Разработка открытого урока по химии "Первоначальные химические понятия"


Муниципальное образовательное учреждение

« Яйская средняя общеобразовательная школа № 2»













« Первоначальные химические понятия»


Урок – общественный смотр знаний по химии в 8 кл./ 1час/

















Выполнила

учите ль химии

Пудовкина Т.В.



Яя 2010


Урок - общественный смотр знаний по теме:

« Первоначальные химические понятия»

Общественный смотр знаний проводится в игровой форме. Ребята 8 «б» класса Яйской средней общеобразовательной школы №2 первый год изучают химию, поэтому в силу своих возрастных особенностей, им интересно учиться и играть.


Цель урока:

Обобщить первоначальные химические понятия. Закрепить умения определять степень окисления элементов, определять типы химических реакций, рассчитывать относительную молекулярную массу, а также расставлять коэффициенты методом подбора.


Задачи урока:

  1. Закрепить умение ребят решать задачи на нахождение массовой доли элемента. Проводить опыты по разделению смесей, а также закрепить умения пользоваться спиртовой и химической посудой.

  2. Выработать умение работать самостоятельно и в группе. Научиться умению выделять главное, сравнивать, делать выводы.

  3. Развивать логическое мышление, сообразительность, память.


Весь класс делится на 3 команды. Каждая команда получает домашнее задание:

  1. Придумать название команды и девиз.

  2. Составить кроссворд с использованием первоначальных химических понятий (оценивается содержательность, объём работы одинаковый).

  3. Приготовить 1-2 сообщения из рубрики «Охрана или загрязнение окружающей среды в Яйском районе или в Кемеровской области ».


Ход урока:

  1. Вступление.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас урок-общественный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия» будет проходить в форме игры, и вы должны будете пройти несколько этапов, выполнить разные задания.

Цель нашего урока-обобщить первоначальные химические понятия, закрепить полученные умения и навыки, применяя их на практике. Оценивать ваши ответы будут члены жюри ( директор, завуч, учителя) и помогать им ассистенты из 11 «а» класса.

Начнем урок со стихов замечательного русского ученого М.В.Ломоносова. Он сделал немало открытий не только в химии, физике, астрономии, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики. О химии он писал:

«В земное недро, ты Химия,

Проникни взора остротой

И что содержит в нем Россия

Драги сокровища открой»

Поистине, сокровищами являются те знания, которые накапливает человек в течение всей своей жизни.

Итак, мы начинаем КВН с конкурса: «Давайте знакомиться!»

2.Основная часть.

1 Конкурс «Давайте знакомиться!»

Учитель: Ваше задание - надо представить свою команду, ее название, девиз (класс поделен на 3 команды). Первый конкурс не оценивается.

-Выступают учащиеся.

Учитель: Спасибо командам. А теперь мы приступаем к проведению второго конкурса «Разминка».


2 Конкурс «Разминка».

Учитель: Здесь речь пойдет о химических элементах или веществах. Ваша задача – определить, о чем говорится в предложениях, если о химическом элементе, то вы ставите букву - «э», если о веществе? то букву- «в». Задание выполняем по карточкам. Работают все самостоятельно (работа индивидуальная). Задание оценивается по пятибалльной системе. Приступаем к выполнению.

    1. Медь входит в состав медного купороса.

    2. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

    3. Железо входит в состав ржавчины.

    4. Железо во влажном воздухе ржавеет.

    5. Сера смешана с железом.

    6. Оксид меди состоит из кислорода и меди.

Ответ: э,в,э,в,в,э.

Ассистенты собирают работы и передают в жюри. Жюри выводит средний балл для каждой команды, результат ассистенты записывают в таблицу.

Учитель: А теперь мы приступаем к проведению третьего конкурса «Химик-эрудит».


3 Конкурс «Химик-эрудит» ( индивидуально-групповая работа).

Учитель: Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе мы узнаем, как вы усвоили понятие « степень окисления», научились определять ее.

Сейчас каждая команда получит карточку с заданием, и в течение 2 минут вы работаете всей командой: определяете степень окисления элементов в формулах веществ.

Задание: Определите степень окисления элементов в формулах веществ.

Na2O, HCI, CI2O7 , Fe2O3 , MgO, ZnO, P2O5 , CaO, AI2S3 , H2S

Начинаем работать (учащиеся работают в группах).

Учитель: Ваше время вышло.

Учитель вывешивает карточки на доску для проверки, если есть ошибки, то вносит исправления. Эти карточки передают в жюри для оценки, а результат ассистенты записывают в таблицу.

Учитель: А теперь переходим ко второму этапу конкурса. Давайте выясним как вы усвоили закон сохранения массы веществ, как научились расставлять коэффициенты методом подбора, а также определять тип химической реакции.

Задание выполняем по сборнику «Проверочные работы по химии» Глориозова П.А; Рысс В.Л, которые находятся у вас на столе.

1 команда: стр.13 вариант 3, задание 2

2 команда: стр. 13 вариант 4, задание 2

3 команда: стр. 11 вариант 2, задание 2

Это задание выполняют только 2 человека от каждой команды (по желанию, если нет желающих, то назначает сам учитель).

Через 3 минуты учащиеся выходят к доске где записано уравнение для проверки, чтобы дополнить или исправить ошибки.

Учитель: А остальные ребята, не занятые письменной работой вместе со мной отвечают на вопросы. Отвечает представитель той команды, кто быстрей поднимет руку. За правильный ответ вы получаете жетон.

Вопросы:

  1. что называют степенью окисления?

  2. Чему равна степень окисления простого вещества?

  3. Что называют молекулой?

  4. Что называют химическим уравнением?

  5. Что называют химическим элементом?

  6. Какие вещества называют простыми?

