Урок химии по теме: "Сложные эфиры. Жиры. Мыла" для 10 класса.


Трояновская Лариса Борисовна, преподаватель химии, биологии ГОУ НПО ПЛ № 6


Министерство образования и науки Амурской области

государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования Амурской области

«Профессиональный лицей № 6»









Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла»

(методическая разработка урока)








Подготовила:

Трояновская Лариса Борисовна,

преподаватель химии, биологии










г. Благовещенск, 2009

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Масла».

Цели урока:

- способствовать расширению знаний учащихся о сложных эфирах, жирах, мылах для привития интереса к профессии;

- способствовать развитию логического мышления, способности к рефлексии;

- способствовать обучению учащихся умению работать с дополнительными материалами.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, учебники.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие группы.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.


II. Проверка знаний учащихся.

1. Дайте определение и укажите общую формулу спиртов.

Спиртами (или алкалоидами) называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп (групп – ОН), соединенных с углеводородным радикалом. ROH – общая формула.

2. Дайте определение и укажите общую формулу карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты – это вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп (групп – СООН). RCOOH – общая формула.

3. Что произойдет при взаимодействии этих двух веществ?

Образуется более сложное вещество – сложный эфир.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока. (См. слайд № 1)

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла».

2. Сообщение цели урока. (См. слайд № 2)

Цель урока: изучить свойства жиров и научиться их применять в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Реакция этерификации. (См. слайд № 3)


4. Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение. (См. слайд № 4)


5. Сложные эфиры широко распространены в природе. Специфический аромат ягод, плодов и фруктов в значительной степени обусловлен представителями этого класса органических веществ. (См. слайд № 5)


6. Самостоятельная работа учащихся с учебником на стр. 192. По формуле составить уравнение реакции: I вариант – получение метилового эфира масляной кислоты, II вариант – этилового эфира масляной кислоты. (См. слайд № 6)



7. Рассказ учащегося о проведении опыта «Получение сложного эфира» во внеурочное время.

В пробирку налейте 2 мл изобутилового спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку газоотводной трубкой и нагрейте на водяной бане в течение нескольких минут. После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом выделяется слой изобутилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом банановой эссенции.

8. Применение сложных эфиров:

1) лекарственные средства; 2,3)парфюмерия и косметика; 4) синтетические и искусственные волокна; 5) лаки; 6) производство напитков и кондитерских изделий. (См. слайд № 7)



9. Важнейшими представителями природных сложных эфиров являются жиры. (См. слайд № 8)


10. В курсе химии 9 класса вы уже сталкивались с этим понятием, поэтому вспомните и дайте определение, что такое жиры. (См. слайд № 9)


11. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Прочитайте А-3 на стр. 193 и назовите классификацию жиров. (См. слайд № 10)

Классификация жиров:

1) твердые – это жиры, в состав которых входят предельные карбоновые кислоты. Это жиры животного происхождения (говяжий, свиной, бараний и т.д.), исключение составляет рыбий жир;

2) жидкие – это жиры, в состав которых входят непредельные карбоновые кислоты. Это жиры растительного происхождения, или масла (подсолнечное масло, соевое масло, рапсовое масло и т.д.), исключение составляет пальмовое масло.


12. Химические свойства жиров: (См. слайд № 11)

1. Жиры нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях – бензоле, гексане;

2. Гидрированием жидких жиров получают твердые сложные эфиры. Именно эта реакция лежит в основе получения из растительного масла твердого жира – маргарин.

3. Жиры подвергаются гидролизу.

4. Если проводить гидролиз жиров в щелочной среде, то произойдет омыление жиров.


13. Рассказ учащегося о проведении опыта «Получение мыла» во внеурочное время.

В большую пробирку поместите 2 г жира и прилейте 6 мл спиртового раствора щелочи. С помощью стеклянной палочки смесь тщательно перемешайте и поставьте в кипящую водяную баню. Нагревайте содержимое пробирки в течение 10-15 мин, пока смесь не станет однородной.

