Модуль по теме "Циклоалканы"


Разработка урока по технологии модульного обучения

Изучение темы «Циклоалканы», 10 класс

Бабичева Валентина Николаевна

учитель химии

высшей квалификационной категорий,

МБОУ « Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1», Алтайский край.


Данный урок разработан для учащихся профильного химико-биологического класса. Авторы программы: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова. 3 часа в неделю, всего 102 часа. Учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. «Химия - 10 класс» для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). При изучении модуля учащиеся пользуются дополнительным учебником Н.Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В.А. Попков «Начала химии». Издательство «Экзамен» Москва.


Данный модуль рассчитан на два урока.

Модульное изучение темы «Циклоалканы» проходит с постепенным изучением следующих учебных элементов:

УЭ-0. Интегрирующая цель.

УЭ-1. Входной контроль.

УЭ-2. Строение, состав и физические свойства циклоалканов.

УЭ-3. Номенклатура, изомерия и гомология циклоалканов.

УЭ-4. Химические свойства и получение циклоалканов.

УЭ-5. Выходной контроль.

УЭ-6. Подведение итогов урока.


Если учащиеся класса уже знакомы с данной технологией, то весь модуль они выполняют самостоятельно, лишь в затруднительных ситуациях обращаются за помощью к учителю. Работа осуществляется в группах. Используются самоконтроль, взаимоконтроль и контроль учителя. Учитель на данном уроке выступает в роли консультанта. В конце изучения модуля учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность, ставят себе отметки за работу и выбирают свой уровень домашнего задания. Учитель проверяет выполнение модуля и оценивает работу. Если отметки учителя и учащегося совпадают, то эта отметка заносится в журнал. Если нет, то учитель вместе с учащимся разбирает недочёты и ошибки, после чего проводится тестирование по данной теме.

Если учащиеся класса не знакомы с данной технологией, то учитель помогает им работать с модулем, обращая их внимание на рекомендации по выполнению модуля. Главное чётко контролировать время выполнения учебных элементов.

Данная технология позволяет учащемуся самостоятельно изучить материал, даже если он пропустил уроки.



Модуль Циклоалканы.

УЭ

Учебный материал с заданиями

Рекомендации по выполнению

УЭ0

Интегрирующая цель: В процессе учебной работы над заданиями вы должны:

- изучить строение, состав, физические свойства и получение циклоалканов;

- закрепить и расширить знания об изомерии, гомологии и номенклатуре на примере циклоалканов;

- изучить особенности химического поведения циклоалканов в зависимости от размера цикла.

Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.

Внимательно прочитайте интегрирующую цель.

УЭ1

Входной контроль.

Ответьте на вопросы:

1. Какие углеводороды называются предельными? Запишите общую формулу и приведите примеры.

2. В каком валентном состоянии находятся атомы углерода в алканах? Укажите тип гибридизации атома углерода в алканах.

3. Какой тип реакций характерен для алканов? Почему?

Отвечайте письменно в рабочих тетрадях. (5минут)

Обсудите ответы в группе

УЭ2

Строение, состав и физические свойства циклоалканов.

Цель: Изучить строение, состав, физические свойства и тип гибридизации электронных облаков атома углерода в циклоалканах.

Задание 1. Прочитайте в учебнике о строении циклоалканов и попытайтесь ответить на следующие вопросы.

1. Какова общая формула циклоалканов?

2. Напишите формулу простейшего циклоалкана. Назовите его.

3. Напишите структурную формулу циклопропана и укажите связи в молекуле, определите тип гибридизации атома углерода, валентный угол (используйте рис. 25 стр. 88).

4. В чём наблюдается сходство циклопропана с непредельными углеводородами?

5. Каковы физические свойства циклоалканов? Как вы думаете, почему температуры кипения и плавления циклоалканов выше, чем у соответствующих алканов?

Химия -10

стр.87-89, §13


(Начала химии.

§ 20.2,

стр. 478 -478)

Обсудите ответы на вопросы в группе.

Выполняйте письменно.

При спорных вопросах обращайтесь к учителю.

УЭ3

Номенклатура, гомология и изомерия циклоалканов.

Цель: Изучить номенклатуру, гомологический ряд циклоалканов и особенности их изомерии.

Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните задание.

Названия циклоалканов строится путём добавления приставки цикло- к названию алкана с соответствующим числом атомов углерода. Нумерацию в цикле производят таким образом, чтобы заместители получили наименьшие номера.

Структурные формулы циклоалканов обычно записывают в сокращённом виде, используя геометрическую форму цикла и опуская символы атомов углерода и водорода.

СН2 НС – СН3


СН2 СН2 или Н2С СН – СН3

Циклопропан 1,2- диметилциклопропан.