  7. Какие вещества называют сложными?

  8. Какие явления называют физическими?

  9. Какие явления называют химическими?

10. Какая связь называется ионной?

11. Что называется электроотрицательностью?

Учитель: Вы хорошо потрудились! А сейчас давайте проверим, правильно ли ребята написали уравнения реакций, определили тип химических реакций.

Учитель оценивает работу, а результаты записывает жюри и вывешивает в таблице.

Учитель: Ну что же, вы, вероятно, устали, вам пришлось много потрудиться, и сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас в «Игротеку», где мы поиграем в игру «Знаки химических элементов».

    1. Конкурс-игра «Игротека»

Учитель: Я буду показывать таблички со знаками химических элементов, а вы должны сказать, как он называется и его латинское название. За каждый правильный ответ вы получите жетон (работа индивидуальная).

Учитель: Отдохнули, а теперь - за дело. Следующий наш конкурс «К вершине знаний». Этот конкурс по решению задач. Лишь тот доберется до «вершины», кто сумеет быстро и верно решить задачу. Работать будем по карточкам (работа в группе).


    1. Конкурс «К вершине знаний»

Учитель: Каждая команда получает задание и три минуты работает: определяет массовую долю элементов в соединениях.

Задание: Определите массовые доли элементов в следующих соединениях.

1 команда: Li2O, P2O5 , H2CO3 ,

2 команда: K2O , Al2O3 , H2SiO3 ,

3 команда: Na2O , Fe2O3 , H2SO4 .

Через три минуты ассистенты собирают работы и передают в жюри. Жюри проверяет, и результаты записывают в таблицу.

Учитель: А сейчас приступаем к практическому конкурсу « Химик-экспериментатор».


    1. Конкурс «Химик-экспериментатор»

К демонстрационному столу приглашаются по 1 человеку от каждой команды, они вытягивают карточку с заданием и выполняют его.

За правильностью работы следят ассистенты из 11 класса.

Задание:

1 команда: Дана смесь серы и железа. Разделите смесь. Какая это смесь?

2 команда: Дана смесь песка и воды. Разделите смесь. Какая это смесь?

3 команда: Дана смесь соли и воды. Выделите из смеси соль. Какая это смесь?

Учитель: А пока ребята выполняют эту работу, мы разгадаем кроссворд «Лабораторное дело» (в кроссворде зашифровано лабораторное оборудование, посуда). Подсказки на вопросы находятся на столе (что зашифровано в кроссворде, находится на столе: фарфоровая ступка, пестик, мерный цилиндр, асбестовая сетка, спиртовка, фильтр, штатив, воронка, делительная воронка).

Учитель: Ответив на вопросы, вы узнаете, фамилию великого русского химика, физика-экспериментатора, который разработал процесс приготовления бездымного пороха. За верный ответ вы получаете жетон (работают все учащиеся, не занятые практической частью).

Учитель: и этот великий русский ученый Д.И. Менделеев. Он открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии. Девиз всей его деятельности был такой: «Посев научный взойдет для жатвы народной».

Учитель: Давайте вернемся к демонстрационному столу. Наши химики-экспериментаторы покажут нам результаты опытов и проанализируют проделанную работу.

Учитель оценивает работу, а ассистенты записывают результаты в таблицу.

Учитель: К сегодняшнему уроку каждая команда приготовила кроссворд. Давайте их разгадаем.

Учитель раздает кроссворды, выполненные на ватмане. Каждая команда получает кроссворд от другой команды. Учитель засекает время и через 3 минуты ассистенты забирают кроссворды. Жюри оценивает правильность ответов и их количество. Результаты заносят в таблицу.

Учитель: А сейчас мы приступаем к заключительному конкурсу «Экологическому».


    1. Конкурс «Экологический»

Учитель: Охрана окружающей среды - одна из самых важных проблем не только в нашем районе и в области, но и на всей планете.

Планета когда-то прекрасной была

И реки струились прозрачней стекла

Был снег белоснежным и дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза

Планету природы, искусный резец

Мильонами лет превращал в образец

Но сейчас….

Истыкали трубы просторы небес

Отравлены воды, испакощен лес

Плывут облака точно черная ночь

Дышать и животным и людям невмочь.

Учитель: Вам было дано задание- подготовить сообщения из рубрики « Охрана или загрязнение окружающей среды». Давайте послушаем сообщения. ( Выступают учащиеся)

Учитель дает оценку выступлениям каждой команды. Жюри записывает результаты в таблицу.

Учитель: Ребята, вы сегодня поработали, кто и сколько жетонов заработал?

Учитель оценивает работу учащихся по количеству жетонов.

Учитель: А пока жюри подводит итог, ассистент из 11 класса покажет вам занимательные опыты ( ассистент показывает опыты).

Учитель: Все явления, которые вы сейчас наблюдали, являются химическими.

Учитель подводит итог урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщили первоначальные химические понятия. Закрепили умения решать задачи на нахождение массовой доли элементов, определять типы химических реакций и расставлять коэффициенты методом подбора, а также проводить опыты по разделению смесей. И результатом вашей работы будут оценки жюри. Выступает председатель жюри с итогами работы.

Учитель проводит награждение, благодарит жюри и ассистентов.












Полный текст материала Разработка открытого урока по химии "Первоначальные химические понятия" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пудовкина Татьяна Викторовна  ТатьянаВикторовна
23.05.2010 2 6235 1423

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Eugenia • 15:03, 30.10.2010
отличный материал, очень помог при проведении урока
[Материал]
avatar
1 cimihka • 18:06, 30.09.2010
Хорошо подобранный и грамотно изложенный материал. Очень мне пригодился для объяснения нового материала учащимся. Можно было добавить задания для учащихся для закрепления изученного материала.
[Материал]