К полученной однородной густой жидкости добавьте 6-7 мл раствора поваренной соли. Жидкость мутнеет, и выделяется (всплывает) слой мыла. Этот процесс называется в технике «высаливанием». При охлаждении слой мыла затвердевает.

С помощью стеклянной палочки извлеките мыло из пробирки и просушите листком фильтровальной бумаги.

14. Что такое мыла?

Мыла – это соли карбоновых кислот. Натриевые соли карбоновых кислот – это твердое мыло, а калиевые – это жидкое мыло.



IV. Закрепление.

1. Чтение доклада «Превращение липидов при производстве продуктов питания». (См. слайд № 12)

2. Упр. 4 стр 195.


V. Задание на дом.

$ 21, упр. 5,7. (См. слайд № 13)


VI. Рефлексия.

1. Вам понравился урок?

2. Что понравилось больше всего?

3. Что не понравилось?

4. Ваши предложения.

5. Выставление оценок.







Литература: (См. слайд № 14)

1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С. Ю., Теренин В.И. Химия 10 кл. М.: Дрофа, 2004 г.

2. Габриелян О.С. Химия 10 кл.Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007 г.

3. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия 11 кл. М.: Дрофа, 2002 г.

4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пище с точки зрения химика». М.: Высшая школа, 1991 г.




Слайд 1
Тема: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла» Трояновская Лариса Борисовна, преподаватель химии, биологии, ГОУ НПО ПЛ №6
Слайд 2
Цель урока: изучить строение и свойства жиров, а также научиться применять их в дальнейшей профессиональной деятельности
Слайд 3
Реакция этерификации
Слайд 4
Слайд 5
Сложные эфиры в природе
Слайд 6
Задание: по формуле составить уравнение реакции.
Слайд 7
Применение сложных эфиров
Слайд 8
Важнейшие представители природных сложных эфиров
Слайд 9
Слайд 10
Классификация жиров
Слайд 11
Химические свойства:
Слайд 12
ДОКЛАД ДОКЛАД «Превращение «Превращение липидов липидов при при производстве производстве продуктов продуктов питания» питания» Филиппова Марина
Слайд 13
Задание на дом П. 21, упр. 5,7
Слайд 14
Литература: 1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 кл. М.: Дрофа, 2004 г. 2. Габриелян О.С. Химия 10кл. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007 г. 3. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия 11 кл. М.: Дрофа, 2002 г. 4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пищи с точки зрения химика». М.: Высшая школа, 1991 г.

Полный текст материала Урок химии по теме: "Сложные эфиры. Жиры. Мыла" для 10 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трояновская Лариса Борисовна  troyalar
16.07.2010 7 30944 5330

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 7
avatar
7 [Материал] Елена • 14:20, 09.10.2011
Огромное спасибо! Ваш материал очень интересный и необходим для использования на уроках химии с учащимися!
[Материал]
avatar
6 yakonvera • 21:50, 28.02.2011
спасибо за разработку. некоторые слайды обязательно возьму.
[Материал]
avatar
5 Незнакомка • 03:47, 22.02.2011
Спасибо за разработку. Хотя, как правило, после 9 класса учащиеся мало что помнят, поэтому некоторые моменты (да, в принципе, многие) им приходится напоминать, а здесь таким моментам не уделено внимание. Поэтому использовать в чистом виде в каждом классе эту разработку проблематично. Но разве кто-нибудь из нас не перерабатывает готовое так, как нужно для себя? (в качестве комментария к предыдущему комментарию). Поэтому и я воспользуюсь ею после предварительного вмешательства. Сама по себе разработка - стоящая вещь, ещё раз спасибо.
[Материал]
avatar
4 менделеев • 17:57, 11.01.2011
Спасибо, очень красивая и наглядная презентация!
[Материал]
avatar
3 ОльГенн • 15:36, 02.12.2010
Уважаемая коллега, для 10 класса (база) презентация подойдет, но можно добавить более серьезные иллюстрации, ваши ребята увидят в учебнике. Спасибо, воспользуюсь, с дополнением.
[Материал]
avatar
1 Alesya • 19:07, 23.09.2010
Спасибо. Наглядная презентация на достаточно сложную тему.
[Материал]