По размеру циклоалканы делятся на малые (С34) и обычные

5 – С7) циклы.

Задание.1. Составьте гомологический ряд циклоалканов, состоящий из четырёх представителей циклоалканов, начиная с простейшего. Напишите их структурные формулы и дайте им названия.

1) Для циклоалканов, как и для всех классов органических соединений, характерна изомерия углеродного скелета (структурная изомерия). Структурная изомерия для циклоалканов, во-первых, обусловлена размером цикла.

Так, существует два циклоалкана формулы С4Н8: циклобутан и метилциклопропан. Во-вторых, такая изомерия обусловливается положением заместителей в цикле

(например, 1,1 и 1,2-диметилбутан).

2) Отсутствие свободного вращения вокруг связей С—С в цикле создаёт предпосылки для существования пространственных изомеров у некоторых замещенных циклоалканов. Например, в молекуле 1,2 диметилциклопропана две группы СН3 могут находиться по одну сторону от плоскости цикла (цис-изомер) или по разные стороны (транс-изомер)

Задание 2. Используя материал учебника на стр. 88 и рис. 26 ответьте на вопрос: Какая конформация циклогексана устойчивее: «кресла» или «ванны», почему?


Химия -10

стр. 87, §13


(Начала химии.

§ 20.2,

стр. 478 -478)

Обсудите ответы на вопросы в группе.

Выполняйте письменно.

При спорных вопросах обращайтесь к учителю.






Правильность выполнения проверьте у учителя.




















Химия -10

Стр 88-89.

УЭ4

Химические свойства и получение циклоалканов.

Цель: Изучить особенности химического поведения малых и обычных циклов циклоалканов, их получение и практическое значение .

Задание1. Изучив материал, о химических свойствах циклоалканов ответьте на следующие вопросы.

1. Какие циклоалканы по своему химическому поведению близки к алканам? Приведите примеры.

2. Какие реакции возможны для циклоалканов в отличие от алканов? Приведите примеры.

Задание 2. Заполните таблицу.

Тип реакции

Малые циклы

(циклопропан)

Обычные циклы

(циклогексан)





Задание 3.* Почему обычные циклы обладают большей устойчивостью по сравнению с малыми и в чём она проявляется?

Задание 4. Какие циклоалканы имеют практическое значение?

В лаборатории циклоалканы получают нагреванием дигалогенопроизводных с металлами (Na. Zn):

В промышленности:

Химия -11

стр.44., §33.4


Начала химии.

§ 20.2,

стр. 478 -478

Обсудите ответы на вопросы в группе.

Выполняйте письменно.

При спорных вопросах обращайтесь к учителю.


УЭ5

Выходной контроль.

А теперь обобщим знания, полученные при изучении этой темы. Для этого заполним таблицу, в которую вы внесёте данные согласно указанной характеристике. Если углеводород не вступает в ту или иную реакцию, то в соответствующей графе ставьте прочерк. Если вступает – напишите соответствующее уравнение реакции.

Характеристика

Алканы

Циклоалканы

Общая формула



Тип гибридизации



Реакции:

А) замещения

Б) присоединения

В) окисления

Г) разложения



Получение:

А) в промышленности

Б) в лаборатории




Выполняете письменно в тетрадях для контрольных работ.

После выполнения сдайте на проверку учителю.

УЭ6

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте интегрирующую цель. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Вашу работу оценивает руководитель группы. Работу руководителя оценивает учитель.

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке. «5» - творческое задание.

«4» - Записи в тетради. Выводы стр. 90-91, Упр. 1, стр. 91 «Химия – 10». Н.Е. Кузнецова..

«3» и «2» - Записи в тетради. § 13 «Химия – 10» Н.Е.Кузнецова. Упр.3,4 стр.91. «Химия – 10». Н.Е. Кузнецова.



Использованные источники информации:

  1. Н.Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В.А. Попков «Начала химии». Издательство «Экзамен» Москва. 2004г.

  2. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. «Химия - 10 класс». Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2005г.

  3. http://chemel.ru/2008-05-24-19-21-00/2008-06-01-16-47-43/143-2008-06-30-14-45-36.html



Полный текст материала Модуль по теме "Циклоалканы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабичева Валентина Николаевна  babichewa
13.03.2014 2 4275 621

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 VeraKolesnikova • 19:46, 04.12.2014
Благодарю учителя за грамотный урок по требованиям фгос . В старших классах модульные самостоятельные уроки очень нужны .Спасибо .
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Innulya • 18:50, 06.11.2014
В данной разработке осуществляется деятельностный подход к изучению нового материала. Учащиеся выступают в роли исследователей, а учитель выполняет функцию наставника. Спасибо за интересную разработку!
[Материал]