточку с формулой, ребята дают название и где применяется данное соединение.

5. Итог урока: Что мы сегодня узнали на уроке?

Мы узнали формулы магния и щелочноземельных металлов, названия и их применение.

  1. Д/З параграф 12, задание 3







Приложение 1



Инструкция к проведению лабораторного опыта:

  1. Рассмотрите выданное вам вещество, как оно называется?

  2. Прилейте к оксиду кальция воды, помешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? Как называется полученное вами вещество?

  3. Поделите полученный раствор на 2 части.

  4. Первую часть раствора профильтруйте в химический стакан. Что наблюдаете?

  5. Во вторую часть раствора добавьте несколько капель фенолфталеина, что наблюдаете? Что доказывает изменение окраски фенолфталеина?



Учебник стр.63































Приложение 2



Инструкция к проведению работы:

Рассмотрите, выданные вам образцы минералов и работая с учебником стр. 64 -65 опишите их значение в жизни человека.









































Формула

Название вещества

Применение

MgO




CaO




Ca(OH)2




Прозрачный раствор Ca(OH)2




Белая взвесь Ca(OH)2





CaCO3










CaSO4× 10H2O




MgCO3




BaSO4




Ca3(PO4)2




Приложение 3













Список литературы:

О.С. Габриелян Химия 9 класс


Полный текст материала Разработка урока химии "Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корикова Елена Александровна  lenysy70
13.11.2013 2 4879 846

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК